Отто Лилиенталь

23 мая в истории производства: родился Отто Лилиенталь

23 мая родился немецкий инженер, один из пионеров авиации, Отто Лилиенталь.

В этот день в 1848 году родился Отто Лилиенталь – немецкий инженер, один из пионеров авиации.

Лилиенталь был первым летчиком-исследователем, который разработал, построил и испытал одиннадцать летательных аппаратов. Научное обоснование причин парения птиц, описанное Лилиенталем и продолженное позже Н. Е. Жуковским, послужило решающим толчком к созданию современных самолетов и во многом определило дальнейшее развитие авиации.

В детстве, проведенном в северной Германии, Отто интересовался полетами птиц, особенно аистов, что привело его к идее о возможности полета человека на специальной конструкции, прототипом которой послужило бы крыло птицы, способное без видимых усилий поддерживать ее в воздухе. Изучая полет птиц, он пришел к выводу, что крыло с выпукло-вогнутым профилем обеспечивает большую подъемную силу, чем плоское.

В ходе работ по проектированию летательного аппарата Отто Лилиенталь создал аэродинамические весы – прототип современной аэродинамической трубы. Доказав экспериментально, что подъемная сила крыла, нужная для парения, зависит от угла атаки, Лилиенталь построил диаграмму, связывающую коэффициент подъемной силы и коэффициент лобового сопротивления. Так ученый-инженер стал одним из пионеров аэродинамики.

Осенью 1881 года Лилиенталь открыл в Берлине мастерскую по изготовлению котлов. Недостатка в заказах не было, мастерская превратилась в завод, и Отто пристроил к ней участок, предназначенный для работы над летательными аппаратами. В 1889 году вышла его книга «Птичий полет как основа искусства летать», позже вошедшая в классику литературы по авиации.

Первый удачный полет на конструкции, сделанной из ивовых прутьев и холста, Лилиенталь совершил летом 1891 года. Для этих целей рядом с домом он насыпал искусственный холм, на котором тщательно тестировал свои аппараты. Таким образом, Отто Лилиенталь стал первым человеком, который смог взлететь; в последующие годы на планерах собственной сборки он выполнил более 2000 полетов. Необходимым условием полетов Лилиенталь считал «птичье чутье» – способность предугадывать порывы ветра, его направление и силу – способность, которую можно было приобрести только с опытом.

Лилиенталь построил несколько моделей с размахом крыла от 6 до 11 метров. Среди них был и биплан – впервые разработанная конструкция с двумя несущими поверхностями (крыльями), расположенными одна над другой. Идеей создания биплана было увеличение площади крыла, обладавшей ограниченным запасом прочности.

Планеры Лилиенталя были серийной моделью, несколько из них были проданы энтузиастам полетов из разных стран. Летом 1896 года он занялся созданием летной школы. В это же время был изготовлен аппарат с машущими крыльями, снабженный мотором. 10 августа 1896 года Отто Лилиенталь погиб в Берлине во время полета. Его планер перевернуло внезапным порывом ветра, и он сломал позвоночник. Перед смертью авиатор сказал: «Жертвы неизбежны».

В городке, где родился авиатор, был создан Музей Отто Лилиенталя, который позиционирует себя как музей одной личности – пионера авиации, инженера и гуманиста. Полеты Лилиенталя представлены здесь как поворотный пункт на пути от желания научиться летать, которое есть часть истории культуры, к самолетам и истории техники.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях