УРОК 1. Время – деньги

Кто стоит во главе производительности? К чему приводит неэффективная организация рабочего процесса? Сколько финансовых средств теряет на этом предприятие? Как устранить потери времени? Об этом - первый Урок Школы производственного менеджера с Сергеем Смирновым.

Ведущий урока: Сергей Смирнов, эксперт по вопросам повышения производительности труда. 

ОБ АВТОРЕ УРОКА

– Сергей, Ваше образование и деятельность в реальном секторе экономики. 

– Высшее образование получил в 1988 году, окончив ВПТШ МВД (Санкт-Петербург). Кандидат педагогических наук. Работал заместителем начальника кафедры в ВПТШ, коммерческим директором «БААС-Строительство», заместителем управляющего «Лемо Интернешнл». Руководил проектом строительства завода OSB. 

– Ваши достижения, профессиональный опыт и реализованные проекты. 

– В процессе профессиональной деятельности разработаны и реализованы программы повышения производительности и качества труда на предприятиях машиностроительной отрасли, мебельной промышленности («Пензтяжпромарматура», «Глазовская мебельная фабрика», «Глазовский завод «Металлист»). Проведена синхронизация работы подразделений по производственному процессу, снабжению и сбыту с использованием методов обучающего консалтинга. Получены положительные результаты и отзывы по реализованным проектам. Так, к примеру, реализация программ на «Глазовском заводе «Металлист» позволила увеличить предприятию объем производства и маржинальную прибыль по проблемной продукции «Вентиляционное оборудование» на 60 процентов за 9 месяцев работы над проектом. Срок окупаемости затрат на проект, в том числе на консалтинговые услуги, составил 6 месяцев.   

В ООО «БААС» осуществлена проработка нового сегмента рынка нерудных материалов: исследованы свойства материала, разработаны новые методы его использования в строительстве, проведены конференции с проектировщиками, подрядными организациями и заказчиками. В результате произошло увеличение продаж в два раза.

Для предприятия-экспортера с оборотом около 70 миллионов долларов разработана и внедрена система управления предприятием, взаимодействия подразделений по основным бизнес-процессам (планирование продаж, фрахт, обеспечение выполнения контрактов, планирование закупок, анализ динамических показателей поставок и отгрузки, разработка ценовой политики на внутреннем рынке).

В развитие профессиональных компетенций постоянно занимаюсь совершенствованием своих знаний. Имею сертификат ведущего аудитора ИСО, сертификат оптимизации производственных процессов REFA, сертификат MTM (Прим. ред. портала:  МТМ – Methods-Time Measurement – система микроэлементного нормирования – расчет времени на работу, выполняемую определенным методом), являюсь представителем MODAPTS в России (Прим. ред. портала: MODAPTS – Modular Arrangement of Predetermined Time Standards – модульная систематизация (распределение, расстановка) заданных временных нормативов).

На моих семинарах по повышению производительности труда побывали представители ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Пивоваренная компания Балтика», ОАО «ВСМО АВИСМА, ОАО «Глазовская мебельная фабрика», ОАО «Глазовский завод «Металлист», ОАО «ПТПА», авиакомпания «Ютэйр» и многие другие лидеры российского бизнеса. 

– Почему занялись именно вопросами повышения производительности труда? 

– Сколько себя помню, все время у меня работал «моторчик» – так была разработана и защищена кандидатская и подготовлена докторская диссертация в области профессиональной подготовки. Кроме того, работа в бизнесе всегда заставляла находить системные решения, в разы повышающие результативность бизнеса. А по поводу производительности труда еще Тейлор говорил:  «… максимальное благосостояние может быть осуществлено лишь в результате максимальной производительности». Хочу посильно поучаствовать в процессе повышения благосостояния. Это то, что у меня лучше всего получается. 

– Что для Вас является главным в работе с клиентами? 

– Задача номер один состоит в достижении единого понимания «двигателя» производственного процесса. Единственным, по-настоящему активным, элементом в нем является человек. Поэтому считаю необходимым условием создание творческой среды для улучшений,  когда сотрудники предприятия, пройдя обучение, начинают по-новому смотреть на процесс создания ценности, взаимоотношения между собой; и именно эта творческая среда позволяет с удовольствием увеличивать выпуск продукции и повышать прибыльность предприятия. 

– Ваше профессиональное кредо.   

Это золотые слова Деминга из книги «Выход из кризиса» – «Развиваться не обязательно – выживание дело добровольное». Как раз с добровольцами  и работаю над повышением производительности труда и операционной эффективности методом обучающего консалтинга.

В числе профессиональных компетенций:  психологические аспекты сопротивления изменениям; изучение и анализ личностной и групповой динамики при реализации проектов непрерывных улучшений; нормирование труда;  повышение эффективности работы предприятия по средством использования системы MODAPTS.

СОСТАВ УРОКА

Цель.  Обеспечить понимание и принятие производственными менеджерами в качестве действенного способа повышения производительности труда и эффективности производства – выявление, анализ и устранение  потерь времени при организации труда. 

Задача. На практическом примере показать, как изучить затраты рабочего времени, к каким финансовым потерям приводит неэффективная организация рабочего места, как провести оценку эффективности выполнения операции, как устранить потери времени. 

Ключевые фразы урока. Индивидуальная производительность труда, рабочее место, рабочее время, выявление потерь, хронометраж, экономический эффект. 

Глоссарий урока.  Для глубокого понимания темы Урока 1 необходимо усвоить следующие понятия: 1. Рабочая система; 2. Производительность.         

1. Рабочая система

Система в рамках предприятия – это находящиеся во взаимодействии элементы, при правильной организации работы которых, а также создании новых и усовершенствовании имеющихся отношений и связей, целостность функционирования предприятия сохраняется.  

Рабочая система (РС) – «внутренний» механизм, состоящий из взаимосвязанных элементов, направленный на обеспечение комплексной деятельности предприятия. Поведение РС определяется состоянием каждого ее элемента и всей системы, а также влиянием окружающей среды. РС описывается при помощи следующих семи системных понятий (рис. 1).

1. Рабочее задание.

2. Рабочий процесс.

3. Человек (работник).

4. Средство труда или производства.

5. Вход.

6. Выход.

7. Влияние окружающей среды.  


Рисунок 1. Рабочая система.

Рабочее задание (РЗ) это элемент труда в РС, за выполнение которого отвечает конкретный работник. Составление рабочего задания предусматривает определение формальных и неформальных составляющих деятельности работника. Менеджеру необходимо учитывать, что выполнение заданий должно обеспечивать работникам удовлетворение их потребностей и обеспечивать высокую производительность и качество работы. При подготовке рабочего задания описывается содержание работы (конкретные операции, задачи, орудия труда с указанием конкретных продуктов деятельности в виде продукции или услуг); в должностных инструкциях и инструкциях по выполнению работ указываются требования, предъявляемые к уровню квалификации, образования, состоянию здоровья, деловым качествам и т.д.; описываются условия, в которых выполняются работы. В процессе анализа работы определяют ее конкретные параметры: 1. Масштаб работы – количество конкретных операций (задач), закрепленных в данной работе. 2. Сложность – право принятия решений и уровень владения процессом. 3. Взаимоотношения – взаимосвязь этой работы с другими работами, и этого работника с другими сотрудниками и подразделениями.

Рабочий процесс (РП) работника – комплекс взаимосвязанных действий (элементов), направленных на выполнение рабочего задания в заданный промежуток времени. Каждый элемент РП имеет «входы» и «выходы». Только при организации труда работника наилучшим способом (с точки зрения достижения целей предприятия и обеспечения благосостояния работника) РП может стать эффективным, а производительность труда высокой.

Рабочий процесс в рамках предприятия – совокупность всех трудовых процессов (основных и вспомогательных операций), направленных на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг). Структура РП производственного предприятия изменяется в зависимости от применяемых технологий, оборудования, организации труда, совершенствования производства и др.

Вид процесса – это обозначение взаимодействия человека (работника) и средства производства с «входом» во время определенного этапа процесса (или видом времени, если время этапа процесса точно известно) (табл. 1).

Таблица 1. Виды процессов относительно работника.

Основная  деятельность

Плановое  прямое  осуществление  рабочих  задач  (Добавление ценности)

Вспомогательная деятельность

 Плановое косвенное осуществление рабочих задач 

Дополнительная деятельность

Неплановые устранения помех, переделка брака, повторная проработка плана или графика работ, различные служебные совещания

Перерывы, обусловленные процессом

Плановые перерывы персонала, которые вытекают из состояния работы и средств производства

Перерывы в результате помех в деятельности

Неплановые   перерывы в результате помех в деятельности  до 30 мин.

Перерывы в результате отдыха

Плановые  перерывы в результате отдыха

Перерывы личные

Неплановые личные перерывы

Рабочие системы (РС) могут иметь различную величину (рис. 2). Микро рабочей системой является рабочее место. Макро рабочей системой – все предприятие. 


Рисунок 2. Рабочие системы различной величины. 

Рабочее место – место, где работник должен находиться при осуществлении РП и где он выполняет работу в режиме и условиях, предусмотренных НТД и правилами предприятия, не противоречащими действующему законодательству.  Определение понятия «рабочее место» законодательно закреплено в ст. 209 ТК РФ и в полной мере соответствует общепринятой международной терминологии. 

2. Производительность

Производительность один из основных показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия. По соотношению полученных результатов (объема произведенной продукции) к понесенным затратам рабочего времени, можно делать выводы об эффективности работы компании, ее благосостоянии. Производительностью является результат работы в рабочей системе за определенное время. Выработка – основной показатель производительности труда. Определяется количеством продукции, которую произвел один работник за единицу времени труда.

       

«Айсберги» высокой производительности четко обозначил основоположник научной организации труда (НОТ – процесса совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта) Фредерик Тейлор: «... максимальное благосостояние может быть осуществлено лишь в результате наивысшей производительности людей и машин, то  есть лишь в том случае, когда каждый РАБОЧИЙ и каждая МАШИНА дают МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ продукт». Плюс – производительность логистической и вспомогательной системы. Для предприятия все это означает, что объектом влияния и управления выступает совокупная производительность труда (СПТ), состоящая из индивидуальной производительности и производительности организационно-технических средств (рис. 3).  


Рисунок 3. Схема совокупной производительности. 

Индивидуальная производительность труда (ИПТ) находится в прямой зависимости от того, как предприятие взаимодействует с работником: что в него вкладывает, как мотивирует.

Производительность организационно-технических средств (или организационно-техническая производительность – ОТП)это способность формальной структуры организации (со своими правилами, нормами, стандартами, регулирующими поведение работников) в общности с технологиями и производственной оснащенностью (оборудование, орудия труда и пр.) обеспечивать то или иное отношение объема выпускаемой продукции к объему ресурсов, используемых работником. 

Необходимое и достаточное условие повышения совокупной производительности трудамаксимальная личная заинтересованность всех без исключения работников в высокопроизводительном труде по средством совершенствования производственного процесса (необходимое условие) и внедрение методов научной организации труда (НОТ) наряду с совершенствованием производства (достаточное условие). Соответственно, лояльный и компетентный, при этом заинтересованный, работник может без проблем обнаруживать резервы повышения производительности и эффективности. 

Безусловно, ОТП определяется в первую очередь уровнем знаний, умений и навыков руководителя использовать те или иные методы НОТ и с учетом этого ставить задачи работникам, также принимая во внимание уровень технологической и производственной оснащенности предприятия. Здесь же следует помнить об основном показателе затрат человеческого труда времени. Скорость производства становится тем быстрее, чем выше уровень эффективности использования рабочего времени. Игнорирование вопросов совершенствования методов организации труда, способствующих выявлению и устранению потерь времени и прочих ресурсов в цепочке создания ценности для клиента, всегда будет приводить к низкой производительности и слабой конкурентоспособности. 

Ценность – это то, за что покупатели готовы заплатить, а наивысшая ценность получается при условии, когда компания может предложить производимые блага по ценам ниже тех, по которым предлагают аналогичные блага конкуренты.

Кроме того, никогда нельзя забывать о том, что формальную структуру, или систему правил, задает РУКОВОДИТЕЛЬ. И стратегически важной задачей для него становится повышение ИПТ, так как только в этом случае позиция работника «меня это не касается» может перейти в категорию «чем я могу помочь предприятию?». Последнее и есть рост ИПТ. Именно в нем содержится столь необходимая предприятию экономия времени (снижение трудоемкости), которое требуется для изготовления единицы продукции и увеличения общего объема выпуска.

Важнейшим фактором роста СПТ также является совершенствование технологии производства, включающей в  себя технические приемы изготовления продукции, производственные методы, способы применения технических средств.

Понимание повышения производительности труда определил еще  К. Маркс: «...всякое вообще изменение в процессе труда, сокращающее рабочее время, общественно необходимое для производства данного товара, так что меньшее количество труда приобретает способность произвести большее количество потребительной стоимости". (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 325).

А понимание работы, создающей добавленную ценность, дал бизнесу Тайити Оно: такая работа «… подразумевает некоторый вид обработки — изменение вида или формы отдельных деталей или узлов. Обработка добавляет ценность. Иными словами, в результате обработки сырье или детали превращаются в определенную продукцию, сообщая ей добавленную ценность. Чем выше ценность, тем лучше результативность труда. Поэтому ведущий урока всегда подчеркивает, что действия рабочих в производственной зоне должны быть полезной работой или действиями, создающими для продукции добавленную ценность. Не всякое действие является работой. Работа — это то, что движет процесс по направлению к окончательному выполнению задачи. Рабочие должны это понимать». (Тайити Оно «Производственная система ТОЙОТА» (Toyota Production System –TPS). 

Производственная практика

Описание ситуации. Собственника малого предприятия (специализация: производство маломерных судов (катеров, лодок) из стеклопластика и корпусов для бронированных автомобилей; количество работающих 50 человек) не устраивала эффективность бизнеса, в том числе объем выпускаемой продукции. Руководитель стал искать резервы повышения производительности труда и увеличения объема выпуска продукции. На тот момент заработная плата рабочего-повременщика, к примеру при осуществлении операции «пропитка стекломата», составляла 300 рублей в час, прибыль с одного изделия была 17 500 рублей.  

Способ выявления и решения проблемы. Изучение затрат рабочего времени (ЗРВ), выявление и устранение потерь времени. Объектом изучения выбрана рабочая операция «Пропитка стекломата при производстве изделий из стеклопластика». 

Методы изучения ЗРВ. Хронометраж, фотография рабочего дня (ФРД), фотохронометраж и др.   

Обоснование выбранного метода. В данном случае предпочтение отдано хронометражу. Причины следующие: рабочей операции свойственна небольшая продолжительность и частая повторяемость элементов; степень влияния определенных факторов на время выполнения работ постоянна; данный метод характеризуется полнотой данных о причинах потерь рабочего времени; с помощью этого метода определяются действия, входящие в состав оперативной работы.

Описание проведения хронометража.  В ходе проведения хронометража  изучались все виды процессов относительно  работника (представлены выше в табл. 1): основная деятельность, вспомогательная, перерывы, обусловленные процессами; дополнительная деятельность, перерывы, обусловленные помехами, плановые  перерывы, перерывы по личным надобностям.

При наблюдении особое внимание уделялось операциям, добавляющим ценность. В данном примере это были следующие: пропитка стекломата, нанесение стекломата  на матрицу, прокатка стекломата на матрице.

Результат использования метода.  В результате анализа видов процесса мы зафиксировали, что работник на переходы тратит 60 минут за смену или 22 часа рабочего времени в месяц. То есть при часовой тарифной ставке в 300 рублей работодатель платит работнику 6 600 рублей за переходы.  При этом 22 часа – прямые потери времени. При трудоемкости кузова 8,8 чел./часа за это время предприятие не производило 2.5 кузова в месяц. Прибыль с одного кузова составляла 17 500 рублей. Таким образом, суммарная упущенная выгода на одном рабочем месте 50 350 ((17 500 х 2.5) + 6 600). А таких рабочих мест 15. 

Решение для устранения проблемы. Создано передвижное рабочее место. Как следствие, произошло увеличение выпуска продукции на 15%.  

Пример использования ФРД. В разгар кризиса 2008 года собственники мебельной фабрики искали резервы увеличения выпуска продукции на 30% без инвестиций и модернизации. С этой целью на предприятии инициировали одновременно более 20 проектов, в том числе в плановом порядке была проведена фотография рабочего дня. 

«Узкие места». Пожалуй, единственный недостаток при применении данного метода – трудозатратность. Кроме того, необходимо понимать разницу, касающуюся его использования, при определении или корректировке норм и анализе эффективности рабочего времени. При установлении норм необходимо проведение определенного количества наблюдений для получения статистически достоверных данных, при анализе рабочего времени достаточно кратковременных наблюдений.   

Рекомендации по предотвращению ошибок при применении данного метода. Важно правильно выявить и «заточить» взгляд наблюдателя на операции, добавляющие ценность и не добавляющие ее.

Дополнительная информация по теме данного урока – в статье Сергея Смирнова "Долой потери, или Новая парадигма нормирования"

Вопросы Сергею Смирнову вы можете задать в комментариях ниже.

Комментарии к статье
23.03.2012 15:57
0

Да, немецкие подходы к организации производства явно видны. И простые инструменты, как всегда, дают хорошие результаты.

Комментировать
02.05.2015 14:42
0


При трудоемкости кузова 8,8 чел./часа за это время предприятие не производило 2.5 кузова в месяц. Прибыль с одного кузова составляла 17 500 рублей. Таким образом, суммарная упущенная выгода на одном рабочем месте 50 350 ((17 500 х 2.5) + 6 600). А таких рабочих мест 15. 

А сколько рабочих мест работает в цепочке создания одного кузова? Приведенный расчет потерь предприятия основан на предпосылке, что кузов делает один рабочий, который осуществляет все рабочие операции по его изготовлению.


Комментировать

Андрей, Вы правы, в данном примере один рабочий осуществляет все рабочие операции по  изготовлению кузова. Не считая снабжение и других вспомогательных служб.

Комментировать


UP-PRO в сетях