В сладком мире шоколада

В сладком мире шоколада

Многим знаком образ волшебной шоколадной фабрики Вилли Вонки из полюбившейся детям и взрослым сказки Роальда Даля, но и в реальном мире десятки кондитерских предприятий только и ждут возможности удивить и угостить своих друзей.

Подготовила Наталья Коношенко, по материалам интернет-путеводителя «Промышленный туризм»

Германия славится не только своими автомобилями, пивом и баварскими колбасками. Подтвердить это готовы в компании Alfred Ritter GmbH & Co. KG, где производится известный во всем мире шоколад RITTER SPORT, выпускаемый в запоминающихся квадратных плитках.

В 2005 году в рамках строительства Музея Alfred Ritter непосредственно при производственной площадке в Вальденбухе был открыт новый Центр для посетителей. Здесь помимо Шоколадного магазина находится и небольшая выставка шоколада с киноцентром и Шоколадными мастерскими. 

«Центр для посетителей, как и ШокоМагазин, существует уже несколько десятилетий, но сегодня, обновленный и заметно расширившийся, он дает нам возможность принять всех любителей шоколада и показать все, что мы имеем: откуда мы получаем лучшее сырье, как мы с ним обращаемся и, конечно, как создаем шоколад Ritter Sport в его знаменитых квадратных плитках», – поделилась с редакцией портала Петра Фикс, представитель пресс-службы Alfred Ritter GmbH & Co. KG.

В этом же здании находится и художественный музей, представляющий экспозицию на тему «Искусство в квадрате», ставший прекрасным символом симбиоза шоколада и искусства, привлекающим в Вальденбух туристов со всего мира. Здесь же посетители могут познакомиться со всей многолетней историей компании Alfred Ritter, которая в прошлом году отметила свое столетие.

«За прошедшие годы многое изменилось, но что всегда оставалось прежним – так это стремление к созданию качественного шоколада с богатым вкусом, – рассказывает Петра. – Над выбором только самых лучших ингредиентов у нас работает целая команда из разных отделов (отдела закупки, отдела управления качеством, отдела аналитики), посещающая с визитами поставщиков и производителей по всему миру, чтобы на месте оценить качество сырья и процессов производства. Эта работа, как и все богатство и разнообразие сырья, используемого на производстве, наглядно демонстрируется и разъясняется нашим посетителям. К сожалению, из-за чрезвычайно строгих санитарных требований и исключительной чистоты, поддерживаемой на производстве, вход для посетителей в зону создания шоколада невозможен – весь процесс можно увидеть на экране с переводом на несколько языков».

Этот семейный бизнес процветает уже многие годы, и не в последнюю очередь благодаря той работе, которая проводится с настоящими и будущими клиентами компании. Внимание к своим клиентам и продуманная стратегия общения с покупателями и гостями фабрики положена во главу угла всей маркетинговой политики компании. Для каждого посетителя найдется что-то свое: детей угостят сладостями, туристов развлекут познавательными историями, партнерам продемонстрируют, с каким вниманием здесь относятся к производству шоколада, с коллегами по отрасли поделятся опытом.

Предприятие в Вальденбухе не единственная достопримечательность компании. Недавно в Берлине был открыт целый комплекс компании Alfred Ritter GmbH & Co. KG. – «Разноцветный шоколадный мир», в котором каждый найдет что-то для себя.

В новом берлинском подразделении представлено более 1000 разновидностей шоколада Ritter Sport, а шесть различных отделов «Шоколадного мира» приглашают берлинцев и гостей столицы узнать много нового, попробовать продукцию и даже поучаствовать в ее создании:

SchokoKreation – ШокоКреатив. Здесь посетители могут сами изобрести собственный сорт шоколада.

«Плитки будут изготовлены в полном соответствии со вкусами и фантазией клиента, – поясняет Петра. – Большие и маленькие гости Шоколадного мира могут выбрать между двумя видами шоколада и более чем 20 начинками. Что вам угодно: зефир или розовый перец, какао или малина – любой шоколад на любой вкус».

SchokoLateria – ШокоКафетерий предлагает соблазнительную возможность попробовать Ritter Sport. Горячий шоколад со взбитыми сливками зимой, фраппе и молочные коктейли летом, свежие пироги, пончики, разнообразные десерты, предлагаемые пекарней Ritter Sport каждый день.

SchokoPfad – ШокоПуть ведет гостей центра в края, откуда происходит какао – в глубины тропических лесов. Как выглядят какао-бобы? Почему какао называли «специей богов»? Короткометражный фильм и материалы информационного стенда дают ответы на эти и многие другие вопросы, открывая историю какао и шоколада. Ritter Sport дает возможность заглянуть за кулисы и понять, как создается шоколад и какой путь проходят какао-бобы, прежде чем стать столь любимым нами шоколадом. Кульминацией становится показ фильма. Современные проекционные возможности дают посетителям шанс самим стать частью фильма и напрямую погрузиться в мир Ritter Sport. Путь обратно ведет через галерею, где отображаются основные вехи столетней истории компании. 

SchokoShop – ШокоМагазин. Какими бы увлекательными ни были секреты производства шоколада Ritter Sport, уезжать с пустыми руками тоже не стоит. Заглянув в ШокоМагазин, посетители смогут приобрети любой шоколад из всего ассортимента, дополнительные материалы о компании Alfred Ritter и уникальные сувениры: например, шоколад в упаковке с одним из символов Берлина Бранденбургскими воротами или эксклюзивные сорта «острого шоколада» с шоколадной стружкой и перцем чили. Те, кто не может во всем этом многообразии остановиться на чем-то одном, могут действовать по системе Pick & Mix, выбрав смесь из множества маленьких квадратиков шоколада разных сортов.

SchokoCafé – ШокоКафе. «В этом тихом и спокойном месте все фанаты шоколада имеют достаточно времени для того, что они любят больше всего: насладиться чем-нибудь вкусненьким. И не только шоколадом. Домашние супы, фокаччо, торты, шоколадное фондю, овощи… Голодным не уйдет никто», – приглашает Петра.

SchokoWerkstatt – ШокоМастерская. Детям и молодежи от 7 до 18 лет будет наверняка интересно зайти в Шоколадные мастерские (с небольшой платой и по предварительной заявке). «Здесь маленькие любители шоколада смогут узнать, откуда берутся ингредиенты для нашего шоколада и как мы их обрабатываем. А в конце они смогут воплотить теорию на практике: залить шоколад в форму, добавить любимую начинку и создать две квадратные плитки со своими собственными добавками – от зефира «маршмеллоу» и земляники до мармеладных мишек. Простор для фантазии неограничен и в выборе упаковки». По вечерам Шоколадная мастерская открывает свои двери и для взрослых. Для семейных или бизнес-групп действуют специальные предложения.

 «Если говорить о том, что лично мне кажется изюминкой наших экскурсий, я бы сказала, что это возможность самостоятельно создать шоколад, которую дети и молодежь получают в наших Шоколадных мастерских, – поделилась с нами Петра. – Это прекрасное времяпрепровождение, которое станет для них настоящим приключением. Здесь и взрослые могут почувствовать себя детьми и из огромного количества ингредиентов создать лакомство, чтобы побаловать себя или своих близких. Такие приятные воспоминания остаются надолго».

Глядя на усилия, прилагаемые компанией по привлечению к своей продукции потенциальных клиентов, понимаешь, что нет ничего удивительного в том, что в год предприятие в Вальденбухе посещают около 200-250 тысяч человек из разных стран – большей частью из близлежащих европейских государств, но есть и гости из Северной Америки, Южной Европы и России.

«Организация подобных центров требует колоссальных усилий и преданности своему делу, но на открытие такого музея мы не пожалели средств. Поскольку мы не берем платы за посещение Центра, он не может сам себя поддерживать. И, тем не менее, для нас как семейного предприятия и представителя среднего бизнеса важно продвигать свою марку и открывать посетителям нашу любовь к созданию шоколада, – рассказывает Петра. – За прошедшие годы в отношении шоколада программа музея в Вальденбухе и Берлине остается в целом неизменной, а вот экспозиция в музее меняется каждые полгода – обычно в мае и октябре. Наши посетители – это, по большей части, туристы любого рода, которым интересен наш шоколад и наше производство, но, несомненно, поставщики и производители также смогут найти здесь для себя много интересного и воспользоваться возможностью узнать о том, как организовано наше производство. В общем и целом, процесс производства шоколада един для любой страны и любой компании, так что это не тайна.

Нельзя сказать, чтобы наша марка страдала от неизвестности, и такой региональный центр для посетителей является лишь вспомогательным инструментом нашей маркетинговой политики, – добавляет Петра. – Впрочем, открытие центра в Берлине заставляет признать, что, получив 500 тысяч новых посетителей в год, наш бренд получил более широкий международный интерес».

Не отстают от Германии и российские предприятия. Так, кондитерское объединение «Любимый Край» гостеприимно распахивает свои двери для посетителей.

В ходе бесплатной экскурсии гости могут собственными глазами увидеть, как замешивают тесто для печенья и пряников, как готовят и добавляют начинку, как упаковывают продукцию. Сотрудники компании проведут гостей по производственным цехам и складу готовой продукции, рассказывая о технологиях производства шоколада, об истории и планах компании.

Украинский производитель шоколада Roshen приглашает посетителей сразу на пять своих фабрик – Киевскую, Винницкую, Кременчугскую и Мариупольскую и на фабрику в городе Липецке (Россия).

На этих экскурсиях можно не только попробовать вкуснейшие сладости, но и узнать много нового, понаблюдать за процессом производства, увидеть в деле настоящих мастеров и самое современное оборудование, заглянуть в прошлое и будущее компании. И, конечно, при посещении фабрик Roshen никто не останется без подарка.

Немалой известностью пользуется и белорусский шоколад. Экскурсии на своем предприятии проводит минская кондитерская фабрика «Коммунарка»

Ее история насчитывает уже более ста лет, но интересен и тот факт, что первоначально «Коммунарка» являлась «Кофейней с кондитерскими продуктами, пекарней кондитерских продуктов Георгия Векентьевича Рачковского». В 1910 году она была известна как «Магазин кондитерский и кондитерская мастерская», и лишь к 1914 году превратилась в прообраз современного предприятия – «Фабрику кондитерских изделий Жорж». Сегодня это одна из крупнейших кондитерских фабрик Республики. За ее стенами посетители смогут увидеть все этапы производства шоколада: от переработки привезенных из Ганы какао-бобов до фасовки готовой продукции и отправки ее грузовиками к заказчикам из разных городов и стран.

«Сердцем фабрики» называют шоколадный цех, откуда шоколадная масса поступает на все производственные линии и становится шоколадными плитками и конфетами. Большое внимание здесь уделяют качеству продукции: все конфеты покрывают настоящим шоколадом, без использования кондитерской глазури. Производство практически полностью автоматизировано, и тщательный контроль гарантирует то, что каждая конфета получит равное количество наполнителя. Новое немецкое оборудование и традиционные рецепты дают столь любимый многими шоколад.

Кроме того, непосредственно в здании фабрики находится фирменный магазин, где можно купить всю предлагаемую фабрикой продукцию, и кафе, где можно насладиться чашечкой настоящего горячего шоколада и другими лакомствами.

Своими впечатлениями о посещении производственных цехов «Коммунарки» поделился белорусский блоггер Дмитрий Волотко: «Фантастическая экскурсия в производственные цеха белорусской «Коммунарки»! Я смог воплотить в жизнь сразу несколько детских мечтаний: съесть шоколад при помощи пальца, когда он только что был приготовлен, и без ограничений есть конфеты прямо с конвейера. Это настолько прекрасные впечатления, что они останутся со мной на всю жизнь, я уверен.

Первое, что я хочу вам сказать: если вы думаете, что эти конфеты делают крестьяне с грязными ногтями в не очень чистой кастрюле, вы очень сильно заблуждаетесь. Все максимально автоматизировано, оборудование новое, чистое и очень умное. И быстрое: например, один из новых видов конфет конвейер уже в упакованном виде выпускает около шести штук в секунду. Пока вы читаете эту запись, конвейер выпустил, если взять среднюю скорость чтения, больше 1600 конфет. Целая гора! А годовой объем производства составляет больше 25 000 тонн.

Производство практически безотходное: из-за высоких стандартов только 3-5% продукции на разных этапах производства уходит в брак. Практически все автоматизировано: лазеры, весы, детекторы металла, оптическая проверка – технологический рай для гика. Этот брак определенным образом перерабатывают и затем снова пускают в производство».

«Наша экскурсия продолжилась в конфетных цехах. Почему-то я ожидала увидеть много работников и очень ошиблась, – вспоминает блоггер Наталья Масюкевич. – Процессы автоматизированы, никакой суеты. Нам продемонстрировали, как в одно действие получается шоколад с начинкой, как пекутся вафельки, как складываются в многослойные пласты, нарезаются и принимают конечный вид.

Собственно, «современная» – слово, которое Коммунарке подходит. Доказательства? Для цехов закуплено немецкое, австрийское оборудование, работники осваивают новые технологии (из запомнившегося – «One shot», когда шоколад с начинкой отливается не поэтапно, а в одно действие), постоянное расширение ассортимента и, кстати, организация подобных экскурсий – сейчас это модный способ формирования лояльности потребителя».

О возможности посетить шоколадную фабрику и вволю наесться шоколада мечтают все дети, но такие экскурсии могут увлечь и взрослых, добавляя очков к образу компании в глазах потребителей. Времена, когда мастера должны были скрывать свои производственные секреты, остались позади, и именно открытость компании является самым ярким свидетельством ее успешности и уверенности на рынке.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях