Портал "Управление производством" 0 комментариев

УЧАСТНИК КОНКУРСА: Бережливость в судостроительном производстве

Бережливое производство пришло к судостроителям с внедрением системы 5S. Терпеливо пройдя этот этап на пилотных участках, получив положительные результаты, было принято решение о распространении опыта и на другие производственные подразделения параллельно с запуском проекта развития производственной линии цеха нефтегазового оборудования. Об этапах внедрения рассказывает Ильсур Сиразиев, инженер по бережливому производству ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького», участник конкурса работ лин-менеджеров «Про ЛИН».

«Скорая помощь» от системы 5S

ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» является одним из ведущих предприятий России по производству и поставке кораблей и судов в любые регионы бассейнов Черного, Каспийского, Балтийского, Северного морей по внутренним водным путям. Производственно-техническая база предприятия состоит из комплекса цехов, охватывающих все виды современного судостроительного производства, позволяющих строить разнотипные корабли и суда малого и среднего класса.

Что собой представляет наше производство? Это большое количество операций с применением ручного труда. Как повысить производительность труда? За счет устранения ненужных действий работников и рациональной организации рабочего пространства. Ответы на эти вопросы и подтолкнули нас к необходимости внедрения бережливого производства и, в частности, системы 5S.

В августе 2011 года мы создали отдел технического перевооружения и бережливого производства (ОТП и БП), который передали в подчинение заместителю технического директора по ТП и БП. Штат отдела составил 6 человек.

В сентябре мы приступили к запуску проекта по внедрению системы 5S в подразделениях предприятия. Для этого была организована инициативная группа по бережливому производству. В течение 2011 года она апробировала пилотный проект «Организация 5% рабочих мест производственных подразделений предприятия по системе 5S».

Перед стартом проекта было проведено обучение 100 работников предприятия (с привлечением специалистов КНИАТ) принципам бережливого производства.

В цехах, участвующих в пилотном проекте, были сформированы рабочие группы по бережливому производству, выбраны рабочие места для аттестации, разработаны основные мероприятия для возможности организации выбранных мест в соответствии с системой 5S.

Опыт, полученный в результате выполнения пилотного проекта, в 2011 году получил дальнейшее развитие: мы расширили число мест, на которых происходит аналогичная работа. В этом же году был запущен и пилотный проект «Бережливый офис» по внедрению системы 5S для технических отделов предприятия.

В то же время внедрение системы 5S в цехах машиностроительного сектора показало свою эффективность и позволило за счет создания рационального рабочего места в 2011 году получить экономию в размере 450 тыс. рублей.

И хотя внедрение системы 5S показало свою эффективность, однако без трудностей не обошлось. Так, на рабочих местах в судостроительном производстве мы столкнулись с трудностями определения рабочего места, а именно: сварщик, сборщик-достройщик менял рабочее место несколько раз в день. После чего было принято решение пойти по пути организации «мобильных бригадных контейнеров». Контейнеры будут доставляться на рабочую площадку каждый раз, когда это потребуется. Контейнер будет содержать весь необходимый набор инструментов и приспособлений для выполнения операций создания ценности.

Очередной шаг к бережливому производству

В 2011 году в рамках развития бережливого производства совместно с Академией наук Республики Татарстан (АН РТ) запущен проект развития производственной линии цеха нефтегазового оборудования.

Цель проекта – производство в цехе 30 комплектов АФ (арматур фонтанных) и ОКК (обвязок колонных клиньевых) в месяц при трехсменной работе без значительного увеличения производственных мощностей и людских ресурсов.

Для реализации цели мы выделили следующие этапы:

I этап (Аналитический)

1. Формирование команды. Определение критериев успеха и их значений, их утверждение. Планирование и распределение работ.

2. Определение всей действующей и планируемой номенклатуры производства цеха №9, ее структуры и объемов производства согласно прилагаемого перечня.

3. Изучение конструкции и технологии производства номенклатуры. Определение типовых представителей семейств номенклатуры производства и их потоков создания ценности.

4. Картирование существующих потоков создания ценности типовых представителей. Определение потерь. Анализ возможностей сокращения потерь.

II этап (Расчетно-планировочный)

1. Разработка карты будущих потоков создания ценности типовых представителей.

2. Расчет времени такта производства по всем деталям и сборочным единицам заданной номенклатуры. Расчет потребных производственных мощностей и трудовых ресурсов. Определение узких мест, выравнивание загрузки производственных мощностей и трудовых ресурсов.

3. Разработка плана производственной линии.

4. Разработка вытягивающей системы (формирование плана, обеспечение заготовками и комплектующими, межцеховая кооперация).

5. Утверждение результатов.

III этап (Ввод линии в эксплуатацию)

1. Демонтаж-монтаж оборудования согласно графика без остановки основного производства.

2. Проектирование-изготовление дополнительной оснастки.

3. Обучение рабочих.

4. Организация рабочих мест.

5. Запуск линии в эксплуатацию.

6. Контроль и корректировка работы линии; Проверка достижения критериев.

7. Картирование сформированного потока создания ценности. Определение потерь. Анализ возможностей сокращения потерь.

На первом этапе был определен полный список деталей, сформировано дерево состава узлов и деталей АФ и ОКК с учетом входимости деталей в подузлы и узлы. Проведена проверка соответствия дерева спискам на предмет использования одинаковых деталей как в АФ, так и в ОКК, а также сортировка в дереве состава деталей, изготавливаемых в цехах-участниках проекта. Таким образом, создана полная цепочка по номенклатуре деталей, изготавливаемых для АФ и ОКК в цехах предприятия.

Исходя из дерева состава узлов и выборки из него деталей, изготавливаемых цехом «нефтегазового оборудования», разработаны таблицы по семействам продукции с привязкой к маршруту обработки (деталь-техпроцесс). Таблицы сведены в общую сводную таблицу для обеспечения визуализации процессов изготовления деталей. В сводной таблице также произведен подсчет общего числа используемых деталей как в АФ, так и в ОКК. Этим обеспечена наглядность того, какие детали используются как уникальные для данных изделий (применяются только в АФ или только в ОКК), так и какие детали общие для обеих сборок.

Проведен анализ конструкции деталей, технологии изготовления, в результате чего номенклатура сгруппирована в 6 семейств типовых деталей. Вся номенклатура семейства сведена в таблицу с занесением конструкторско-технологических данных деталей.

Выбраны типовые представители каждого семейства по принципу максимального маршрута изготовления.

В процессе изготовления деталей в производстве проведено картирование процессов изготовления и учет потерь, выявленных при работе.

Данные по времени создания ценности и потерям занесены в отчет, где учтены: операция, рабочее место (с эскизом планировки), перемещения (диаграмма спагетти) и основные показатели, необходимые для дальнейшего анализа.

Анализ процесса картирования, позволил оценить потенциал существующих производственных мощностей на соответствие поставленной цели – выпуск 30 арматур фонтанных в месяц.

Процесс картирования помог определить узкие места потока, разработать проект будущего потока создания ценности. Также выработаны предложения и мероприятия по уменьшению потерь, устранению узких мест, выравниванию загрузки производственных мощностей и рациональному использованию трудовых ресурсов, а именно – мы создали 6 технологических цепочек из числа существующих и вновь закупаемых станков.

Учитывая опыт совместного проекта, специалисты предприятия самостоятельно проводят процесс оптимизации потока в других цехах машиностроительного производства.

В дальнейшем на заводе планируется повышение стабильности и эффективности работы оборудования за счет организации внедрения системы ТРМ, повышение производительности и сокращение времени на производство дополнительных объемов продукции за счет внедрения системы SMED.

 

ДОСЬЕ НА УЧАСТНИКА

Сиразиев Ильсур Ильдусович

Возраст: 25 лет

Стаж работы в ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» – более 3 лет: из них в службе ОПК – 2 года; в должности ведущего инженера группы по бережливому производству – 1 год.

Образование: КГТУ им. А.Н.Туполева (специальность «Технология машиностроения»).

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”