портал "Управление производством" 0 комментариев

Изучение рабочего времени с использованием видеосъемки

В производственной практике предприятий видеокамеры все больше применяются при анализе временных затрат и/или исследованиях производственного процесса. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с применением видеоисследований как современного инструментария в промышленном инжиниринге в Германии и других промышленно развитых странах.

Александр Фолежинский, эксперт по вопросам организации производственных процессов, консультант и тренер REFA

В чем особенность изучения рабочего времени с помощью видеосъемки? 

Классическое проведение метода хронометража состоит в том, что изучение затрат рабочего времени происходит путем наблюдения и регистрации данных непосредственно с помощью глаз и (или) слуха наблюдателя. При этом учет данных времени осуществляется посредством электронных (и/или механических) хронометров или с помощью портативных электронных систем, интегрированных с микрокомпьютером или персональным компьютером. Воспроизвести увиденное выполнение рабочего процесса при хронометраже невозможно. Поэтому все рабочие шаги хронометража происходят в режиме реального времени. Чтобы вновь увидеть рабочий процесс, нужно наблюдать новый цикл процесса, учтенные данные которого не могут повториться.

Для обеспечения достоверности данных времени проводится статистическая оценка времени цикла или этапов рабочего процесса. Когда процесс происходит с помощью видеозаписи, замеры и анализ могут быть отделены друг от друга. Рабочий процесс анализируется после съёмки, причем этапы процессов и виды времени обозначаются раздельно.

С помощью видеокадров видно не только большую часть рабочего задания, процесса, метода и условий, а также рабочее место (фото 1). Знание рабочего места позволяет анализировать процесс и все операции в нем, также существует возможность видеть все точки измерения. Этапы процессов, полученные с помощью видеозаписи, сохраняются как видеофайлы. Анализ сохраненных процессов осуществляется с помощью специального программного обеспечения.

Фото 1. Проведение видеосъемки для изучения затрат рабочего времени.

 

Заменит ли классический процесс исследования временных затрат съемка видеокамерой? 

Вряд ли будет иметь место замена классического изучения временных затрат. Видеоподдержка – хорошее дополнение имеющихся сегодня возможностей изучения временных затрат, которое встречается в двух основных формах. С одной стороны, как база для, возможно, более точного определения необходимого времени для процессов с целью планирования и управления или как заданная производительность. С другой стороны, как средство, чтобы обнаруживать потенциалы процессов, т.е. для распознавания непроизводительного времени или для нахождения возможностей улучшать процессы. В обоих случаях видеоподдержка может помочь расширить область действия изучения временных затрат (рис. 1). Однако замены традиционного хронометража, при котором человек непосредственно сопровождает ход процесса, не ожидается.

 

Рис. 1. Образ действий при видеоисследовании временных затрат.

 

Являются ли более эффективными видеозамеры, чем хронометраж, выполняемый наблюдателем и записывающим прибором? 

Некоторые специалисты в настоящее время полагают, что видеоанализ более эффективен, чем хронометраж. Однако практический опыт подтверждает другие выводы. Важно понять: время, которое необходимо, чтобы репрезентативно отразить процесс, всегда одно и то же, используются ли для его измерения секундомер или современный электронный измерительный прибор, равно как и видеокамера.  

Чтобы достичь представительного отражения необходимого процессного времени, во всех случаях требуется и аналогично высокая повторяемость. Невозможно точно распознать видеоэпизод в качестве единственного видеоэпизода, который точно воспроизводит средние затраты времени. Это проблема преодолевается при хронометраже с помощью хронометров, которые показывают достигнутую статистическую достоверность во время измерения, что является скорее преимуществом, так как измерение может ограничиваться необходимым объемом при достижении точности цели.

Подготовка измерения времени с помощью видео является значительной. Наряду с толкованием записанных кадров, добавляется техническая подготовка: позиционирование видеокамеры, выбор надежного местоположения для съемки, устройство достаточного освещения, уверенная распознаваемость деталей и других предметов наблюдения.

Самые большие затраты имеют место при подведении итогов. При замерах с помощью электронной измерительной системы основные трудности находятся здесь. Непосредственно после измерения результаты представлены в чисто документальном виде  и аккуратно рассчитаны. Метод с секундомером обуславливает усердную работу по расчету результатов. Однако видеоисследование начинается только по прошествии собственно времени записи.

Принятие решений о прерываниях хода процесса и их включении или исключении из образования средней величины удлиняют период обработки данных. Тем самым видеоисследование обуславливает, в сравнении с классическими методами, во много раз более высокие затраты. Это может оправдываться только при специальных запросах.

Есть также проблема при другом использовании инструмента: видеосъемка для оценки эргономичности работы или для оценки так называемой создающей  стоимость работы. Выяснение обусловленного процессом времени ожидания, расстояний при взятии предметов труда (инструментов) или при ходьбе входят в анализ такого понятия как «расточительство». Для работников является важным чередование нагрузок, которое может рационализировать процесс труда и/или содействовать снижению рабочей усталости. Не нужно добиваться эргономичности рабочего места в размере телефонной будки, которое также в длительном периоде не может быть продуктивным. 


Какие возможности использования видеосъемки оправдывают более высокие затраты?

В обоснованных случаях вполне можно оправдать применение видео для определения данных времени. К ним можно отнести две наиболее весомые причины.

Первая – видеосъемка может обслуживать одновременно несколько целей исследований. Если наблюдатель часто концентрируется во время исследования только на одном целевом направлении, то видеосъемка может неоднократно оцениваться сколь угодно многими повторениями. При этом можно выяснять, например, среднее время процесса, метод труда или причины рабочих помех. При классическом исследовании от наблюдателя требуется значительная концентрация и большой опыт. Применение видео здесь помогает  и оправдывает более высокие затраты.

Вторая – это возможности надежного измерения в специальных исследованиях. Речь идет о том, что видеоданные приобретают значение при определении значений планового времени, а также в системах предопределенного времени (МТМ, Work Factor и др.) (фото 2). Это также оправдывает необходимые затраты.

 Фото 2. Цифровая обработка видеокадров с помощью программного обеспечения для определения плановых нормативов времени.

 

 Какие правила должны соблюдаться при применении видеосъемки?

Использование видео в Германии и других европейских странах связано с соблюдением четких правил. Необходимо обращать внимание на соблюдение юридических норм. Например в Германии, это федеральный закон об охране данных, закон о правовом режиме предприятия и соответствующих тарифных договоров. Задачей федерального закона об охране данных является «защищать отдельную личность от причинения ему вреда через обращение с его персональными данными».   

Кроме того, производственный совет по §87.1 закона о правовом режиме предприятия должен согласовывать действия «при внедрении и применении технических устройств, которые определены для того, чтобы наблюдать за поведением или за производительностью работников»  с работниками. В коллективном договоре предприятия необходимо четко определять, для каких дел может и для каких не может использоваться метод «видеофильмов».

Немецкий научно-практический союз REFA рекомендует производственным советам предприятий, чтобы они исключали видеосъемку для определения данных времени, измерения индивидуальной производительности и контроль за поведением работников. Во всех случаях должны соблюдаться индивидуальные права работника, включая право отдельного работника предъявлять претензии.

Технические возможности видеосъемки позволяют использовать ее в определенных ситуациях. В этих специальных случаях представление видимых на видео людей может происходить с их согласия. Из-за этого обеспечивают неузнаваемое представление лиц, которое бывает не достаточным для правовой защиты. Технически это возможно, однако оно увеличивает еще в большей мере затраты для видеоизмерения, так как предлагает дополнительную видеообработку уязвимых мест.

 Можно ли улучшить оценку индивидуальной степени результативности посредством видеофильмов?

Оценка степени результативности, демонстрируемая работником при выполнении им рабочего задания, необходима для целей определения заданного или планового времени. При анализе потенциала или содействии непрерывному процессу улучшений оценка степени результативности не обязательна. В других случаях нужно определять, необходим ли индивидуальный поправочный коэффициент для оценки степени результативности. По методологии REFA, эта одна оценка есть суммированный показатель от оценок интенсивности и эффективности выполнения работником работы, которую непосредственно измеряет наблюдатель во время хронометража. Использование этого  показателя противодействует умышленному представлению конечного результата. При видеонаблюдении, конечно, такая самостоятельно осязаемая оценка не выдается. Однако после неоднократного просмотра всех рабочих снимков в видео можно установить  демонстрируемую степень результативности.  

С помощью сохранения видеоданных рабочей ситуации становится возможным более поздняя перепроверка оценки. Таким же образом в спорте спорный момент выясняется при использовании  «видеодоказательства».  

Следует обращать внимание на то, что в Германии в отраслевых тарифных договорах в промышленных областях обычно регулируется, как во  время хронометража должна проходить оценка степени результативности. 

Являются ли видеозаписи всегда надежными записями?

Нет, видео – это электронное накопление данных, когда воспроизводится очень полно производственная ситуация. Таким образом, запись выступает хорошим представлением выполнения работы, в большинстве случаев лучшим, чем языковые описания. Однако электронным образом записанные сведения вполне могут быть изменены. Поэтому манипуляции, которые изменили бы рабочие данные, должны исключаться. Конечно, никто не может предотвратить то, что видео могут изменяться после записи в любой  программе для видеокадрирования. Прежде всего, было бы критичным удаление отдельных видеокадров и тем самым изменение предполагаемой потребности времени для измеренных процессов.  

Фазу между видеозаписью и видеообработкой в подходящем  программном обеспечении для изучения временных затрат нужно страховать против таких вмешательств. Этим самым гарантируется применение реального времени. Необходимо предотвращение также того, чтобы видеокадры снимались с каким-нибудь множителем, который бы ускорил или замедлил реальное представление рабочей ситуации.

У специалистов и экспертов в области получения данных времени всегда существовала задача сохранять и документировать данные точными и неизменными. Такая же задача стоит и при видеоисследовании. Видеоданные нужно в долговременном периоде накапливать, гарантировать их сохранение и защищать против некомпетентного использования. 

Как применяется метод видеосъемки в международном масштабе? 

В международном плане существует очень хорошая возможность метода видеосъемки – это применение его для рабочего инструктажа или представления производственных процессов. В этой области находится реальное преимущество по сравнению с письменным представлением. Видео не нужно переводить. Это существенный аргумент, чтобы интенсивно заниматься в будущем внедрением видео в производственные будни.

Метод видеосъемки может помочь в том, чтобы внедрять стандарты или объяснять комплексные процессы. С помощью медленного выполнения рабочих шагов в лабораторных условиях могут даваться указания на возможные проблемы или показатели качества. Проблемой остается цельное представление рабочего поля в конкретных рабочих условиях. Видеофильмы не могут заменять чувственный опыт и мнение человека.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Добрый день. При такой постановке цели нельзя в реальном времени оценивать статус. Год закончится, п... Аудит системы управления: для кого нужен и зачем
Добрый день Почему вы считаете, что годовой KPI "снизить процент брака на n%" является не... Аудит системы управления: для кого нужен и зачем
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”