Промышленная электроника: ремонтировать нельзя заменить

Один из важных шагов, который позволяет повысить эффективность работы, – поиск оптимального баланса между ремонтом и заменой вышедших из строя электронных блоков. Это позволяет существенно снизить потери времени и средств. Однако в российских компаниях такую возможность часто недооценивают. Почему же так происходит? 

Автор: Дмитрий Дмитриев, Генеральный директор, Инженерная компания 555

Для любого промышленного предприятия техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) оборудования – привычный источник головной боли. Вынужденные простои, срыв сроков выполнения контракта, нарушение обязательств перед заказчиками – чтобы избежать этих проблем, предприятиям часто приходится идти на существенные непредвиденные расходы. Как же оптимизировать издержки, сохранив при этом приемлемый уровень надежности, и существует ли в принципе универсальное решение этой задачи? Как сделать этот непростой и затратный процесс максимально прозрачным и управляемым? Эти вопросы сегодня волнуют многих руководителей.

Один из важных шагов, который позволяет повысить эффективность работы, – поиск оптимального баланса между ремонтом и заменой вышедших из строя электронных блоков. Это позволяет существенно снизить потери времени и средств. Однако в российских компаниях такую возможность часто недооценивают. Почему же так происходит? 

«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ» ТЕХНИЧЕСКИХ СЛУЖБ

Главная причина заключается в том, что компонентный ремонт очень часто вообще не рассматривается как возможность в ситуации, когда необходимо восстановить работоспособность оборудования.

В крайнем случае наиболее простой ремонт специалисты технической службы компании пытаются осуществить собственными силами, а об обращении в специализированную организацию речи не идет: считается, что это слишком сложно.

Поэтому замена испорченного блока, на первый взгляд, выглядит наиболее простой и удобной альтернативой. Ее проще обосновать (обычно, кроме факта поломки, особенного обоснования и не требуется), легче просчитать затраты и выбрать поставщика, сравнив цены на товар и удостоверившись в его наличии. Ремонт же заставит повозиться: потребуется оценить ремонтопригодность блока, демонтировать его, передать специализированной организации. Вместо одной типовой и отработанной процедуры – несколько более сложных.

Однако и у замены есть своя негативная сторона – высокая стоимость новых модулей. Почему же многие предприятия все равно предпочитают идти по пути замены блоков, игнорируя возможности компонентного ремонта, тратя значительные средства и понижая тем самым свою конкурентоспособность? Все дело в организации процессов технического обслуживания и ремонтов в компании, как распределяется ответственность.

В крупных и во многих средних предприятиях за ремонт оборудования отвечают технические службы (службы главного инженера, главного механика). Ключевые показатели их эффективности – бесперебойная работа оборудования, снижение времени его простоев. Экономия средств – задача финансовых подразделений, однако повлиять на решение они не могут. Ведь работоспособность оборудования необходимо восстановить как можно скорее, и технической службе утверждают закупку, так как остановка производства обойдется дороже. Как следствие, значительная доля оборудования, которое может быть отремонтировано, списывается, а вместо него закупается новое.

Такой подход характерен как для собственных специалистов, так и для внешних сервисных служб. Поэтому бизнес-процесс большинства предприятий направлен на максимально быструю и эффективную поставку нового оборудования на замену.

Тем не менее в этой практике все оказывается не так гладко, как кажется на первый взгляд. Во-первых, срок поставки может оказаться слишком долгим: большое разнообразие промышленного оборудования ограничивает количество готовых к отгрузке и установке запасных частей. Во-вторых, новые блоки могут потребовать сложной и долгой предварительной настройки – их будет не просто интегрировать в систему. В-третьих, некоторые элементы вышедшего из строя оборудования иногда и вовсе невозможно получить. Например, если производитель завершил поддержку какой-либо линейки оборудования или вмешались санкционные ограничения, затронувшие ряд российских предприятий в последние годы. 

ИМЕЕТ ЛИ СМЫСЛ РЕМОНТИРОВАТЬ?

Надо отметить, что в западных компаниях продлению сроков службы оборудования уделяется гораздо больше внимания, чем у нас, хотя в последнее время, в связи со снижением рентабельности бизнеса во многих отраслях, этот опыт активно перенимают отечественные предприятия. Ведь это позволяет не только решить описанные выше технические проблемы, но и сэкономить: стоимость компонентного ремонта зависит от категории сложности оборудования и составляет, в среднем, от 35 до 50 % от стоимости нового блока.

При этом доля оборудования, которому можно продлить срок службы, достаточно велика. Как показывает опыт нашей компании, восстановлению подлежит от 80 до 90% оборудования. Срок службы при этом продлевается на 4-5 лет – конечно, при условии правильной эксплуатации: и новое, и восстановленное оборудование не застраховано от таких негативных факторов, как неправильное подключение, скачки напряжения, перепады температуры, механические повреждения и загрязнение.

В среднем ремонт электронного блока занимает около 15 рабочих дней – как правило, это существенно быстрее, чем срок поставки нового модуля из-за границы, который может составить 6-8 недель. Однако в ситуациях, когда нельзя допустить даже непродолжительного простоя, оправданным может оказаться параллельный заказ нового блока и ремонт старого. Так создается подменный фонд на случай будущих неполадок.

Ремонт также позволяет избежать проблем с запуском нового оборудования. Отремонтированные блоки возвращают на место, и они начинают работать сразу, так как дополнительная настройка, ввод параметров и программирование им не нужны, что значительно упрощает и ускоряет процесс восстановления работоспособности линии.

В случае, когда оборудование снято с производства или попало под санкции, ремонт и вовсе становится единственным выходом, если, конечно, исключить вариант замены целиком всей линии, стоимость которой может оказаться на несколько порядков выше стоимости неисправного блока.  

КАК ПЕРЕСТРОИТЬ ПРОЦЕСС?

Цель внедрения компонентного ремонта в бизнес-процесс предприятия – снижение затрат на ТОиР и повышение эффективности этой работы.

Необходимо, чтобы любая заявка на покупку нового оборудования взамен вышедшего из строя анализировалась с точки зрения возможности восстановления имеющихся единиц.

Только в случае отрицательного ответа необходимо принимать решение о покупке. Задача по снижению затрат на ТОиР должна быть признана приоритетной топ-менеджментом компании и прописана в КПЭ руководителей, ответственных за это направление работы. Закупка не должна рассматриваться как действие по умолчанию: ее нужно обосновывать, сравнивая с другими возможными вариантами решения проблемы.

Далее необходимо принять решение о том, кто будет осуществлять ремонт: можно ли делать его собственными силами или лучше привлечь специализированную организацию. В большинстве случаев наиболее приемлемым является второй вариант. Ведь создавать в компании подразделение квалифицированных инженеров-электронщиков, обеспеченных всем необходимым оборудованием и широким спектром комплектующих, обычно оказывается нецелесообразным. К тому же вероятность последующего восстановления блока после неквалифицированного вмешательства снижается практически на порядок.

Важной составляющей процессов ТОиР становится оценка ремонтопригодности испорченных модулей. Уже на этом этапе стоит привлечь организацию, специализирующуюся на глубоком компонентном ремонте электроники. Это позволит оперативно получить оценку стоимости и сроков, чтобы принять взвешенное решение. Если организация-подрядчик занимается ремонтом в промышленных масштабах, то оценка ремонтопригодности оборудования может быть произведена в течение нескольких часов после того, как ремонтная компания получит детальное описание неисправности и фотографии шильды блока.  

Необходимо четко разделять понятия  «сервисное обслуживание оборудования» и «ремонт сложной электроники» в рамках процессов ТОиР. Сервисное обслуживание должны производить либо собственные службы предприятий, либо сервисные службы по конкретному виду оборудования.

Задача сервисных служб – в первую очередь, поддержание работоспособности комплекса оборудования. Они знают слабые места производственной линии, должны уметь диагностировать ее состояние и находить неисправный блок. А дальше в работу вступают специалисты по ремонту, которые ищут и устраняют причину выхода из строя отдельного блока. Для этого у специализированных компаний есть и персонал, обладающий нужными компетенциями, и специальное (зачастую очень узкопрофильное и точное) оборудование. 

Комментарии к статье

Актуальная тема! Предлагаю развивать тему дальше

Комментировать
25.05.2018 19:04
0

Вячеслав, спасибо за комментарий! Всегда открыты к диалогу и рады новому сотрудничеству.

Комментировать


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях