Татьяна Ченских

Татьяна Ченских, Нестле Россия: Качество и безопасность – превыше всего!

Сегодня трудно найти человека, никогда не слышавшего о торговой марке «Нестле», ставшей синонимом вкусных и качественных продуктов питания. О том, что позволило компании стать крупнейшим производителем продуктов питания в мире и какое место она занимает на российском рынке, рассказывает директор по качеству ООО «Нестле Россия» Татьяна Ченских.

– Сегодня многие компании, стремясь повысить свою конкурентоспособность, все больше полагаются на модель бережливого производства, а «Нестле», насколько нам известно, разработала собственную модель производственной системы. На каких принципах она строится? Каким инструментам сокращения затрат вы отдаете предпочтение?

– Да, действительно, мы сегодня живем в очень жестких условиях конкуренции, и каждая компания стремится создать такую модель бизнеса, которая позволит сделать продукцию, которую она производит, не только высококачественной, но и максимально привлекательной для потребителя по цене. Компания «Нестле» создала свою модель производства, которая основана на принципах непрерывного совершенствования и движении от просто хорошего к безупречному. Это возможно только при условии вовлеченности в работу персонала на всех уровнях производства и управления, единой концепции постановки и достижения целей, стремления выявлять слабые области процесса и дефекты на самых ранних стадиях их проявления и устранять их посредством простых, но эффективных методов решения проблем. Особенно важным, но очень действенным элементом в этой модели является расширение зоны ответственности в принятии решений операторами производственных линий. Именно их знания и профессиональные навыки помогают совершенствовать все процессы, используя современные методики решения проблем и тем самым устраняя потери. Таким образом, мы отдаем предпочтение в механизмах снижения затрат тем, которые позволяют работать без дефектов и ошибок.

– Какая работа проводится в вашей компании в области оптимизации процессов и обеспечения их прозрачности?

– Формированием процессной модели наша компания начала заниматься давно, и сегодня это хорошо выстроенная и устойчивая система, основанная на принципах ИСО-стандартов, которые успешно зарекомендовали себя во всем мире. Механизмы калибровки действующих процессов и их оптимизации уже встроены в эту модель посредством проведения регулярной внутренней самооценки на соответствие требованиям, как законодательных, так и внутренних стандартов компании «Нестле». Обязательным элементом также является ежегодный аудит всех основных бизнес-процессов внешним международным сертификационным органом, который для нас является одним из источников здоровой критики и стимулирующим фактором к обновлению и оптимизации действующих процессов. Регулярная оценка установленных критериев результативности процессов позволяет постоянно держать руку на пульсе «здоровья» бизнеса, тем самым запуская необходимые инициативы для оптимизации и повышения эффективности действующей системы.

В этой связи очень важно отметить, что четкий и доступный для всех инструмент коммуникаций, как внешний, так и внутренний, является основополагающим принципом обеспечения осведомленности о деятельности компании и, как следствие, повышения прозрачности. Мы открыто говорим как о своих успехах, так и о недостатках, над которыми предстоит работать, потому что только работая все вместе в одной команде, мы можем рассчитывать на серьезный, а главное устойчивый успех.   

– Философия Лин зарождалась в автостроительной области. Есть ли отличия в концепции, применяемой в пищевой промышленности?

– Философия Лин очень легко встроилась в нашу работу. Поэтому можно уже с уверенностью сказать, что отличий в концепции ее применения в пищевой промышленности нет, или они очень не значительны. Конечно, есть некая адаптация к нашим внутренним потребностям и условиям ведения бизнеса, но это свойственно компаниям с любым родом деятельности. Главная цель, которую мы перед собой ставим, внедряя Лин концепцию, это значительное сокращение времени, которое требуется на то, чтобы доставить продукт от изготовителя до потребителя. Покупать наиболее свежие и качественные продукты по привлекательным ценам – это как раз, чего хотят наши покупатели сегодня.

– Продукция «Нестле» регулярно удостаивается премий в области качества, однако в прошлом бренд неоднократно резонировал в связи со случаями выхода продуктов, качество которых не соответствовало заявленному. Разумеется, от сбоев и брака не застрахована ни одна компания, но для пищевой отрасли, тем более для производства продукции для детей, это может иметь удручающие последствия. Были ли сделаны необходимые выводы? Какие изменения пережила ваша система управления качеством? Давайте разберемся в ней подробней, чтобы раз и навсегда избавиться от любых сомнений. На какие стандарты вы опираетесь в своей работе?

– К сожалению, мы не можем прокомментировать «резонансные случаи», поскольку не знаем, о чем именно идет речь. Качество наших продуктов всегда было и остается основным приоритетом нашей компании и предметом нашей гордости. Мы ведем свою деятельность в полном соответствии с Российским законодательством и готовы подтвердить фактами и продемонстрировать это в любой момент. Действительно, от сбоев в работе не застрахован никто, но как уже было сказано выше, раннее выявление дефектов и своевременное их устранение, до того как продукт попадет к потребителю, и есть инструмент защиты от последствий таких сбоев.

Система Качества Нестле зародилась очень давно, более 100 лет назад, и сегодня является очень зрелой и хорошо выверенной. Она основана на предупредительных методах ведения работы, что позволяет быть полностью уверенными в качестве своих продуктов к моменту, когда нужно отправлять их в торговую сеть. Конечно, существует контроль готового продукта, этого требует наше законодательство, но наш основной акцент делается на качестве сырья и упаковочных материалов, где и как они производились, как хранились до подачи в производство. Строгий и поэтапный технологический контроль, подтвержденный статистическими методами обработки результатов, позволяют добиваться стабильности качества. Производственные условия и высокий уровень гигиены, позволяет исключить все риски связанные с их нарушениями. Этот список можно продолжать, но смысл остается прежним – предупреждение появления несоответствий, а не борьба по их устранению и есть наша основная цель.

– Из каких этапов состоит и как проводится контроль качества?

– В компании «Нестле» более применимый термин «обеспечение качества», а не «контроль». Невозможно проконтролировать каждую единицу упаковки с линии, скорость которой более 1000 штук в минуту. Поэтому все процессы выстроены таким образом, чтобы сбои, которые могут привести к ошибкам в качестве, были исключены. К тому же мы производим очень разные категории продуктов и соответственно подход и планирование обеспечения качества разниться. Например, для кофе ключевым является вкус и аромат, что гарантируется качеством зеленых зерен и процессом их обжарки. Поэтому выбор сорта кофейных зерен и композиция их смешивания – это 90% качества. Хочу отметить, что сенсорной оценке нами уделяется очень большое внимание, так как эти критерии особенно выделяют наши покупатели. Такая оценка является завершающим этапом контроля и является очень важным критерием выпуска продукта в торговую сеть.

– Когда компания открывала свои предприятия в России, система управления качеством сразу встраивалась в производство? Легко ли она прижилась на российской почве?

– Система качества появляется на наших новых предприятиях задолго до того как начинается его строительство. Любой проект проходит оценку специалистов по качеству и не может быть утвержден и тем более начат, если есть какие-либо сомнения в том, что требования Системы Качества Нестле не могут быть соблюдены в полном объеме. Когда на производстве созданы и удобно встроены все элементы системы качества, то и нарушать их повода нет. Обучению персонала, особенно нового, мы уделяем очень много времени и не жалея средств. Это именно те затраты, которые очень быстро окупаются и дают отличный результат. Да, в первые месяцы приходилось уделять работе с персоналом чуть больше времени, но отдача потом несоизмеримо больше приложенных усилий. Очень часто новые люди быстро подмечают области, где можно улучшить процесс, и вносят неоценимый вклад в процесс непрерывного совершенствования. Ведь даже маленькая модификация способна решить большую проблему.  

– У вас существует строгий кодекс для поставщиков, очерчивающий требования к качеству продукции и условиям, в которых выполняется работа по ее созданию. Вы как-то контролируете его соблюдение?

– Работе с поставщиками мы уделяем очень большое внимание. В упомянутом кодексе есть требования не только по качеству, но и о социальной и экологической ответственности тех партнеров, которых мы выбираем для сотрудничества. Мы добровольно взяли на себя образовательную миссию и проводим очень много обучающих семинаров для наших коллег на базе российского филиала исследовательской лаборатории «Нестле». Следует отметить, что эта деятельность очень позитивно отмечается всеми нашими поставщиками. Кроме семинаров мы регулярно посещаем наших поставщиков и уже на их предприятии совместно обсуждаем, что и как можно изменить, чтобы повысить уровень сервиса, который они нам предоставляют. Со многими из наших поставщиков мы работаем более 15 лет и за это время стали действительно надежными деловыми партнерами. Мы открыто делимся всеми новинками, которые благодаря хорошо оснащенным научно-исследовательским центрам «Нестле», становятся нам известны. Ведь развитие локальных производителей сырья и упаковки с надежным уровнем сервиса, это еще один источник снижения затрат и немаловажный вклад в повышение конкурентоспособности нашей продукции.

 – Благодарю за увлекательную дискуссию.

 

Фотофакт. Система управления качеством компании «Нестле» в действии.

Фото 1. Каждая партия кофе NESCAFE подлежит особой проверке. Дегустационная комната на фабрике «Нестле Кубань» (Тимашевск, Краснодарский край).

Фото 2. Дегустация готового продукта проводится ежедневно специально обученными сотрудниками, которые обладают развитыми сенсорными способностями.

Фото 3 и 4. Качество продукции на фабрике «Нестле Кубань» тщательно отслеживается на всех этапах производства, включая фасовку и упаковку.

Фото 5. Производственная линия фасовки и упаковки сублимированного кофе NESCAFE Classic. Фото 6. Производственная линия фасовки и упаковки растворимого кофе NESCAFE Gold.

Фото 7. Соблюдение «Нестле» высоких российским и мировых стандартов качества и пищевой безопасности.  

Фото 8. Сотрудники фабрики соблюдают правила гигиены и хорошей производственной практики (правило «чистых рук» и т.д.).

 

Подготовила Наталья Коношенко

Комментарии к статье

Подобная система качества работает и на Кока-коле и на многих пищевых гигантах Но по моему это подмена понятий Они контролируют качество упаковки возможно... Но подразумевать под контролем постоянного вкуса и физического состава продукции контроль качества в широком смысле производственной системы не стоит Пищевых производственных гигантов не интересует работа под заказ - они работают потоком - гигантским потоком. Поэтому для них главный показатель качества при их высокой степени автоматизации и роботизации (когда завод по сути одна технологическая линия + упаковка) - это качество и бесперебойность массового производства доя достижения заданной амортизацией производственных линий себестоимости 1 единицы

Комментировать


UP-PRO в сетях