Генеральный директор концерна «РУСЭЛПРОМ» Владимир Дорохин
Владимир Дорохин

Владимир Дорохин, РУСЭЛПРОМ: Главный тренд нашего развития – расти выше рынка

Интервью генерального директора концерна «РУСЭЛПРОМ» Владимира Дорохина.

09 ноября 2011

Беседовал Николай Дмитриенко

Интервью генерального директора концерна «РУСЭЛПРОМ» Владимира Дорохина порталу «Управление производством».

Концерн «РУСЭЛПРОМ» объединяет машиностроительные предприятия, выпускающие и поставляющие на внутренний и внешний рынок электрические машины различного типа, применяемые в большинстве отраслей промышленности. Об управлении предприятиями отрасли, которая сегодня находится в фокусе государственных инициатив модернизации, и роли предприятий концерна в энергомашиностроении страны пойдет речь в беседе с создателем и руководителем концерна Владимиром Дорохиным.

- Владимир Васильевич, вы состоялись как успешный бизнесмен в том числе и благодаря консалтинговому опыту в сфере оптимизации управления производственных предприятий. Насколько успешным оказалось применение этих наработок в процессе создания и развития концерна «РУСЭЛПРОМ»?

- Мы приступали к созданию российского электротехнического концерна «РУСЭЛПРОМ», имея за плечами годы работы в консалтинге и опыт реализованных бизнес-проектов в самых различных сферах экономики. Для разработки и построения системы управления концерна была сформирована рабочая группа. В нее вошли многие успешные руководители бывших советских предприятий машиностроения, имевшие огромный управленческий опыт, а также консультанты Института проблем управления РАН им. В. А. Трапезникова. С учеными-исследователями группа компаний «РОЭЛ» уже имела опыт успешного сотрудничества по другим проектам. 

За основу был принят программно-целевой подход. Эксперты рабочей группы провели анализ структуры управления и всех видов потоков внутри концерна. Нам удалось выявить слабые места, различного рода управленческие разрывы, несовершенства структуры и управленческих процедур. Исходя из существующей системы управления предприятий, была разработана оптимальная модель с учетом всех сильных сторон в плане производства. 

Рабочая группа разработала стратегию развития и программу реструктуризации для отдельных предприятий и концерна «РУСЭЛПРОМ» в целом. Но это еще не все. Участники рабочей группы сопровождали реализацию стратегии и программы на первых этапах, буквально «сидели» на площадках и отслеживали сроки и качество происходящих изменений. Особенно полезными оказались оперативные консультации для менеджмента по всем возникающим вопросам. Для меня как для генерального директора это стало наиболее точным индикатором хода реализации стратегии. 

Мы провели целый комплекс мероприятий, и результаты оправдали наши ожидания. Квалификация топ-менеджеров концерна ощутимо выросла, мы смогли интегрировать в команду новых сильных специалистов, экспертов и управленцев. Все это существенно улучшило наши бизнес-показатели.

- Выручка «РУСЭЛПРОМа» в 2004–2009 годах выросла впятеро. За счет чего вам удалось добиться таких результатов? 

- Здесь важно понять сочетание всех факторов. Прежде всего, впечатляющий рост объемов бизнеса объясняется достаточно низкими стартовыми позициями. К концу 2003 года мы только завершили формирование производственной и научно-технологической базы концерна «РУСЭЛПРОМ». Именно с этого момента следует анализировать динамику объемов производства и продаж. 

В то время мы ясно осознавали необходимость масштабной модернизации производства и провели ее первоначальный этап с максимальной отдачей. Именно тогда мы сформировали комплексные подходы к программе непрерывного техперевооружения, модернизации и развития производственных мощностей. Появление на наших производственных площадках новейшего западного оборудования, внедрение новых рычагов управления концерном дали нам значительные преимущества. Существенно возросла производительность труда, снизились издержки. Как следствие, повысилось качество готовой продукции, расширился ассортимент выпускаемых электрических машин, а с этим и география продаж. Доля экспортных контрактов в общем объеме продаж концерна достигла 30 %.

Темпы роста концерна стали превышать темпы роста отечественного рынка. Это произошло, в том числе и потому, что мы не только занимаемся улучшением нашей традиционной продукции, но и ведем активную разработку новых электрических машин. Как следствие — доля более дорогих, усовершенствованных и инновационных продуктов постоянно растет в общем объеме наших продаж. Мы поставили задачу – активнее регистрировать и патентовать все наши технические разработки, чтобы защитить законом собственный банк инновационных идей, каждая из которых может привести к новому прорыву в создании электротехнических продуктов.

Именно увеличение доли инновационной продукции в общем объеме продаж позволяет нам опережать рост рынка. Последние четыре года мы активно развиваем направление инжиниринга — продажи комплексных технологических решений. В результате растет число потребителей, приходящих к нам не просто ради покупки двигателей, а в поисках новых технологических решений.

У нас есть два постоянно совершенствующихся процесса, которые мы смогли грамотно организовать – непрерывное обновление технологических парков и проведение научно-исследовательских работ силами наших собственных специалистов. Как вы понимаете, НИОКР, как и техперевооружение, требуют долговременных инвестиций. Решения о финансировании таких проектов на многих предприятиях машиностроительной отрасли даются с трудом, но не в нашем случае. Мы целенаправленно поддерживаем такие проекты, поскольку уверены, что конечная выгода от этих вложений многократно превышает затраты.

- Ваш концерн является одним из крупнейших в машиностроительной отрасли. Спектр технических компетенций предприятий, входящих в него, достаточно широк — от гибридных двигателей до оборудования для АЭС. Каковы позиции и конкурентные преимущества каждого из этих предприятий на рынке?

- С самого начала развития концерна мы опираемся на ряд принципов. В их число входит построение полного цикла инновационного развития на базе технических и инженерных компетенций предприятий. Главной целью было не просто объединить различные активы, но создать условия для реализации научно-технического потенциала, чтобы выпускать продукцию, которая могла бы на равных конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Все стадии этого цикла — проектирование, испытания, запуск в производство — сосредоточены внутри концерна, что дает нам преимущества перед конкурентами.

Сегодня «РУСЭЛПРОМ» предлагает широкую номенклатуру электрических машин. При этом каждый из трех его машиностроительных заводов, расположенных во Владимирской, Ленинградской и Смоленской областях, имеет собственные конкурентные преимущества. Их основы были заложены еще в советское время, но мы поставили себе целью вывести эти предприятия на новый уровень. Это стало возможно благодаря комплексному техническому перевооружению и закупке оборудования у ведущих мировых производителей.

Инвестиции в модернизацию производства и развитие инженерно-технической базы дают свои результаты. Так, «Владимирский электромоторный завод» (ВЭМЗ), выпускающий асинхронные двигатели общепромышленного назначения, первым в стране приступил к серийному выпуску энергоэффективных электродвигателей, отвечающих жестким европейским стандартам энергоэффективности и экономичности. На базе «Сафоновского электромашиностроительного завода» (СЭЗ) освоен выпуск взрывозащищенных электродвигателей и генераторов, «Ленинградский электромашиностроительный завод» (ПО ЛЭЗ) специализируется на производстве оборудования для гидроэлектростанций и атомной энергетики¸ других больших электрических машин.

Масштабное обновление, затраты на собственные НИОКР и новые инженерно-технические решения, закупаемые на рынке, привели к тому, что позиции концерна — в том числе и на международных рынках — в последние годы укрепились. Кризис заставил существенно пересмотреть все наши планы развития, но уже к 2011 году мы вернули утраченные позиции и растем опережающими темпами выше рынка. В ближайшие три-четыре года мы прогнозируем ежегодный прирост в 40 процентов за счет увеличения производительности и объема выпуска на предприятиях, а также формирования новых производственных возможностей и продуктов.

- В 2010 году концерн «РУСЭЛПРОМ» был удостоен Национальной бизнес-премии «Компания года» в номинации «Инновационный лидер года». Насколько велика доля инноваций в разработках концерна?

- Говоря о стратегии развития концерна «РУСЭЛПРОМ», необходимо учитывать две важные составляющие.

Во-первых, все наши предприятия занимали прочные позиции на рынке машиностроения еще во времена Советского Союза, получали заказы для оборонной и космической промышленности, десятилетиями нарабатывали опыт и, что еще важнее, репутацию в машиностроении. Основы производства, заложенные в то время, составляют фундамент нашего сегодняшнего инновационного развития.

Во-вторых, мы продолжаем приумножать собственный инженерно-технический потенциал. Для этого в составе концерна были созданы несколько уникальных научно-производственных центров. Инжиниринговые подразделения концерна — «РУСЭЛПРОМ-Электропривод», «РУСЭЛПРОМ-Мехатроника», «РУСЭЛПРОМ-Инжиниринг», «РУСЭЛПРОМ-Электромаш» и другие — специализируются на различных типах электротехнического оборудования. Причем мы не просто ориентируемся на быстро меняющиеся запросы рынка, но сами активно их формируем, а также тщательно отслеживаем ключевые мировые тенденции. В данном случае важна не столько количественная, сколько качественная доля инноваций. Одним из примеров успешного применения данной стратегии может служить разработка электротрансмиссий для различных видов транспорта — от карьерных самосвалов до сельскохозяйственных тракторов и городского транспорта с гибридным приводом. Уже сейчас мы готовы предложить технические решения, способные произвести качественные сдвиги в решении вопросов экономии энергии и ресурсов, улучшении экологической обстановки посредством создания гибридных автобусов, энергонасыщенных тракторов, другой сельскохозяйственной техники, специальных транспортных средств.

- Энергоэффективность положена в основу многих новейших разработок концерна «РУСЭЛПРОМ». Можно ли говорить о том, что энергоэффективная составляющая является доминантной в стратегии развития компании?

- В связи с тем, что инициатива в этой области идет сегодня от руководства страны, энергоэффективность сейчас стала популярной дискуссионной темой. Мы ожидали такого поворота событий и были готовы занять позицию лидера в этом направлении задолго до принятия соответствующего закона в 2009 году. Как одна из ведущих компаний в сегменте машиностроения мы всегда стремились сделать наши продукты привлекательными с точки зрения экономии энергии, поэтому здесь перед нами не стояло какой-то принципиально новой задачи. Кроме того, энергоэффективность в Европе и Северной Америке уже достаточно давно стала одним из основных показателей в конкурентной борьбе, и если мы хотим конкурировать на мировом рынке, нам от внедрения новейших решений никуда не уйти.

Несомненно, что создание энергоэффективных продуктов является одним из главных приоритетов развития концерна «РУСЭЛПРОМ». Однако мы нацелены не только на создание отдельных продуктов — двигателей, электротрансмиссий и тому подобного, — но намерены предложить рынку комплексные энергосберегающие инжиниринговые решения, которые могут изменить производственный цикл на многих предприятиях. Таким образом, конкурентные преимущества наших продуктов усилены тем обстоятельством, что энергосберегающие технологии, разработанные нашими инженерами, находят применение в самых различных отраслях экономики.

- Сегодня энергомашиностроение вновь в фокусе государственной экономической политики, о чем глава правительства Владимир Путин заявил на недавнем совещании в Санкт-Петербурге. Есть ли в таком случае смысл сконцентрироваться именно на этом рынке, который может получить поддержку от государства?

- Российское энергетическое машиностроение сохраняет серьезный потенциал для перехода к осуществлению стратегии устойчивого инновационного и технологического развития, но без поддержки государства шансов на такую «перезагрузку» не очень много. Пока что машиностроение в нашей стране обречено на инерционное развитие, при котором мы отталкиваемся от прошлого опыта и, по мере возможности, проводим модернизацию производства собственными силами. Выполнение этой задачи без поддержки государства, в принципе, возможно, но мы можем потерять время, за которые развитые страны еще более усилят отрыв. Только введение определенных преференций для отечественных предприятий позволит сократить эти сроки.

В России растет зависимость от импортного оборудования, поставок зарубежных комплектующих, в том числе и для важнейших объектов экономики. Мы, как разработчики и поставщики энергетического оборудования для стратегических объектов хорошо понимаем цену энергетической безопасности. Увеличивая со временем долю использования иностранных ноу-хау на таких объектах, мы рискуем в трудный момент потерять над ними контроль. Так будет продолжаться до тех пор, пока не заработает программа импортозамещения, не будут приняты протекционистские меры государственной поддержки отечественных производителей энергетического оборудования.

Выступление премьер-министра и принятая Минпромторгом «Стратегия развития энергомашиностроения РФ на 2010–2020 годы и на перспективу до 2030 года» свидетельствуют о качественном изменении отношения государства к перспективам энергомашиностроения. Особенно важным моментом, на мой взгляд, является озвученная позиция по отношению к политике импортозамещения и отказа от импорта устаревших  электротехнических продуктов из-за рубежа, не соответствующих критериям энергосбережения.

- До кризиса Вы утверждали, что если стоимость бизнеса не растет на 30 % в год, то его нужно готовить к продаже. Применимо ли это правило в отношении концерна «РУСЭЛПРОМ»? Каким Вы видите его будущее?

- На сегодняшний день потенциал роста для концерна «РУСЭЛПРОМ» далеко не исчерпан. Концерн вполне может в 2,5 раза увеличить свои докризисные показатели и выйти на ежегодный объем производства и продажи продукции в размере 1 млрд долларов к концу 2014 года.

За счет чего мы сможем достичь этих показателей? В течение ближайших пяти лет планируется завершить комплексное техническое перевооружение, отказавшись от устаревшего оборудования, и вступить в период постоянного обновления технологического парка предприятий. Цель, которую ставит перед собой «РУСЭЛПРОМ», состоит в том, чтобы стать конкурентоспособной международной корпорацией как по уровню технического оснащения средств проектирования и производства, так и по производительности труда.

Концерн уже сейчас участвует в реализации государственной программы повышения энергоэффективности и энергосбережения, и доля «РУСЭЛПРОМа» на рынке энергоэффективного оборудования внутри страны будет постоянно увеличиваться. Мы готовы обеспечить до 90 % рынка решений в сегменте трансмиссий и приложим все необходимые усилия, чтобы совершить такой рывок.

Концерн планирует значительно расширить географию и объемы экспорта своих инжиниринговых услуг и электрооборудования в страны СНГ и дальнее зарубежье. Также перспективные направления экспорта для нас: Китай, Индия, Латинская Америка, Белоруссия, Украина, Казахстан.

Еще одна точка роста для концерна — производственная и инжиниринговая кооперация, альянсы с производителями промышленного оборудования: насосов, мельниц, электростанций, котельных, водоканалов и т. д.Так, особое место в планах концерна занимает развитие направления проектирования и производства электроприводов и электротрансмиссий транспортных средств — гибридных автобусов, многоосных тягачей, погрузчиков, сельскохозяйственных и промышленных тракторов, универсальных энергосредств для сельского хозяйства, спецтехники и т. п.

Кроме того, совместно с партнерами из России, Украины, Белоруссии и Германии — компаниями «Богдан моторс», «Волжским автобусным заводом», «Белкоммунмашем», OWUS и другими производителями городского транспорта — предполагается создать полные линейки гибридных автобусов (12, 16, 18 метров), провести их испытания, получить международные сертификаты и начать серийную сборку на территории этих четырех стран. 

Информация о компании

Электротехнический концерн «РУСЭЛПРОМ» - один из крупнейших отечественных производителей генераторов, гидрогенераторов и электродвигателей для различных отраслей промышленности, ведущий научно-конструкторский и инжиниринговый центр отечественного электромашиностроения.

Российский электротехнический концерн «РУСЭЛПРОМ» - один из лидеров российского электромашиностроения.

Концерн основан в 1991 году. Формирование производственной и научно-конструкторской базы концерна завершилось в 2003 году.

РУСЭЛПРОМ объединяет 12 производственных предприятий, инженерно-конструкторских компаний и организаций, которые проектируют, производят и поставляют потребителям более 3000 наименований электродвигателей, генераторов, систем управления и возбуждения, других видов электрических машин.

В 2002 году мы поставили перед собой цель создать самое современное и инновационное электромашиностроительное предприятие России. В течение последних шести лет мы решали задачи повышения уровня технического оснащения производства, увеличения производительности труда, повышения качества управления и качества выпускаемой продукции до уровня ведущих мировых машиностроительных корпораций. Большая часть из поставленных нами задач была решена. Можно с уверенностью сказать, что по многим параметрам уже сегодня мы успешно конкурируем с крупнейшими международными производителями электрооборудования.

Сегодня концерн РУСЭЛПРОМ представляет собой слаженный производственный холдинг электромашиностроительных предприятий, с развитой внутренней и внешней кооперацией, уникальными испытательными лабораториями и самым современным оборудованием. Уровень производства на предприятиях концерна по многим показателям не имеет аналогов в России. Активная разработка и внедрение инновационных продуктов позволили холдингу в 2010 году получить Национальную премию "ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИДЕР ГОДА".

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях