Портал "Управление производством" 0 комментариев

Николай Виноградов: Лицо региональной экономики во многом определяют новые предприятия

Потенциал и темпы развития ряда областей РФ говорят о верном курсе, избранном региональной властью. Как реализуются стратегические планы во Владимирской области, нам рассказал губернатор Николай Виноградов.

– Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года (далее – Стратегия) была утверждена относительно недавно – всего три с половиной года назад. Во-первых, обращает на себя внимание долгосрочный характер стратегии и ее формализация в виде документа. Для регионов России это скорее редкость, чем правило: чаще встречаются проекты, концепции, так и не получившие воплощения в реально используемом документе. Долгосрочный период вашего стратегического планирования, с одной стороны, указывает на исключительную серьезность намерений власти по развитию региона. С другой стороны, это еще не признак практического действия документа. Ведь долгосрочная стратегия не может быть написана раз и навсегда – при ее последовательной реализации требуются корректировки и уточнения на основе постоянного мониторинга условий, в которых региональная стратегия реализуется. 

Николай Владимирович, чем Вы можете подтвердить действенность документа на практике? Вносились ли в вашу стратегию какие-либо уточнения и, если да, то чем они были вызваны? 

– Долгосрочная Стратегия до 2027 года и Среднесрочный план социально-экономического развития области на 2009-2012 годы разработаны в 2008 году в соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития РФ и решением Госсовета при Президенте РФ. В нашем случае, это действительно реально действующий документ, определяющий основные направления нашего движения.

Действенность Стратегии Владимирской области на практике сейчас можно оценить через механизм реализации Среднесрочного плана, который включал конкретные мероприятия, направленные на достижение целевых установок.

Итоги первых лет реализации Стратегии показывают, что для экономики области характерно поступательное развитие. Несмотря на то, что в условиях кризиса 2008 года произошло некоторое замедление экономического роста, уже в 2010 году объем валового регионального продукта составил 218,7 миллиардов рублей, а индекс физического объема ВРП – 106,7%. Предварительные итоги 2012 года по базовым видам экономической деятельности позволяют оценить ВРП на уровне 273,0 миллиардов рублей с ростом 104,3%.

В структуре ВРП наибольший удельный вес занимают промышленность, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, строительство. 

Промышленный комплекс региона имеет многоотраслевую направленность. По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг область в 2012 году находилась на 7-м месте в рейтинге субъектов ЦФО.

В промышленности области активно происходят экономические преобразования, что влечет существенные изменения как отраслевой структуры, так и технологической составляющей производственных процессов. Неэффективные традиционные производства замещаются современными предприятиями так называемой «новой экономики» со значительно более высокой производительностью труда. Это – результат последовательной работы, прописанной в Стратегии.

Активно развиваются виды деятельности, составляющие основу инновационного развития всей экономики региона: химическое производство, включая фармацевтику нового поколения, производство неметаллических минеральных продуктов, металлургия и производство готовых металлических изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также высокоавтоматизированный выпуск кондитерских изделий.

Надо сказать, что для экономики области характерна положительная динамика привлечения инвестиций. В 2011 году их объем в основной капитал за счет всех источников финансирования с учетом субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности составил почти 58 миллиардов рублей, что на 7,4% выше уровня 2010 года.

Мы занимаем устойчивые позиции в рейтинге регионов ЦФО по объемам привлекаемых иностранных инвестиций. В 2011 году по сравнению с 2006 годом они увеличились в 1,5 раза и составили 518,8 миллионов долларов США.

В строительном комплексе региона в рамках долгосрочной областной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» решаются задачи  обеспечения ежегодного роста объемов ввода жилья, развития стройиндустрии и системы ипотечного кредитования.

Последовательно развивается потребительский рынок. По динамике оборота розничной торговли Владимирская область занимает четвертое место в ЦФО. Позитивный характер развития региональной экономики обеспечивает повышение уровня жизни населения.

Проводимая региональная экономическая политика получила высокую оценку на федеральном уровне. По комплексной оценке показателей эффективности деятельности наша область заняла 11 место среди 83 субъектов РФ. Регион пятый год подряд входит в двадцатку лучших субъектов страны. Так что, можно сказать, что действенность принятой Стратегии на практике проявляется. Есть результаты, которые свидетельствуют о правильности выбранных подходов и определения ориентиров. 

– Как совершенствуется механизм управления стратегическим развитием? 

– В соответствии с изменением макроэкономической ситуации и условий ведения бизнеса неоднократно осуществлялось уточнение некоторых положений Стратегии. Так, в связи с утверждением Энергетической Стратегии РФ и ряда федеральных правовых документов, в период с 2010 по 2012 годы в Стратегию четыре раза вносились изменения. В 2011 году сводная таблица программных мероприятий среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009-2012 годы изложена в новой редакции.

Исходя из приоритетов, обозначенных в документах стратегического планирования, определяется целесообразность разработки целевых, долгосрочных и других программ в регионе. Так, например, в 2012 году утверждена Схема территориального планирования Владимирской области, в рамках которой мероприятия по территориальному развитию разработаны с учетом показателей Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года.

Следует отметить, что ряд мероприятий среднесрочного плана области включен в Стратегию социально-экономического развития ЦФО до 2020 года в рамках развития экономики Владимирской области, что обеспечивает синхронизацию действий и преемственность курсов, проводимых на федеральном и региональном уровнях. 

– Призвание долгосрочной стратегии – быть опорой в решении самых непростых проблем в различных сферах и отраслях. Какие проблемы с точки зрения промышленности есть у региона? Помнится, на момент разработки Стратегии внутренняя производственно-территориальная организация региона еще не обеспечивала конкурентоспособность Владимирской области на мировом рынке. Не существовало тогда и полноценных конкурентоспособных территориальных кластеров… 

– Стратегия, действительно, помогает не только правильно выявлять проблему и пути ее решения, но и четко следовать им. Благодаря реализации Стратегии экономика области уже сегодня заметно преобразилась, она полностью ориентирована на развитие современных высокотехнологичных производств с конкурентоспособной или уникальной продукцией.

Сейчас есть несколько основных задач, которые нуждаются в решении. Во-первых, физический и моральный износ основных фондов в традиционном секторе промышленности и, порой, недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию. Один из главных путей решения данного вопроса – привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, на техперевооружение и модернизацию. Мы последовательно работаем в этом направлении.

Для того чтобы эффективно привлекать инвесторов, уже удалось сделать многое. Задача сегодняшнего дня – обеспечить их приход инфраструктурно обустроенными земельными участками, готовыми к размещению инвестиций. Мы уже идем по пути решения данного вопроса. Более того, даже пошли на предоставление под размещения инвестиционных проектов земли, выкупленной в областную собственность, что является дополнительной гарантией безопасности ведения бизнеса для инвестора. Совсем скоро будут объявлены торги и, уверен, возникнет конкурентная борьба за такой участок, находящийся в непосредственной близости от Владимира. Площадь его – 180 гектар. Это отличное место для размещения высокотехнологичного производства.

Есть проблема кредитования инвестиционных проектов, которая заключается в том, что зачастую коммерческие банки на инвестиционной стадии проекта при отсутствии залоговой массы не готовы предоставлять долгосрочные кредиты на приемлемых для инвесторов условиях. Этот вопрос решается в каждом конкретном случае при проведении переговоров.

При хорошем уровне инфраструктурной обеспеченности инвестиционных проектов в регионе есть и вопросы, касающиеся инфраструктуры. Прежде всего, речь идет об увеличении мощностей газопроводящей сети, в отдельных территориях – в Гусь-Хрустальном, Судогодском, Селивановском районах. Рост вложений в инфраструктурные проекты позволяет надеяться на решение этой задачи в перспективе.

Что касается оценки конкурентоспособности, то о достаточно высоком уровне конкурентоспособности отдельных видов продукции Владимирской области можно говорить, опираясь на данные официальной статистики. Так, по многим видам продукции регион на протяжении ряда лет сохраняет значительный удельный вес в общероссийском производстве, а по некоторым – более или около половины всего отечественного производства. К таким видам продукции, например, относятся: стеклянные сосуды для питья – 100%, ткани из стекловолокна – 82,9%; сыворотки и вакцины иммунные – 64,3%; препараты для лечения онкологических заболеваний – 50,1%; стрелочные переводы — 43,8%.

В целом, развитие экономики Владимирской области предполагает рост ее конкурентоспособности, как в традиционных, так и в новых, наукоемких секторах, при этом главная задача – обеспечить прорыв в развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.

Решение этой задачи требует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, образования и науки на основе использования эффективных инструментов инновационного развития, одним из которых является кластерный подход.

Кластерный подход – это, прежде всего, новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность региона. С приходом инвесторов в регионе уже сформировались и заработали целые новые промышленные кластеры: пищевой, представленный крупнейшими мировыми компаниями «Крафт Фудс», «Ферреро» и «Нестле», автомобильный, фармацевтический, биоэнергетический. 

– А фармкластер как развиваете? 

– Фармацевтический кластер является предметом нашей особой гордости. Он включает в себя международный биотехнологический центр и инновационное предприятие «ГЕНЕРИУМ», которые обеспечивают как разработку перспективных лекарственных средств, так и производство готовых препаратов; развивающие свой бизнес предприятия «Лэнс-Фарм», «Славянская аптека», «Внешторгфарма». Неотъемлемой частью фармацевтического кластера следует считать два научно-исследовательских института, а также уже сформированную сеть оптовой и розничной торговли.

Кроме того, на базе фармацевтического кластера «ГЕНЕРИУМ» созданы максимально комфортные условия для жизни и труда сотрудников – построен коттеджный поселок в количестве 45 таунхаусов, где в настоящее время проживает более 100 сотрудников вместе со своими семьями. Создана обширная социальная инфраструктура, включая теннисные корты, спортивный комплекс, который будет дополнительно расширяться в перспективе. Построена комфортабельная гостиница, ресторан. В будущем перечень подобных объектов будет только расти.

В настоящее время ведется активная работа по подведению всей необходимой инженерной инфраструктуры на территорию вновь создаваемой фармзоны «Парацельс», которая станет отличной площадкой для реализации многочисленных совместных проектов в фармацевтической сфере, в том числе с участием французских партнеров. Компаниями-сателлитами этого кластера являются предприятия химической и стекольной промышленности, предприятия транспорта и логистики.

Формирование социальной инфраструктуры на базе промышленных кластеров является сегодня неотъемлемой частью их существования, залогом успешного развития не только территории, но и человека, который проживает на этой территории. 

– Сегодня перспективным направлением является сфера нанотехнологий. Вы ее тоже не обошли стороной? 

– Созданию кластера в сфере нанотехнологий уделяется особое внимание. Стратегическими партнерами по созданию новых производств наноиндустрии в регионе являются ОАО «РОСНАНО» и Госкорпорация «ВНЕШЭКОНОМБАНК». В настоящее время в этой сфере реализуется 9 перспективных инвестиционных проектов.

В рейтинге регионов ЦФО по доле организаций, осуществлявших инновационную деятельность, Владимирская область занимает 4 место. Следует отметить, что общий вклад науки в развитие региональной экономики составляет более 20 миллиардов рублей.

В текущем году завершается работа по созданию высокотехнологичного современного завода по производству наноструктурированных мембран – ЗАО «РМ Нанотех», использование которых позволит решить стратегическую задачу – создание нового поколения отечественного водоочистного оборудования, в том числе для обеспечения населения России безопасной и доступной питьевой водой.

Хорошие перспективы развития на сегодняшний день имеют также кластеры высокоточного машиностроения, деревообработки, агропромышленный, образовательный. 

– Осуществляемые в регионе виды экономической деятельности в промышленном секторе говорят о диверсифицированной экономике. И это хороший задел для быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка. Но здесь есть некий «эффект волчка» – одного запуска недостаточно, чтобы поддерживать равновесие. Нужно постоянное воздействие сверху. В данном случае – в виде создания условий для дальнейшего укрепления диверсификации. Однако с одновременным пониманием того, какой производитель в ней не просто жизнеспособен, но и наиболее перспективен для повышения конкурентоспособности региона. С этой позиции насколько устойчивой является сегодня промышленная многоукладность Владимирской области? Какие меры со стороны государства направлены на поддержание баланса в промышленности? 

– Влияние и постоянный контроль развития экономики и сохранения ее многоукладности, действительно, нужны и даже необходимы. Таковы реалии времени. Не случайно активизация работы по повышению эффективности инвестиционной политики на данном этапе развития руководством страны обозначается в качестве одного из приоритетов. На заседании Государственного совета РФ в декабре 2012 года выработаны рекомендации по улучшению инвестиционного климата и совершенствованию условий ведения бизнеса в субъектах РФ. Нам предстоит работа по внедрению «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного климата в регионе». Подготовленный Агентством стратегических инициатив Инвестиционный стандарт содержит 15 универсальных требований, которые условно можно разделить на три группы: гарантии инвесторам, обеспечение необходимых условий для реализации инвестиционных проектов, а также стратегия инвестиционного развития региона.

Считаю крайне важным регулирование со стороны государства размещения производительных сил по территории страны. Конкуренция между регионами за привлечение инвестора, с одной стороны, мобилизует естественные факторы развития каждой территории, а с другой стороны, не идет на пользу общему делу. Здесь очень нужна «рука» государства. Кстати, такой тезис прозвучал в последнем Послании Президента Федеральному Собранию, и я с ним полностью согласен.

За последние годы промышленность области обзавелась запасом прочности. Она остается ведущей отраслью экономики региона, является основой наполняемости бюджетов и обеспечения занятости населения.

Действительно, спецификой Владимирской области является отсутствие доминирующих производств в региональном масштабе, то есть промышленный комплекс имеет многоотраслевую направленность. Это – также результат сознательного построения «новой» региональной экономики. В области имеются предприятия всех основных видов обрабатывающих производств, при этом на них приходится около 90% всей выпускаемой промышленной продукции. В структуре продукции наибольший удельный вес занимают производства: пищевых продуктов – около 30%; электрооборудования, электронного и оптического оборудования – почти 14%; машин и оборудования – около 10%; химическое – свыше 8%; прочих неметаллических минеральных продуктов – 7,5%; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 7%. Отсутствие монопроизводств и региональной специализации позволяет с минимальными затратами развивать достаточно широкий спектр производств и услуг, быстро реагировать на изменение экономической конъюнктуры.

Активно происходящие в промышленности области экономические преобразования существенно влияют как на отраслевую структуру производства, так и на технологическую составляющую производственных процессов. Неэффективные традиционные производства замещаются современными предприятиями, создаваемыми на базе передовых современных технологий, со значительно более высокой производительностью труда. В последние годы освоено производство новых видов промышленной продукции: сендвич-панелей для многоэтажного домостроения, вспененных эластичных напольных покрытий, строительных металлоконструкций контейнерного типа (модульные контейнеры), современных видов лекарственных препаратов, акриловых дисперсий, премиксов, фармацевтической продукции нового поколения, высокоавтоматизированный выпуск кондитерских изделий.

Следует отметить, что ряд предприятий, введенных в число действующих несколько лет назад, сегодня по объему выпускаемой продукции и численности работающих уже относятся к базовым предприятиям промышленности. Среди них: ООО «БЕКО»; ООО «ВЕСТЕЛ-СНГ»; ООО «Крафт Фудс Рус»; ЗАО «Ферреро Руссия»; ЗАО «Стародворские колбасы», ООО «Русджам», ООО «Дау Изолан».

В условиях практически постоянной диверсификации и модернизации производства за последние 10 лет объем отгруженной продукции промышленного производства в фактических ценах увеличился в 5,4 раза, ежегодные инвестиции в основной капитал отрасли составили в среднем более 10 миллиардов рублей.

Думаю, все это позволяет быть уверенным в устойчивости региональной экономики. Но Вы правы в том, что такая модель требует постоянного участия и регулирования. Это нормальный процесс, диктуемый требованиями времени. 

– Проблема практически всех регионов России – наличие предприятий с высоким уровнем износа оборудования и недостатком собственных средств на их модернизацию. Что предпринимается у вас в регионе для решения этой проблемы? Какие инвестиции были вложены в модернизацию в течение 2010-2012 годов и как они распределились по отраслям? 

– Как я уже сказал, такая проблема действительно есть. Остановлюсь на ней подробнее. В среднем, на крупных и средних предприятиях обрабатывающих производств степень износа составляет 45%, при этом наиболее низкий показатель наблюдается в химическом производстве – 24%, наиболее высокий – в текстильном и швейном производстве – 67%.

Модернизация производства невозможна без привлечения инвестиций. Поэтому большое внимание мы уделяем созданию благоприятного инвестиционного климата для любого потенциального инвестора. Ведется постоянная работа по совершенствованию областного законодательства. Основным документом в инвестиционной сфере является Закон Владимирской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области», которым определены формы государственной поддержки как отечественным, так и зарубежным инвесторам, а также условия их предоставления.

Наиболее востребованными формами господдержки стали предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и на имущество и субсидий из областного бюджета. В 2012 году введена новая форма господдержки для стратегических инвестиционных проектов с объемом инвестиций не менее 5 миллиардов рублей – бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

Инвесторам оказывается содействие на всех этапах реализации проектов, начиная с получения заявки на подбор площадки, и заканчивая государственной приемкой в эксплуатацию законченного строительством промышленного объекта.

Предусмотрены и оказываются меры поддержки становлению и развитию предприятий малого и среднего бизнеса в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы».

В 2010-2011 годах объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающих производств составил свыше 17 миллиардов рублей, при этом наибольший удельный вес пришелся на такие производства пищевых продуктов – 30,8%; прочих неметаллических минеральных продуктов – 14,4%; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 14%; производство машин и оборудования – 9,6%; химическое производство – 6,1%.

За последние три года введено в строй действующих 38 новых производств.

По неокончательным данным на конец 2012 года года в обрабатывающие производства области инвестировано свыше 8 миллиардов рублей, что составляет 160,7% к соответствующему периоду 2011г. 

– А сколько пришлось на инфраструктурные проекты?           

– В последние годы мы целенаправленно работали над развитием инфраструктуры. Реализовывали проекты в сфере ЖКХ, энергетики, дорожного строительства.

В 2012 году завершена реализация регионального инвестиционного проекта «Развитие системы теплоснабжения во Владимире и Владимирской области», который осуществлялся на территории Владимирской области с декабря 2009 года при государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Фактическая стоимость проекта – 469,04 миллионов рублей.

Реализация проекта позволила осуществить реконструкцию и модернизацию 23,2 км сетей теплоснабжения, ввести в эксплуатацию новую блочно-модульную котельную, реконструировать несколько котельных.

Кроме этого, с целью эффективного использования местных видов топлива утверждена областная долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие добычи, переработки и использования торфа на территории Владимирской области на период 2011-2016 гг.». В рамках этой программы в строительство котельных на торфяных видах топлива инвестировано более 350 миллионов рублей частных инвестиций.

В Камешковском районе в 2012 году за счет средств инвестора ООО «Энергосети» произведено строительство и модернизация котельных и тепловых сетей в с.Патакино, с.Второво на общую сумму 15,5 миллионов рублей.

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Чистая вода» на территории Владимирской области выполнены мероприятия по строительству и реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на общую сумму финансирования 76,76 миллионов рублей. 

В развитие газотранспортной сети области в течение 2010-2012 годов активно инвестировали ОАО «Газпром» – 1 370 миллионов рублей и ОАО «Владимироблгаз» – 263,6 миллионов рублей. Инвестиции из федерального и областного бюджетов составили 285,7 миллионов рублей.

За 2010 год общий объем капитальных вложений в инвестиционные программы электросетевых организаций региона составил 931,8 миллионов рублей, в 2011 году 1 507,6 миллионов рублей, в 2012 году — 765,2 миллионов рублей. Благодаря этому за период с 2010 по 2012 год построено и реконструировано 710 километров линий электропередач, полностью реконструировано несколько подстанций.

За период с 2010 по 2012 год Владимирским филиалом ОАО «ТГК-6» выполнение капитальных вложений составило 620 миллионов рублей.

Кроме этого в 2012 году начата  реконструкция Владимирской ТЭЦ со строительством блока паро-газовой установки ПГУ-230. Финансирование реконструкции с начала проекта составило 3 276 миллионов рублей без НДС.

Важнейший элемент инфраструктурной обеспеченности – дорожная сеть. Во Владимирской области она хорошо развита. Дороги находятся в удовлетворительном состоянии.

В 2010-2012 годах на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог было направлено 648,54 миллионов рублей, что позволило отремонтировать 318,98 километров покрытия и множество объектов дорожной инфраструктуры. На содержание автомобильных дорог в летний и зимний период за три года направлено почти 3 миллиардов рублей. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения за этот же период направлено около 2 миллиардов рублей. Кроме этого, ежегодно органам местного самоуправления предоставлялись субсидии на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог. Создание в 2012 году дорожного фонда области позволило упорядочить и активизировать работу по развитию дорожной сети. В 2013 году объемы финансирования будут увеличены в сравнении с предыдущими годами. На капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения планируется направить 859,0 миллионов рублей, на содержание автомобильных дорог в летний и зимний период – 1 452,3 миллионов рублей, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения планируется направить 520,8 миллионов рублей.

Таким образом, в сумме вложения в инфраструктуру региона соразмерны инвестициям в модернизацию производства. 

Как Вы оцениваете соответствие направляемых на модернизацию и развитие инфраструктуры средств потребностям производственного сектора? 

– Регион располагает довольно развитой транспортной, дорожной, энергетической инфраструктурой, что и привлекает инвесторов. При решении вопросов размещения инвестором производства в той или иной территории области инфраструктурные возможности согласуются с соответствующими схемами территориального планирования, генеральными планами муниципальных образований, с перспективными планами развития монотерриторий, с перспективными планами развития сетевых хозяйств федеральных энергообеспечивающих структур.

Исходя из существующей ситуации, с целью дальнейшей модернизации и диверсификации промышленного комплекса, большое внимание уделяется созданию индустриальных парков на базе ранее созданных производственных комплексов с уже имеющейся развитой инфраструктурой. Акцент сделан на повышении эффективности работы действующих предприятий, привлечении инвестиционных ресурсов для организации на высвобождаемых площадях выпуска новых видов продукции. Примерами такой работы может служить недавно созданное на промплощадке завода «Точмаш» предприятие ООО «Русалокс» по выпуску плат для электронных устройств; создание производства по изготовлению и оцинкованию строительных металлоконструкций ЗАО «МуромЭнергоМаш» на базе производственных мощностей Муромского машиностроительного завода. 

– Для инвестиционной привлекательности региона необходимы прозрачные схемы работы с инвесторами. У вас таковые созданы? Что способствует благоприятному формированию инвестиционного климата? 

– Благоприятный инвестиционный климат региона, конечно, определяется целым комплексом объективных и субъективных факторов, но, прежде всего, стремлением органов власти создать комфортные условия для развития бизнеса. Оно у нас есть. 

Практика показала правильность выбранных нами подходов. Владимирская область уже обладает богатым опытом инвестиционного сотрудничества. Начиная с 2000 года, мы имеем последовательный рост инвестиций в регион. В настоящее время на территории области работают более 130 компаний с иностранными инвестициями, в числе которых известные транснациональные корпорации «KRAFT» (Крафт), «FERRERO» (Ферреро), «DOW» (Дау), «WIENERBERGER» (Винербергер), «VESTEL» (Вестел), «BEKO» (Веко). Несмотря на отсутствие в структуре экономики топливно-энергетической составляющей, характерной в целом для экономики России, область имеет положительную динамику притока инвестиций. Это является результатом целенаправленной политики администрации области по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Основными инвесторами выступают крупные компании таких стран как Германия, Турция, Австрия, Голландия и Дания. Всего инвестиции поступали из 24 стран мира.

Если оценивать качественные изменения, которые стоят за приведенными выше цифрами, то получится, что за последние 10 лет в экономике Владимирской области создан новый производственный потенциал, сопоставимый по мощности с тем, что был сформирован за все предыдущие годы.

Думаю, нам удалось сформировать прозрачные механизмы взаимодействия с инвесторами, позволяющие организовать открытый конструктивный диалог. Кстати, многие инвесторы говорят о том, что в регионе не сталкивались с коррупционными проявлениями, находили поддержку со стороны Администрации в решении всех проблемных вопросов. Это для нас высокая оценка.

Сам механизм взаимодействия выглядит следующим образом. Порядок рассмотрения предложений от потенциальных инвесторов о размещении на территории Владимирской области промышленных производств утвержден постановлением Губернатора.

Инвестору, в соответствии с его пожеланиями, предлагаются возможные варианты размещения производства.

После осмотра инвестиционных площадок организуется рабочая встреча представителей инвестора с руководством администрации области по презентации инвестиционных намерений и выработке плана мероприятий по реализации инвестиционного проекта на выбранной площадке.

Если проект имеет важное социально-экономическое значения для экономики региона, то инвестору предлагается заключить Инвестиционное соглашение. Этот документ имеет статус протокола о намерениях: инвестор официально уведомляет администрацию области о своем намерении реализовать инвестиционный проект, а администрация области и администрация района оказывать содействие по вопросам оформления земельного участка, производственного помещения в собственность или аренду, инфраструктурного обустройства площадки, таможенного оформления грузов, привлечения иностранной рабочей силы и т.п. 

Если объем инвестиций в форме капитальных вложений составляет не менее 200 миллионов рублей, то проект может претендовать на государственную поддержку в соответствии областным Законом.

В этом случае инвестор готовит пакет документов, и проект проходит процедуру одобрения.

Инвестиционный проект приобретает статус одобренного со дня подписания протокола заседания Постоянной комиссии по развитию проектного финансирования председателем Постоянной комиссии, секретарем и всеми членами Постоянной комиссии, присутствующими на заседании.

С инвестором, реализующим одобренный инвестиционный проект, администрация Владимирской области заключает Договор об условиях предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В 2011 году получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности являлись 20 организаций области, в 2012 году – 25.

В целях формирования благоприятной бизнес среды для инвесторов и сокращения административных барьеров при администрации области создана межведомственная комиссия по вопросам реализации инвестиционных проектов, на заседания которой выносятся вопросы подведения инженерных коммуникаций и подъездных путей к строящимся объектам, оказание содействия при оформлении земельных участков, таможенном оформлении грузов и др. 

– Какие формы вы выбираете для того, чтобы наладить взаимодействие между бизнесом и властью? 

– Работа межведомственной комиссии – это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия бизнеса и власти, когда за одним столом собираются представители руководства области, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ресурсоснабжающих организаций, надзорных органов и представители компании-инвестора. Заседания комиссии проводятся практически по всем более или менее значимым проектам, реализуемым на территории области.

В целях обеспечения взаимодействия администрации Владимирской области с руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, действующими на территории региона, создан Консультативный совет директоров коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Основная цель Совета – выработка предложений по основным направлениям инвестиционной политики администрации области.

Мы стараемся оказывать реальное содействие в реализации инвестиционных проектов.

В помощь инвесторам сформирована и регулярно обновляется база данных «Инвестиционные площадки Владимирской области», которая позволяет в предельно сжатые сроки в соответствии с требованиями конкретного инвестора к местоположению и инфраструктурному обеспечению будущего объекта подобрать наиболее оптимальные варианты его размещения на территории области.

Кроме этого, в 2010 году мы разработали и утвердили долгосрочную целевую программу привлечения инвестиций в область, в которой предусмотрен целый ряд мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата.

Новая инвестиционная стратегия предусматривает создание промышленных технопарков, ориентированных на размещение предприятий по производству товаров потребительского и производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках. Такие технопарки формируются как на базе уже существующих, но недостаточно эффективных производств, так и «с нуля», что позволяет максимально полно реализовать пожелания инвесторов. Главное здесь то, что все площадки уже инженерно обустроены.

Например, вблизи областного центра осуществляется реализация проекта строительства промышленной зоны «V-парк». Цель проекта – создание обособленных производственных площадок с инфраструктурой и коммуникациями.

На территории Александровского района начата реализация крупного проекта – технопарк «Александрова Слобода», который предложит решение разнообразных проблем, стоящих перед большинством инвесторов.

В настоящее время на территории области на разных стадиях реализации ведется работа по созданию 19 индустриальных парков и бизнес-инкубаторов.

Все принятые нами меры дают свой результат: лицо региональной экономики во многом определяют уже новые предприятия. 

– Какие проекты, запущенные в течение 2010-2012 годов, доказывают состоятельность Владимирской области как привлекательного для инвесторов региона? Произошли ли изменения в структуре отечественных и зарубежных инвестиций в 2012 году по сравнению с 2011 годом? 

– Хотелось бы выделить инвестиционные проекты таких «гигантов» как «Нестле» по строительству завода по производству пищевых продуктов под торговой маркой «МАГГИ» в Вязниковском районе с объемом инвестиций 1,6 миллиардов рублей, «Ферреро» по созданию новых производственных мощностей, «Крафт Фудс» по запуску новых производственных линий. Кроме этого, большое значение для нас имел проект французской компании «Арк Интернейшнел» по организации стекольного производства в Гусь-Хрустальном районе с объемом инвестиций 50 миллионов евро. В настоящее время между руководством компании ARC International и ООО «Опытный стекольный завод» (г.Гусь-Хрустальный) достигнута договоренность о создании совместного предприятия на базе ООО «Опытный стекольный завод». Это еще один шаг к возрождению стекольных производств в с?

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”