Энциклопедия производственного менеджера

Финансовый и оперативный контроллинг

Что такое финансовый контроллинг? 

Финансовой контроллинг – это система контроля, которая обеспечивает концентрацию контрольных операций на самых важных сторонах финансовой деятельности предприятия, а также своевременное определение фактических отклонений ее результатов от запланированных и принятие быстрых управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию. 

Финансовый контроллинг

Финансовые контроллинг призван выполнять следующие задачи:

1) обеспечение платежеспособности и ликвидности предприятия;

2) согласование внутрипроизводственного и финансового учета;

3) взаимоувязка внешней и внутренней среды предприятия при помощи бюджетирования;

4) ориентация на достижение запланированных финансово-экономических показателей. 

Основные функции финансового контроллинга:

  • наблюдение за процессом реализации финансовых задач, которые устанавливаются системой плановых нормативов и показателей;
  • определение отклонений фактических результатов финансовой деятельности предприятия от запланированных;
  • диагностика по величине отклонений серьезных ухудшений в финансовой деятельности и значительного уменьшения темпов развития, подготовка быстрых управленческих решений, направленных на нормализацию в соответствии с запланированными показателями и целями;
  • при необходимости корректировка отдельных показателей и целей финансового развития предприятия в связи с изменениями внешней среды, внутренних условий осуществления деятельности предприятия, конъюнктуры рынка.  

К методам относятся: 

  • Структурное поддержание ликвидности. Данный метод дает возможность: удержать баланс в структуре капитала; привлечь дополнительные финансовые средства; согласовать частичные планы при помощи информационных и плановых инструментов.
  • Текущее обеспечение ликвидности – потоки платежей, выплаты и поступления, которые относятся к инвестированию, финансированию и собственному капиталу.
  • Поддержание ликвидных резервов – отрицательные и положительные моменты наличия ликвидных средств. 

Основными элементами финансового контроллинга являются: 

  • краткосрочное планирование;
  • среднесрочное планирование;
  • долгосрочное планирование. 

Что такое оперативный контроллинг? 

Оперативный контроллинг – это объединенная система активного управления прибылью предприятия путем выявления и устранения "узких мест" в его деятельности. 

Главной целью оперативного контроллинга является обеспечение информационной, методической и инструментальной поддержки руководства предприятия для достижения планового уровня рентабельности, ликвидности, прибыли в краткосрочном периоде.  

Задачи оперативного контроллинга: 

  • планирование, управление, учет и анализ результатов деятельности предприятия;
  • контроль, определение и устранение текущих проблем;
  • повышение мотивации у сотрудников.

Инструменты оперативного контроллинга: 

1. АВС – анализ. Данный инструмент позволяет сравнивать величины в стоимостном и натуральном выражении. Это дает возможность проводить целенаправленные экономичные мероприятия. АВС – анализ применяют, прежде всего, в производстве и сбыте, материально-техническом обеспечении, при исследовании затрат по местам их возникновения, элементам, объектам калькулирования.  

2. Анализ объема заказов. Он должен регулярно проводиться на каждом предприятии. Цель анализа объемов заказов заключается в отслеживании этого показателя, а также улучшении его значений. 

3. Оптимизация объемов заказов при закупке. Данный инструмент очень полезен, так как с его помощью можно систематически уменьшать затраты в сфере закупок. 

4. Анализ величин в точке безубыточности. Он предполагает, что вся отчетность предприятия содержит раздельные сведения о постоянных и переменных затратах. Это необходимо для расчета прибыли предприятия на основании сумм покрытия. 

5. Расчет сумм покрытия – разность между выручкой от реализации продукта и переменными затратами. 

6. Анализ возникших на предприятии узких мест. 

7. Методы расчета инвестиций. Они бывают: динамические и статистические (необходимы для оценки инвестиционных объектов); имитационные и классические (необходимы для обоснования инвестиционных программ). 

8. Расчет результата производства на краткосрочный период. 

9. Оптимизация размера партии продукта. 

10. Кружки качества. Они состоят из сотрудников предприятия, которые на добровольной основе обсуждают вопросы, связанные с повышением качества на предприятии. 

11. Анализ скидок – уменьшение цены продукта для потребителя. Данный инструмент является косвенным средством, которое позволяет варьировать цены для определенных клиентов. 

12. Анализ областей сбыта. С помощью этого инструмента можно лучше видеть как сильные, так и слабые стороны предприятия. 

13. Функционально-стоимостной анализ. Он подходит для решения комплексных технических и экономических проблем, направлен на изучение работы отдельных объектов с целью уменьшения затрат и получение эффекта. 

14. XYZ-анализ. Очень хороший инструмент, позволяющий принять оптимальное решение в области закупок. Он дает информацию о материалах, которые классифицируются согласно структуре потребления. 

Больше материалов на эту тему можно найти в разделе Контроллинг библиотеки портала.



UP-PRO в сетях