Многие руководители АВТОВАЗа начинали карьеру рабочими, мастерами, инженерами, некоторые из них сейчас работают на руководящих постах в других автомобильных компаниях. То есть АВТОВАЗ - кузница кадров для всего автопрома страны.
Дмитрий МИХАЛЕНКО, вице-президент по персоналу и социальной политике, отвечает на вопросы Сергея Жишкевича, главного редактора портала «Управление производством».
- Дмитрий, АВТОВАЗ реализует сейчас Программу развития. В каких специалистах сегодня компания особенно заинтересована?
- Да, в прошлом году мы утвердили Программу развития (бизнес-план) АВТОВАЗа до 2020 года. Это – наш стратегический план, который предполагает постановку на конвейер девяти новых моделей за десять лет. Обновление модельного ряда начнется уже в конце 2011 – начале 2012 года, и первым в серию пойдет народный автомобиль эконом-класса LADA Granta. При этом мы понимаем, что запуск новых моделей и организация их производства требует огромной работы инженеров, конструкторов и других специалистов. Для этого по самым скромным подсчетам нам нужно привлечь порядка 1100 профессионалов. И уже в этом году мы должны решить вопрос нехватки инженерного персонала для работы над перспективными моделями.
- Что вы намерены делать, чтобы решить эту проблему?
- Проблема серьезная, ведь потребность в инженерах есть у всех автопроизводителей, которые сейчас локализуют в России производство и наращивают объемы выпуска машин. Мы разработали собственную программу подготовки кадров инженерно-технического персонала. В ней – разные виды обучения, в том числе и обучение и стажировки на производственных мощностях и в технических центрах нашего партнера – Альянса Renault-Nissan. Основная часть людей, которые будут обучаться по этой программе, пройдет курсы переподготовки на базе Тольяттинского государственного университета (ТГУ) и Самарского аэрокосмического университета (СГАУ). Мы хотим сделать эти учебные заведения базовыми для обучения и повышения квалификации сотрудников АВТОВАЗа. Безусловно, будем использовать и все возможности нашего корпоративного университета АВТОВАЗа – уже запустили на его базе программу обучения Академии Качества Альянса (AQA), где 40% слушателей будут сотрудниками наших поставщиков. Очень помогает инициированная первым заместителем председателя правительства РФ Игорем Шуваловым Программа обучения и стажировок 1000 работников АВТОВАЗа на европейских предприятиях Альянса.
- Какие требования предъявляет компания к своим будущим сотрудникам?
- Основные критерии – уровень образования и профессиональной подготовки, а также опыт практической работы.
- А в каких городах предстоит им работать?
- В Тольятти, ведь именно здесь расположен наш завод. С учетом того, что АВТОВАЗ стал равноправным партнером Альянса Renault-Nissan, персонал компании развивается, используя, в том числе, опыт и методики наших зарубежных партнеров. Этот опыт будет востребован на АВТОВАЗе при постановке на производство новых моделей автомобилей (LADA, Renault и Nissan) на одной платформе, которые мы будем производить в Тольятти.
- Какие условия материального и нематериального стимулирования компания может предложить своим новым сотрудникам?
- Уровень заработной платы наших сотрудников больше среднемесячного заработка в целом по Самарской области и выше, чем в среднем по отрасли. Сейчас средняя зарплата работников промышленно-производственного персонала на АВТОВАЗе вернулась к докризисному уровню и составляет около 20 тысяч рублей. У нас один из самых сильных социальных пакетов среди промышленных предприятий России. АВТОВАЗ тратит более 1,5 млрд. руб. на реализацию мероприятий в рамках коллективного договора, они направлены на обеспечение жизненно важных потребностей заводчан. Это добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, дотации на питание, отдых и санаторное лечение и целый ряд других льгот и гарантий.
- Есть ли в компании специальные программы для молодых специалистов? И есть ли на АВТОВАЗе возможности для интересной, активной жизни помимо работы?
- Сегодня у нас в штате более 16,5 тысяч молодых людей до 30 лет. Рабочих из них – около 14 тысяч человек, 2,5 тысячи – специалисты и руководители различного ранга. Это около 23% от общего числа всех работающих, поэтому мы на всех уровнях работаем с молодежью. У нас есть концепция молодёжной политики, в коллективный договор еще с 1998 года включен раздел «Работа с молодёжью».
Есть общественные молодёжные формирования: комиссия по работе с молодёжью (КРМ) и совет молодых специалистов (СМС). Проводим ежегодные конкурсы профмастерства по основным профессиям, конкурсы на лучшее рационализаторское предложение. Молодые сотрудники АВТОВАЗа участвуют во всероссийских и международных семинарах и тренингах. В прошлом году наши молодые специалисты приняли участие в работе Всероссийского образовательного молодёжного форума «Селигер-2010», организованного Союзом машиностроителей России, где было представлено свыше 100 компаний машиностроительной отрасли. По итогам форума команда АВТОВАЗа заняла первое место.
Еще одно из перспективных направлений работы с молодежью – научно-практические конференции. С 1998 года, на АВТОВАЗе состоялось уже 12 научно-практических конференций, в которых ежегодно принимают участие более 100 молодых специалистов, презентующих как перспективные, так и уже реализованные ими проекты. В прошлом году конференция обрела статус международной – в ней приняли участие руководители и молодые специалисты RENAULT. Проведение таких научно-практических конференций, по сути, является серьезным конкурсом, по итогам которого формируется резерв команды будущих руководителей и специалистов высокого класса.
- Какие программы для кадрового резерва уже существуют, как попадают в кадровый резерв компании? Есть ли в компании руководители высшего звена, которые когда-то начинали в компании как молодые специалисты?
- Формирование кадрового резерва – одно из важнейших направлений нашей политики. Суть работы с кадровым резервом в том, что движение персонала в компании должно быть не хаотичным, а планируемым, оно должно вписываться в общую концепцию развития организационной структуры предприятия и усиливать его кадровый потенциал.
Резерв формируется из активной и подготовленной части сотрудников, которая способна замещать вышестоящие должности. А состав резерва отражает текущую и перспективную потребность компании в руководителях и специалистах. Основные критерии отбора «резервистов» - уровень образования и профессиональной подготовки, опыт практической работы, организаторские способности и, конечно, личностные качества. Эта работа ведется в несколько этапов: предварительный набор претендентов в кадровый резерв; изучение, оценка, отбор кандидатов и утверждение состава резерва.
Люди, попавшие в кадровый резерв АВТОВАЗа, продолжают профессиональное развитие - для каждого составляется индивидуальный план, который состоит из нескольких этапов и включает обучение в различных формах. Также кандидаты должны пройти стажировки на ведущих предприятиях страны. А затем – конечно, итоговый экзамен, по результатам которого готовятся рекомендации по дальнейшему продвижению каждого специалиста. Таким образом, мы обеспечиваем оперативное и качественное замещение должностей на всех уровнях управленческой вертикали АВТОВАЗа.
Кстати, многие руководители АВТОВАЗа начинали карьеру рабочими, мастерами, инженерами, некоторые из них сейчас работают на руководящих постах в других автомобильных компаниях. То есть АВТОВАЗ - кузница кадров для всего автопрома страны.
- Заинтересована ли компания в тех, кто еще учится? Какие программы есть для работы со студентами последних курсов?
Что касается обучения сотрудников АВТОВАЗа, то можно сказать, что это – одно из важнейших направлений деятельности компании. В соответствии с требованиями международных стандартов у нас создана и успешно функционирует система подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации персонала.
Одна из разновидностей обучения – целевая контрактная подготовка специалистов для АВТОВАЗа. Она осуществляется в таких авторитетных учебных заведениях, как Тольяттинский государственный университет, Самарский государственный университет, Самарский государственный аэрокосмический университет. Что собой представляет целевая контрактная подготовка? Это, когда среди студентов вышеуказанных вузов, успешно окончивших 3 курса, проводится отбор для дальнейшего обучения по адаптированным к заводским задачам учебным программам. АВТОВАЗ заключает контракт со студентами и часть оплаты за обучение берет на себя завод.
- Что необходимо сделать, чтобы попасть на работу в компании, и к кому стоит обращаться за более подробной информацией?
- За более подробной информацией по перспективным или имеющимся вакансиям необходимо обращаться в управление кадров АВТОВАЗа.
Краткая информация о компании
ОАО "АВТОВАЗ" - один из крупнейших автопроизводителей Европы. Производственные мощности АВТОВАЗа позволяют выпускать свыше 1.000.000 автомобилей в год. С 1970 года АВТОВАЗ произвел более 26 миллионов автомобилей LADA и автокомплектов. Продукция АВТОВАЗа - легковые автомобили массового производства; ценовой диапазон: 170 000 - 400 000 рублей. Доля АВТОВАЗа на рынке легковых автомобилей России - около 30%.
Налоговые отчисления ОАО "АВТОВАЗ" формируют более 40% бюджета Тольятти, 20% - Самарской области и около 1 % федерального бюджета.