Цифровая экономика: выжить или преуспеть?

Взгляд «профессиональной тусовки» от подачи СМИ отличается кардинально: самим технологиям в цифровой экономике отводится важная, но всё же второстепенная роль. Но если не в технологиях, то в чём же суть «цифровой экономики»?

Автор: Илья Скирневский, Эксперт по стратегии и организационному развитию, Корпоративное управление

В конце ноября в Москве прошёл VII Всероссийский форум по корпоративному управлению. Тема - цифровая экономика. Состав участников - руководство ТОП-300 российских компаний. Среди выступавших Советник Президента, Первый зампред ЦБ, Президент МТС, два зампреда Сбербанка и т.п. 

Если кратко, то взгляд «профессиональной тусовки» от подачи СМИ отличается кардинально: самим технологиям в цифровой экономике отводится важная, но всё же второстепенная роль. «Это всего лишь влияющий фактор, один из многих», «нужно учитывать, нужно использовать», «были одни технологии, будут другие», «обсуждение блокчейна на Западе уже спадает» и т.п. 

Больше всего понравилось: «Раньше для общения была лавочка, а теперь мобильный телефон. Никто же не уделял лавочкам больше внимания, чем людям? И теперь не стоит». В общем, сами технологии обсуждали от силы ну 5% времени. 

Но если не в технологиях, то в чём же суть «цифровой экономики»? Выступающие выделяли следующее:

1. Клиенты, инвесторы и сотрудники - это теперь «резиденты цифрового мира», открыты и доступны всем. Конкурируем за них сразу со всем миром.

2. Для успеха нужно предлагать человеку мультисервисность, создавать вокруг него экосистему. Бизнес в цифровой экономике должен строиться не вокруг технологии, а вокруг человека. Человек важнее технологии. Главное нарабатывать доверие человека.

3. Необходимо учитывать эволюцию доверия в обществе: в прошлом личное доверие (знакомым), затем институциональное (социальным институтам), а сейчас уже распределённое (социальным сетям). Покупатель уже не просто покупатель, а агент, который влияет на отношение рынка к компании. Тоже касается и сотрудников, и всех, кто с компанией сталкивается. Доступность информации о компании будет только расти.

4. Управление доверием превращается в ключевую технологию. «О доверии» должно быть в повестке дня любой компании. Низкое доверие - высокие издержки. Высокое доверие - низкие издержки.
 
5. Время сжимается, скорость изменений [потребностей клиентов, методов работы] постоянно растёт. Время принятия решений, скорость реакции - важнейший фактор. Не успел, - навсегда опоздал. Поэтому необходима постоянная работа с эффективностью; убирать потери - важнейшая задача.
 
6. Риск-менеджмент, ещё одна ключевая технология. В том числе с киберрисками нужно активно работать («есть два типа компаний: которые уже взломали и которые о том, что их взломали, ещё не знают).
 
7. В недалёком будущем привычных нам форматов бизнеса не будет. Всё изменится, даже названий для новых форм бизнеса сейчас нет. Старые парадигмы бизнеса себя изжили. Каждый должен думать о том, как трансформироваться.
 
8. Динамичность и готовность к постоянным изменениям. В цифровой экономике крупные корпорации ничем не отличаются от стартапа. Такой подход, плюс громадный ресурс, - залог успеха и сегодня, и в будущем. Но как только появляется «бронза на лице», как только появляется ощущение «мы сила», как только «костенеем в регламентах», - то всё. Чем более закостеневшие, тем раньше смерть.
 
9. Чтобы предотвратить закостенелость нужно собрать верную команду. Имеющую потенциал, готовую и способную учиться, быстро меняться, и при этом эффективную «здесь и сейчас».
 
10. Команда единомышленников - это то, что никакие ИИ и блокчейн никогда не заменят. Поэтому самое важное в цифровой экономике - это ценности: «точка сборки», вокруг чего собираемся.
 
11. Важно распознавать таланты и давать им развиваться. При этом нужно учитывать возрастную разницу. Для молодых новые технологии - это как родной язык, а для 40+ - это лучше или хуже выученный чужой. Мы их [технологии] лишь понимаем, а молодые - чувствуют.
 
12. При этом естественно необходимо быть в тренде новейших технологий, изучать и осваивать. Первыми предлагать клиентам. И важны технологии не только завтрашнего, а уже даже послезавтрашнего дня.
 
13. Внедрение вышеперечисленного и есть основная задача/принципы корпоративного управления сегодня. 

Общий вывод: каждый из нас вот прямо сегодня на рубеже. Или есть будущее, или нет. Целевые императивы: создание уникальной экосистемы для клиентов/инвесторов/сотрудников, управление доверием, повышение эффективности, риск-менеджмент, динамичность, ценности, команды единомышленников, развитие талантов. 

В общем, цифровая экономика - это о доверии и эффективности. Ну и немного о новых технологиях конечно :) 

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях