Михаил Болотин

Михаил Болотин, Концерн «Тракторные заводы»: У нас настолько емкий рынок, что работы хватит всем

Предлагаем Вашему вниманию ответы Михаила Болотиначлена Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России,CEO Machinery & Industrial Group N.V., президента «Концерна «Тракторные заводы», на вопросы аудитории портала "Управление производством".

Портал «Управление производством» начал новый проект «Задай вопрос эксперту», основная цель которого – предоставить Вам возможность получить ответы на Ваши вопросы «из первых рук», от настоящих экспертов, профессионалов экстра-класса, богатый практический опыт и знания которых представляют несомненный интерес для всех, кто хочет сделать свое производство действительно эффективным. 

Предлагаем Вашему вниманию ответы Михаила БОЛОТИНАчлена Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России, CEO Machinery & Industrial Group N.V., президента «Концерна «Тракторные заводы», на вопросы аудитории портала "Управление производством".

 

 - Михаил Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о главных направлениях модернизации производства Концерна - что уже сделано, что в планах? Спасибо. (Сергей Ивцев)

- Спасибо за вопрос. На текущий момент, Сергей, вот уже второй год Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» последовательно реализует комплексную программу  инновационного развития на 2010-2017 гг. Помимо модернизации и технического перевооружения всех производственных площадок группы ею предусматривается создание новых отечественных продуктов по конкурентным преимуществам не только не уступающим мировым аналогам, но и превосходящих их по некоторым важным для потребителей характеристикам. 

В промышленном машиностроении мы наметили для себя модернизацию модельного ряда наиболее востребованных рынком колесных и гусеничных бульдозеров, трубоукладчиков, и расширение линейки колёсных фронтальных погрузчиков и бульдозеров, погрузчиков с бортовым поворотом, транспортных машин (вездеходов) и универсальных гусеничных шасси. 

Новые и модернизированные модели техники оснащаются современными системами электронного управления двигателем и трансмиссией, системами мониторинга с использованием отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС. Также на «Тракторных заводах» активно реализуется программа роботизации производственных процессов. 

- Михаил Григорьевич, менялась ли стратегия вашего концерна после мирового финансового кризиса? Какие стратегические шаги себя оправдали, а какие, по Вашей сегодняшней оценке, Вы бы не предприняли? (Портал Управление производством)

- Кризис дал нашей команде отличный шанс в сжатые сроки существенно обновить и улучшить компанию, что невозможно было сделать в период ее активного роста. Мы были одними из первых на российском рынке, кто своевременно разработал антикризисные меры и последовательно применил их. 

За этот период нам удалось оптимизировать производственные площади на 1,5 млн. кв. м. и законсервировать их на время. Таким образом нами были исключены неоправданные затраты на содержание этих площадей и оборудования (отопление, энергопотребление, техническое обслуживание). В конечном итоге это дало нам экономию порядка $1 млрд. руб. за 1 год. Чтобы преодолеть «мертвую» зону активности внутреннего рынка, мы переориентировались на экспорт. Также были перераспределены приоритеты по реализации программ выпуска новой техники. 

Кризис заставил нас пересмотреть программы освоения новой продукции и придать большое значение себестоимости будущей техники. 

- Г-н Болотин, отводится ли место повышению операционной эффективности в стратегических планах развития Вашего концерна? Если да, то, какие задачи поставлены? (Ольга Федорчук) 

- Задачи мы перед собой, Ольга, поставили намеренно амбициозные. Только за счет повышения операционной эффективности предприятий нашей машиностроительно-индустриальной группы мы планируем добиться увеличения объемов продаж в 2 раза, повышения операционной рентабельности до 12%, и снижения сверхнормативных запасов более чем на 3 млрд. руб. 

Условием повышения эффективности бизнеса является выполнение принятых планов по сокращению затрат, включая реинжиниринг производственных процессов для сокращения цикла производства с учетом поузловой и технологической специализации бизнес-единиц, выведение избыточных площадей, внедрение современных систем и стандартов управления. 

Спасибо за вопрос. 

- Михаил Григорьевич, как Вы считаете, что должно быть сделано для того, чтобы российское тракторостроение стало конкурентоспособным на международном рынке? (Игорь Краморов) 

- Уважаемый Игорь, я глубоко убежден, что отечественное тракторостроение достаточно конкурентоспособно на международном рынке и всегда было таковым. Подтверждением тому могут служить объемы поставок бульдозеров и трубоукладчиков ЧЕТРА в Северную Африку, Индию и Юго-Восточную Азию. В этих регионах продажи росли даже в условиях кризиса. Несмотря на то, что эти потребители имели широкий выбор техники из перечня ведущих мировых производителей, таких как Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr и др. Однако отдавали предпочтение они именно нашей технике – технике, сделанной в России! 

Кстати, в качестве еще одного весомого аргумента о конкурентоспособности нашей продукции не могу не упомянуть о том, что комплектующие, производимые на наших предприятиях, поставляются на сборочные конвейеры крупнейших мировых производителей бульдозеров. 

На сегодняшний день заводы нашей машиностроительно-индустриальной группы поставляют продукцию более чем в 40 стран мира. В большинстве регионов, где работают «Тракторные заводы» (известные за рубежом как Machinery & Industrial Group N.V.), компания является единственной, кто представляет российское машиностроение или тракторостроение в частности. 

- Г-н Болотин, какие судьбоносные вехи для Концерна "Тракторные заводы", в корне определяющие его дальнейшее развитие, Вы бы отметили? Кроме того, Вы поставили задачу за пять лет увеличить производство в три раза. Как именно Вы планируете добиться таких результатов? (Андрей Николаевич Красуцкий) 

- Одной из таких вех, Андрей, пожалуй, можно считать создание в холдинге сельскохозяйственного направления. Сегодня мы фактически являемся единственными отечественными производителями колесных и гусеничных сельхозтракторов. Все другие производители давно уже бросили это направление и, либо переключились на более прибыльные сектора машиностроения, либо занялись сборкой иностранных моделей. 

У нас же есть четкое понимание, а значит ответственность, что российским аграриям нужна эта техника, и кто-то ее должен делать. 

На мой взгляд, сельхозмашиностроение это очень недооцененный моими коллегами сектор. По оценке ООН население к 2050 году увеличится в два раза. При этом необрабатываемые территории остались только в России, Украине и Центральной Африке. Уже в ближайшие годы ожидается рост вложений в отечественное сельское хозяйство. И когда это начнется, техника будет либо российская, либо, если государство не уделит этому достаточно своего внимания, иностранная. К сожалению, от мнения одного человека это не зависит. Должно быть политическое решение – быть или не быть? 

- Г-н Болотин, сколько средств в совокупности по всем машиностроительным предприятиям, входящим в концерн, вкладывается в технологические инновации? Применительно к новшествам в производстве, Вы можете сказать, что цель оправдывает средства? Ведь Россия - не Китай, и у нас все равно всегда любая продукция будет значительно дороже, а постоянные вложения средств в инновации еще больше удорожают продукцию. Интересно, как Вам удается удерживать баланс при инвестировании в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, как результат - получать технологические новинки, а как итог - предлагать конкурентоспособную цену на ваши машины и "держать" продажи? И еще вопрос. Какие управленческие инновации применяются на предприятиях Вашего концерна (и на каких именно), которые позволяют повышать эффективность работы производственных подразделений и предприятий в целом? Спасибо за ответ. (Дмитрий Симаненков) 

- Михаил Григорьевич, расходы российских компаний на НИОКР в среднем около 1,4% от выручки в год, что весьма печально для их будущего. А сколько Ваш Концерн инвестирует в НИОКР? И какие планы в этом направлении? (Ирина Цветкова) 

- С Вашего позволения, отвечу на вопросы Дмитрия и Ирины одним ответом. 

Если отвечать кратко, то согласно программе инновационного развития и технологической модернизации Концерна «Тракторные заводы» на предстоящие годы, общий объем капитальных вложений до 2016 года предусмотрен в размере 17,15 млрд. рублей. В эту сумму входят как затраты на разработку новой техники, так и обновление производственных мощностей, что, на мой взгляд, связано неразрывно. 

Хотелось бы отметить, что, несмотря ни на что, на предприятиях Концерна удалось сохранить все КБ и научные институты. Сейчас они объединены в единую структуру внутри холдинга и способны создавать практически любую технику. Насколько мне известно, мы единственные в стране, кто имеет четкий план развития и создания новой техники, и, более того, активно вкладывает в это свои деньги. К 2016 году запланирован выпуск до 120 моделей машин различного назначения и около 250 наименований навесного оборудования и ОЕМ компонентов. 

Для нас жизненно важным является доведение до конкурентного уровня затрат по новым продуктам. В условиях жесткой конкуренции изготовление новых инновационных видов российской техники экономически целесообразно только на условиях окупаемости. 

В связи с этим требуется существенная ревизия портфеля выпускаемой продукции: низкомаржинальная продукция может выпускаться только в случае обеспечения гарантированного обслуживания финансового цикла ее производства за счет денег заказчика. 

Нас, как производителей, для удержания баланса, о котором Вы спрашиваете меня, беспокоит еще один очень важный для нас вопрос. В связи с отсутствием промышленной политики, мы не знаем какой объем той или иной техники реально потребуется в том или ином году, чтобы избежать перепроизводства. Нас интересует не то, какова потребность в целом, а то, какова ликвидная потребность. 

Объявленная академическими экспертами потребность составляет порядка 60 тысяч тракторов. Мы для себя видим рынок в 15 тысяч тракторов. Государство должно определить: 60 тысяч – это рынок ликвидный, рынок прогнозный или академические соображения? Если государство тоже считает, что ликвидный рынок составляет 15 тысяч тракторов, оно должно помогать не нам, а покупателю достичь его, а про оставшиеся 45 тысяч - забыть, поскольку рынка для них нет. Соответственно, исходя из ликвидности рынка, надо посмотреть, есть ли производители, чтобы эту ликвидность обеспечить. Если есть, то пусть работают, если нет – надо помогать их развитию. 

- Скажите, Михаил Григорьевич, на какой стадии находится сейчас процесс роботизации в Вашем концерне, и как в связи с этим меняется производительность труда? Вы уже определились с планами по возможному выпуску собственных технологических продуктов в области робототехники? Если да, то какие это продукты? (Евгений Новгородцев) 

- Спасибо за вопрос, Евгений. 

Для выполнения поставленных нами перед собой амбициозных задач, предполагающих увеличение за пять лет производства в три раза, а также учитывая острый дефицит квалифицированных кадров, нам было не обойтись без роботизации производственных процессов. 

Весной этого года мы заключили соглашение о сотрудничестве с европейским и российским представительствами японской компании «ФАНУК» (FANUC), которая является одним из лидеров по разработке решений с применением робототехники. В соответствии с договором, предприятия, находящиеся под управлением «Концерна «Тракторные заводы», получают не только различные преференции на поставку роботов, но и полную техническую поддержку со стороны японских робототехников. Российские специалисты получат доступ ко всем обучающим ресурсам и пройдут обязательные программы повышения квалификации при работе со сложным оборудованием. 

Управляющей компанией нашего холдинга уже создано специальное подразделение, которое координирует работы по этому масштабному проекту. 

В первую очередь роботизация коснется производственных площадок Промтрактора, САРЭКСа и Промтрактор-Вагона. Робототехника будет применяться при осуществлении сварки, покраски, гибки и манипуляций, что позволит повысить точность и качество выполняемых работ с деталями, сократить расход используемых материалов и значительно ускорить производственные процессы. Впервые не только в России, но и во всем мире с помощью роботов «ФАНУК» на одной из высокотехнологичных производственных площадок «Тракторных заводов» – ЗАО «Промтрактор-Вагон» – будет введен в действие комплекс дробометных работ. В перспективе мы даже планируем создавать собственные технологические решения с применением робототехники, как для себя, так и на продажу. 

На производительности и качестве выпускаемой продукции это скажется существенно. Это позволит избавиться от пресловутого «человеческого фактора». Представьте себе производство грузовых вагонов, где на каждом изделии сотни метров сварного шва. А если сварщик не в настроении, а если после выходных, а если его нет вообще? 

- Уважаемый Михаил Григорьевич! Ни один бизнес, ни одна корпорация не выживут, если в стране не будут развиваться полноценно и равномерно все отрасли, а самое главное - люди, которые также должны увеличивать свой потенциал. Без уверенных в себе, т.е. счастливых в целом россиян развитие промышленного сектора, наверное, невозможно. Какой Вы видите Россию через 5 лет и через 20 лет? (Данилин Николай) 

- Высокотехнологичной, высокообразованной, самодостаточной и сильной. 

- Михаил Григорьевич, какие предприятия холдинга еще нуждаются в решении проблем, связанных с оснащением современным оборудованием и выпуском востребованных моделей? Входит ли в планы продажа тех или иных Ваших предприятий? (Александр Довнар) 

- Уважаемый Александр, до 2016 года все развитие холдинга находится под пристальным вниманием консорциума банков. На этот период у нас есть четкий план развития, которому мы неуклонно следуем. Планов на продажу на ближайшую перспективу нет. 

- Михаил Григорьевич, скажите, пожалуйста, насколько эффективны ваши зарубежные предприятия и вносят ли они свой вклад в развитие российского машиностроения? (Пётер Гелингер) 

- Еще несколько лет назад мы задумались над проблемой необходимости обновления как продуктовой линейки, так и производства, и просчитав поняли, что намного выгоднее покупать не какие-то отдельные западные технологии,  а целиком предприятия.

Кстати, чуть позже этому примеру последовала госкорпорация РОСНАНО. Сейчас они запускают в Европе производство электронных учебников для российских школьников. Буквально перед самым кризисом мы приобрели контрольный пакет акций одного из крупнейших европейских производителей лесозаготовительной техники датской компании Сильватек (Silvatec). Во многом благодаря этому нам в сжатые сроки удалось выполнить госконтракт по созданию колесного и гусеничного комплекса лесозаготовительной техники для сортаментной заготовки леса. Сейчас мы единственные в России выпускаем харвестеры и форвардеры. На подходе линейка гусеничной техники. 

На литейном предприятии Концерна в Германии проходят подготовку курганские и чебоксарские литейщики. За счет этого нам удалось поднять качество нашего литья до высоких мировых стандартов. К слову сказать, наше крупное железнодорожное литье американская компания Амстед Рейл (Amsted Rail, осуществляет совместный проект по производству тележки для грузовых вагонов) демонстрирует на европейских выставках. 

Кроме того, для нас наши западные производственные площадки является своеобразным индикатором уровня нашего развития внутри России. Пока к сожалению или к счастью мы только учимся у них работать по-настоящему эффективно. 

- Михаил Григорьевич, многие машиностроительные компании испытывают серьезные проблемы с отправкой своей продукции и получением сырья и материалов по ж/д. А как логистическая ж/д составляющая влияет на Ваш бизнес? Как Вы считаете, что надо сделать, чтобы эта проблема была решена? (Семен Шухров) 

- Хотя исторически логистика на большинстве отечественных машиностроительных предприятиях была привязана к железнодорожному транспорту, сегодня мы всё активнее используем автотранспорт. В близлежащие регионы техника отгружается на трейлерах. Однако в отношении дальних регионов мы вынуждены использовать традиционный метод доставки. Это связано как с состоянием дорог, так и со сложностями перевозки достаточно габаритной техники на тралах. 

- Михаил Григорьевич, производительность труда в российском машиностроении - $40 тыс./чел, а в США - более $200 тыс. А как с этим обстоят дела в Концерне Тракторные заводы? И что делается, чтобы если не перегнать, то хотя бы догнать? (Андрей Подольский) 

- Да, Вы правы, Андрей. У нас несопоставимо низкая производительность труда. 

Наша технология производства, которая создавалась в Советском союзе, избыточна. Площадей в 10 раз больше, чем нужно. В ближайшее время по нашим прогнозам избыток производственных мощностей вырастет еще вдвое. Мы имеем один миллион квадратных метров незадействованных площадей – это огромные производственные корпуса, которые нами должны поддерживаться и отапливаться.

Но ведь для того, чтобы делать шестеренки, не нужно помещение высотой 18 метров, достаточно девяти. Фактически мы топим улицу. Мы являемся наследниками и заложниками того, что нам осталось. 

Для того, чтобы эту старую систему поддерживать, нужны люди. Людей нет. Что делать?.. Роботизировать. У нас изначально к робототехнике относились очень скептически. Если что случится, - все пропало, ничего не работает. В России реально роботы работают только на автосборочных производствах с массовыми конвейерами. А в мире промышленные роботы применяются почти везде, начиная от роботов-укладчиков, маркировщиков и покрасчиков. Они работают 24 часа в сутки, голова в понедельник у них не болит. Взять деталь и перенести из точки А в точку Б уже выгодно. Остановка происходит в плановом режиме только на профилактику, и то на короткий срок. 

На предприятии в Канаше мы впервые массово применяем роботов и на резке, и на сварке. За счет этого мы и демонстрируем высокую производительность по сравнению с другими предприятиями. 

- Михаил Григорьевич, Ваше мнение - насколько полезна государственная поддержка частного бизнеса? Не секрет, как только государство начинает активно помогать, производители сразу начинают расслабляться... (Евгений Щебенок) 

- Если государственная поддержка несет стимулирующий характер, то она полезна и нужна. 

- Михаил Григорьевич, как Вы считаете, что более подходит для Концерна ТЗ - точечная модернизация (старого) или сразу строить заново (гринфилд)? (Алена Борисова) 

- И то, и другое. 

Хотя, конечно же, было бы намного удобнее взять и построить завод в чистом поле. Кстати, такие проекты у нас есть. В Канаше, например, был построен с «нуля» абсолютно новый Универсальный сварочно-сборочный корпус (УССК) по производству грузовых вагонов нового поколения. Таким образом, нами был реализован самый масштабный проект в российском транспортном машиностроении за постсоветский период. Теперь на этом производстве работают специалисты ОАО «Промтрактор-Вагон», на базе которого и велось данное строительство. Таким образом, мы сохранили старое производство и рабочие места, а с другой создали уникальный для России производственный комплекс. 

В основном все предприятия холдинга представляют собой заводы, построенные еще в советское время, есть и те, которые строились и в царское время. Самое новое из них было построено в 80-е годы прошлого столетия. На них работают сотни, тысячи рабочих. Все они градообразующие. В налоговые поступления только в Чувашской Республике каждый четвертый рубль поступает от наших предприятий. Похожая ситуация в Кургане. И было бы большой ошибкой не учитывать этой специфики. Так уже сложилось исторически. И мы в ответе за ситуацию в тех регионах, где расположены наши заводы. 

- Михаил Григорьевич, типичное немецкое машиностроительное предприятие работает по алгоритму "сборка-испытания-отгрузка", все комплектующие делают независимые поставщики, это их бизнес. Работает ли Ваш концерн в этом направлении? (Сергей Климов) 

- На текущий момент под управлением «Концерна "Тракторные заводы"  находится почти 30 различных компаний, способных обеспечить полный жизненный цикл выпускаемой продукции – от конструкторских разработок, производства до сервисного обслуживания и обеспечения потребителей комплектующими и запасными частями. Причем каждая наша бизнес-единица несет ответственность за качество, как самой техники, так и комплектующих, выпускаемых ими и поставляемых друг другу в рамках, существующей внутри нашего холдинга, кооперации. 

Модель типичного немецкого машиностроительного предприятия - это наша мечта и итоговая цель. Однако в данный момент мы сталкиваемся с проблемой, что в России просто нет производителей необходимых нам компонентов, а те, что есть, не отвечают требованиям качества. Типичный пример для российского машиностроения это гидравлика. Выходом является закупка иностранной, но это сразу сказывается на стоимости техники. По отдельным позициям мы даже рассчитывали проекты создания за собственный счет узкоспециализированных производств, в частности пластиковых топливных баков, внутри Концерна с последующим их выводом за периметр холдинга и продажей сторонним собственникам, так как это непрофильное для нас производство. 

В тоже время, учитывая объем производства в рамках Концерна создаются узкоспециализированные производственные центры. В Кургане мы создали обрабатывающий цент по производству шестерней и сбору трансмиссий. Сейчас там создаются самые совершенные наши трансмиссии. Они даже поставляются нашим «конкурентам», другим производителям дорожно-строительной техники. Во Владимире создается централизованное производство кабин, которые будут собираться и для других участников рынка. 

Мы в этом отношении за открытость отношений между отечественными производителями. У нас настолько емкий рынок, что работы хватит всем. 

- Многие предприятия ОПК говорят о проблемах с квалифицированным персоналом - благодаря государству заказы теперь есть, а выполнять их некому - растеряли людей, да и не готовы были к росту объемов производства. К тому же престиж инженерных специальностей упал в последние десятилетия. А у Вас какая ситуация с кадрами? (Егор Стебельцов) 

- Качественная профильная подготовка возможна только в рамках комплексных учебных программ, разработанных с учетом реальных потребностей машиностроительного комплекса страны, а также при финансовой поддержке со стороны федерального и регионального бюджетов и предприятий-заказчиков. 

И главная проблема, Егор, даже не в обучении, а в удержании молодых специалистов в производственной сфере. 

Наша управляющая компания всегда делала ставку на талантливую и активную молодежь. Большинство предприятий «Тракторных заводов» поддерживает программы помощи молодому персоналу, которые направлены на комплектование высококвалифицированных рабочих мест. Существуют специальные выплаты для демобилизованных из армии и пришедших на производство. Для уезжающих на руководящие должности в другие регионы менеджеров создана  программа релокации: выплачивается компенсация и другие единовременные выплаты. Также наша машиностроительно-индустриальная группа активно сотрудничает с профильными учебными заведениями на предмет организации учебных классов для подготовки квалифицированных сотрудников. 

Дорогие посетители и читатели портала «Управление производством», хочу поблагодарить Вас за интересные вопросы и внимание, проявленное по отношению к предприятиям нашей машиностроительно-индустриальной группы. 

Информация о компании 

«Концерн «Тракторные заводы» является компанией корпоративного управления и входит в Machinery & Industrial Group N.V., которая является одной из крупнейших интеграторов научно-технических и производственно-технологических ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом. В машиностроительно-индустриальную группу входят более 20-ти крупнейших предприятий, 8 конструкторских бюро и 4 торгово-сервисные компании. Бизнес-единицы холдинга расположенны в 10 субъектах Российской Федерации, а также в Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, Сербии и Украине.

Основные направления деятельности

  • промышленное машиностроение;
  • железнодорожное машиностроение;
  • сельскохозяйственное машиностроение;
  • машиностроение специального назначения;
  • запасные части и ОЕМ-компоненты. 

Самая масштабная в России линейка техники промышленного назначения представлена тяжелой бульдозерно-рыхлительными, трубоукладочными, лесозаготовительными и коммунальными машинами под брендом «ЧЕТРА».

Главное стратегическое преимущество холдинга - вертикально-интегрированная модель производства, позволяющая обеспечить полный жизненный цикл выпускаемой продукции от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производства металлов и запасных частей до маркетингово-сбытовых операций, послепродажного технического обслуживания и сопровождения потребителя через специально созданный единый центр сервисного обслуживания.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях