Тур на завод Maserati

В кузнице итальянских мастеров – тур на завод Maserati

Открытость клиентам и конкурентам – залог успеха и признак уверенности в своей марке. Двери для своих друзей открывает завод Maserati в Модене.

Подготовила Наталья Коношенко, по материалам интернет-путеводителя "Промышленный туризм" и официального сайта Maserati

Прошли времена, когда мастера скрывали профессиональные секреты за семью печатями. Сегодня открытость клиентам, партнерам и даже конкурентам залог успеха и признак уверенности в своей марке. Двери для своих друзей открывает и завод Maserati в Модене – доме Maserati с 1940 года.

Заглянуть «за кулисы» производства автомобилей класса люкс будет интересно как любителям авто, так и тем, кто имеет самое  непосредственное отношение к автопрому. Впрочем, чтобы оценить весь производственный цикл Maserati, придется проехать по всему северу Италии, посетив сразу несколько предприятий, где создаются детали, из которых впоследствии на заводе в Модене, негласной столице Долины Моторов, собирается новый автомобиль.

 

Тело Maserati

Производство кузова является одним из самых важных этапов создания автомобиля, поэтому доверить этот вопрос Maserati может только самым надежным своим партнерам с многолетним опытом и безупречной репутацией. Для главных моделей производственной линейки (Quattroporte и GranTurismo) таковым стала туринская фирма ITCA.

Получив ходовую часть будущего автомобиля от компании Golden Car, расположенной в городе Кунео, мастера ITCA принимаются за работу. Несущий кузов (монокок) для обеих моделей изготавливается из листовой стали, обе стороны которой при помощи электрического заряда покрываются цинком для защиты от ржавчины. С 2007 года для обеспечения еще большей надежности кузова сталь стала покрываться двумя слоями цинкового напыления.

Крыша в Maserati изготавливается из единого листа металла с опорной стойкой C (удерживающей заднее стекло и двери), приваренной к заднему бамперу, в то время как многие другие автопроизводители проводят точечную сварку на крыше. В процессе точечной сварки через металл заготовки, находящейся под большим давлением, между двумя электродами проходит ток, что позволяет закрепить стыки без применения побочных материалов. Преимущество метода Maserati состоит в том, что он обеспечивает не только цельность корпуса, но и большую его прочность. Везде, где используется медь, применяется сварка в углекислом газе, дающая более высокое качество сварных швов.

За обработкой кузовов можно проследить на двух производственных линиях: одна предназначена для сварки, вторая – для контроля качества. Для удержания частей будущего автомобиля – как внутренних, так и внешних – используются ручные и автоматизированные зажимные приспособления – по три на каждой линии. Именно здесь происходит сварка внешнего корпуса, крыши и стойки С. Здесь же закрепляются двери, крышка капота и багажника.

На линии контроля тщательно проверяется качество швов и отсутствие дефектов и полостей; а сам кузов проверяется на соответствие индексу ICP (индексу ожиданий потребителя). Главная цель Maserati производить автомобили безукоризненного качества, именно поэтому в процессе производства авто проходит целый ряд весьма строгих проверок, после которых кузов очищается от остатков металла и отправляется на покраску.

Кстати, Maserati является первой компанией в мире, где  для присоединения дверей и капота стал использоваться робот. Он представляет собой слегка модифицированного сварочного робота, способного работать с двумя секциями (двери и капот), заменяя клеммы с электродами, используемые при сварке, стальными роликами. Сейчас рассматривается возможность использования этой технологии при закреплении багажника, что позволит сократить число дефектов и улучшит геометрию авто.

Сердце Maserati

В 1999 году Maserati вошла в компанию Ferrari. Союз двух производителей высококлассных автомобилей стал новой вехой в истории для каждого из них. Сегодня Ferrari оказывает техническую и инновационную поддержку производству Maserati. Новый двигатель, устанавливаемый в модели Quattroporte и GranTurismo, является плодом совместной работы Maserati и Ferrari и создается на заводе последнего в Маранелло.

Производство компактного и легкого восьмицилиндрового мотора V90° осуществляется на заводе в Маранелло на тех же линиях, где и сборка двигателей Ferrari, что обеспечивает тот же уровень качества и технического обслуживания, каким славится Ferrari. Двигатель Maserati представляет собой агрегат объемом 4244 кубов, способный достигать мощности более 400 л.с. при 7000 оборотов в минуту. Чтобы быть уверенным в высочайшем качестве, сборка производится вручную высокопрофессиональными рабочими, прошедшими многомесячную подготовку.

Период внутренней подготовки, длящийся целый месяц и метко прозванный «испытательным полетом», дает новым сотрудникам время ознакомиться со сборочным процессом, научиться диагностировать проблемы, разбираться в общем строении двигателя и обеспечивать техническое обслуживание. И только в конце месяца тем, кто успешно прошел обучение, вручается сертификат, подтверждающий, что они готовы приступить к реальному производственному процессу.

Производственный цикл начинается с подготовки деталей (поршней, впускных коллекторов, головок цилиндров и пр), которые направляются на сборочную линию, где создается двигатель. Этот этап производственного цикла общий для Ferrari и Maserati, и его можно разделить на два блока – короткий (установка поршневых штоков и блоков цилиндров) и долгий, где происходит финальная сборка. Процесс включает в себя несколько этапов контроля качества, гарантирующих, что с конвейера сойдет двигатель безупречного качества.

Еще одной особенностью двигателей Maserati является использование при изготовлении головок цилиндров, панелей и картеров двигателей особого легкого сплава (A356 или ALSI7), основанного на алюминии, кремнии (7%) и очень малом проценте железа, что значительно повышает характеристики каждой детали.

 

Производственная система Ferrari-Maserati успешно совмещает преимущества автоматизированного и ручного труда, надеясь как на точность электроники, так и на персональное мастерство работников. Благодаря революционной сертифицированной системе затягивания болтов, информация со станка направляется на центральный сервер, где сила затягивания сравнивается с требуемыми параметрами, установленными техническим отделом. Особенность системы в том, что двигатель перейдет на следующий этап сборки, только если параметры в точности совпадают.

Каждый готовый двигатель проходит индивидуальную проверку в тестовом помещении. Сначала его запускают на малой мощности, чтобы «сгладить» механизм и дать возможность всем деталям притереться и окончательно встать на свои места. Затем начинается более серьезная проверка, во время которой двигатель работает на 2000 оборотах в течение двадцати минут, затем на 4500 оборотах в течение еще двадцати минут и наконец на 6000 оборотах в течение тридцати минут. В конце цикла измеряется кривая изменения крутящего момента, пиковая мощность и выброс выхлопных газов (еще одна проверка на выброс проводится во время финального тестирования готового автомобиля).

Как только результаты известны, двигатель получает «добро» на отправку на завод Maserati в Модене, где его установят на автомобиль.

Наряд Maserati

Покраска готовых кузовов Maserati также осуществляется на заводе в Маранелло, перед финальной сборкой в Модене. В день через отдел покраски проходит 17 автомобилей. Этот процесс – казалось бы, незатейливый – способен по-настоящему заворожить слаженностью работы команды и современного оборудования.

Весь процесс – от прибытия неокрашенных кузовов до финальных проверок – занимает четыре дня. Соблюдение высочайших стандартов гарантируется многочисленными стадиями обработки – как автоматической, так и ручной. Все работы по покраске осуществляются в специальном помещении, где поддерживается постоянный уровень температуры и влажности.

На первой стадии неокрашенный кузов омывается специальным составом для очистки от следов смазки после сварки и покрывается слоем защитной краски. В ходе этого полностью автоматизированного цикла корпус находится в туннеле в подвешенном состоянии со слегка приоткрытыми дверцами, капотом и багажником, что обеспечивает полное покрытие защитной краской, даже в самых труднодоступных местах. Затем наступает очередь катафореза: кузов опускается в резервуар с разбавленной защитной краской и через него пропускается электрический ток, обеспечивающий более равномерное и надежное ее распределение.  После того как кузов был вымыт и покрыт слоем защитной краски, он снова отправляется на конвейер, где вручную проводится его герметизация для защиты от попадания пыли, воды и воздуха.

И только после этого приходит очередь непосредственно покраски, когда на корпус наносится базовая и декоративная краска. Но и здесь все не так просто: для обеспечения более надежного и глубокого цвета база подбирается под основной цвет корпуса. Если машина будет красного цвета, основа, наносимая на кузов, также имеет красноватый оттенок. Машины темных и светлых тонов имеют и соответствующую по цвету базу.

 

Следующая фаза требует огромной внимательности: мастера лично проверяют качество нанесения базы и вручную распыляют краску для создания цветовой гаммы готового автомобиля. Ее ровный и насыщенный цвет – результат кропотливых усилий и тщательных расчетов времени, которое должно пройти между нанесением слоев краски. Завершающим штрихом становится слой прозрачной краски, придающей автомобилю его глянцевый блеск.

Финальной стадией является оценка проделанной работы и нанесение дополнительного защитного слоя на части машины, приближенные к земле (днище и изгибы корпуса над колесами), чтобы обеспечить более надежную защиту от атмосферных явлений, ударов камней и химических реагентов.

В стандартной линейке Maserati клиентам предлагается выбор из 16 цветов, но учитывая гибкость процесса покраски, автомобиль может быть окрашен в нестандартный цвет по требованию клиента.

Каждый автомобиль Maserati уникален, что отражается и в выборе внутренней отделки, когда автомобиль облачается в кожу. Помимо цвета кузова покупатель может выбрать и внутреннюю обивку из 10 видов кожи Poltrona Frau или их комбинацию. Марка Poltrona Frau отличается своим качеством, элегантностью и долговечностью. Высокое качество достигается за счет работы целой лаборатории, где кожа испытывается на прочность и надежность окраски. Даже процесс покраски проходит 20 этапов, а тонкое обращение и обработка материала гарантирует его повышенную прочность к температурам и механическим воздействиям.

Рождение Maserati

Когда завершаются предварительные этапы и все части будущего автомобиля прибывают на завод в Модене, начинается самый завораживающий этап. Именно здесь, в отделе кузовной сборки, автомобили  Maserati обретают свою окончательную форму. Пройдитесь по всем 26 рабочим станциям, и вашим глазам откроется рождение автомобиля, где элегантный корпус обретает свое мощное «сердце».

Отдел кузовной сборки пережил второе рождение после 1998 года, когда было завершено его основательное переоснащение, после которого производственная линия завода – длиной 140 метров, где задействовано 130 рабочих, – вошла в число самых передовых среди предприятий мелкосерийного производства. Основной считается линия сборки Quattroporte и GranTurismo, выпускающая 17 машин в день. На каждой рабочей станции будущий автомобиль проводит 28 минут, так что пусть от станции 0 до станции 26 занимает около двух дней.

Как только ходовая часть появляется на конвейере, каждый экземпляр непрерывно сопровождается рабочими по всей линии, шаг за шагом: одна за другой устанавливаются детали, от двигателя до элементов внутреннего декора, постоянно проводится контроль за качеством сборки, чтобы убедиться, что каждая деталь надежно стоит на своем месте и идеально работает.

Для обеспечения должного уровня качества Maserati опирается на политику, возлагающую основную ответственность за качество своей работы на рабочих, которые следят за тем, чтобы на каждый последующий этап сборки не передавалась продукция с дефектом. Это ускоряет процесс сборки и позволяет придерживаться самых высоких стандартов.

Каждое авто сопровождает тележка со всеми необходимыми деталями – как стандартными, так и заказанными индивидуально будущим владельцем. Другие комплектующие – такие как кресла и элементы внутренней отделки – доставляются на место сборки по принципу «точно в срок» Выполнение различных этапов работы отмечается в листе, который впоследствии становится гарантией качества на каждом производственном этапе, предоставляемой покупателю.

В конце производственной линии автомобиль снова подвергается тщательной проверке на соответствие всем стандартам как снаружи, так и изнутри, и проходит «испытание на прочность» на автострадах, холмистых дорогах и улочках Модены. Затем – пара финальных штрихов – и новое детище Maserati готово перейти в руки нового владельца.

 

Те, кому посчастливилось стать обладателем этого высококлассного авто, могут лично проследить за процессом его финальной сборки и презентацией в роскошном шоуруме, спроектированном всемирно известным архитектором Роном Арадом.

А тем, кто по-настоящему разбирается в высококлассных автомобилях, мы рекомендуем посетить музей Умберто Панини, где находится самая выдающаяся коллекция Maserati, благодаря которым марка вошла в историю. Дело братьев Мазерати по созданию такой коллекции было продолжено новым собственником Омаром Орси, и с тех пор коллекция во многом осталась нетронутой. Сегодня в нее входит 23 автомобиля.

Среди самых выдающихся экземпляров коллекции стоит упомянуть Maserati Tipo 6CM, 27 экземпляров которого были созданы между 1936 и 1939 годами. Вдохновленная V8RI, по техническому оснащению – со своей выделяющейся торсионной передней подвеской – она значительно опережала свое время.

Не менее легендарным является и Maserati A6G/54 (1954-1957) с кузовом дизайна Алеманно. Сдвоенный верхнеклапанный двигатель ознаменовал огромный скачок в качестве и инновационности. Заметны и усовершенствования во внутреннем дизайне: в глаза бросается роскошная внутренняя отделка, наличие радио и обогрева.

Есть в коллекции и прирожденный чемпион – Maserati Tipo A6GCS Berlinetta Pinin Farina. После своего дебюта на гонке Милле Милья в 1953-м он завоевал много побед – на радость производителям и клиентам. Всего было сконструировано четыре экземпляра, в основном с откидным верхом.

А настоящей звездой коллекции можно считать Maserati 420M/58 Eldorado – созданную в единственном экземпляре исключительно для гонки «500 миль Монцы», или Two Worlds Trophy, в 1958 году. За ее рулем за победу боролся легендарный британский гонщик Стирлинг Мосс.

В коллекции представлено еще множество настоящих шедевров, заслуживающих того, чтобы называться произведениями искусства от автопрома. Они порадуют и профессионалов и любителей автомобилей, а посещение производственной площадки компании даст посетителям уникальный опыт, особенно интересный представителям отечественного автопрома, имеющим достаточно амбиций и стремлений к тому, чтобы их автомобили стали синонимом качества. Именно здесь можно получить наглядное свидетельство тому, как создается качество и организуется производственная линия, получив при этом не только опыт, но и колоссальное эстетическое удовольствие.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях