Корабль на воздушной подушке SR.N1

30 мая в истории производства: корабль на воздушной подушке SR.N1

30 мая совершил свой первый рейс экспериментальный корабль на воздушной подушке SR.N1, созданный Кристофером Кокереллом.

Корабль на воздушной подушке SR.N1

В этот день в 1959 году совершил свой первый рейс экспериментальный корабль на воздушной подушке SR.N1, созданный британским инженером-изобретателем Кристофером Кокереллом.

Суднo на воздушной подушке – аппарат, который может двигаться с большой скоростью и над водой, и над твердой поверхностью на небольшом расстоянии над ними; движение осуществляется с помощью так называемой воздушной подушки, образованной воздухом, нагнетаемым под днище судовыми вентиляторами. В отличие от обычных судов и колесного транспорта суда на воздушной подушке не имеют физического контакта с поверхностью, над которой движутся, а в отличие от летательных аппаратов они не могут подняться над этой поверхностью на высоту, превышающую некоторую часть их горизонтального размера.

При заданных массе и скорости такому аппарату требуется мощность в 3-4 раза больше, чем автомобилю; столько же они проигрывают и обычным судам. Однако для движения судну на воздушной подушке требуется в 2-4 раза меньшая мощность, чем для полета самолетов или вертолетов. Такие машины находят применение в тех случаях, когда не может быть эффективно использован автомобильный, железнодорожный и обычный водный транспорт.

Они могут переправить десантные группы с большого десантного корабля на берег со скоростью, достигающей 60 узлов (100 км/ч). В отличие от обычных средств переправы судна на воздушной подушке могут не останавливаться около берега, а пройти дальше и даже преодолеть 5%-й подъем или небольшое препятствие. Эти транспортные средства могут использоваться на мелководье, в засоренных и арктических водах, в условиях открытой местности.

Кристофер Кокерелл, во время Второй мировой войны разрабатывавший радары и другую военную электронику, а в мирное время увлекшийся корабельной тематикой, подал патентную заявку на схему постройки судовой воздушной подушки. Эта принципиально новая конструкция с воздушными струями, нагнетаемыми от окружности днища к его центру, в несколько раз повысила «подъемную силу» воздушной подушки и впервые сделала суда подобного типа пригодными практически.

В июле 1959 года, в пятидесятую годовщину первого авиаперелета Луи Блерио через Ла-Манш, из Франции в Англию приплыл шедший со скоростью около 50 км/ч четырехтонный катер на воздушной подушке с экипажем из трех человек, построенный Кокереллом. Достигнув побережья, он, «не заметив», что вода под ним уже закончилась, некоторое время продолжал свой путь над твердой почвой. В 1966 году Кристофер Кокерелл получил Орден Британской империи за свои заслуги в технике, а в 1969 году был посвящен в рыцари.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях