Цифровое будущее России: что нам готовит программа «Цифровая экономика»?

Четвертая – цифровая – промышленная революция стремительно меняет глобальную экономику, запуская новый этап гонки технологий. Не осталось сомнений в том, что именно те государства, которые сумеют обеспечить благоприятную среду и всю полноту возможностей для развития, освоения и широкого тиражирования цифровых технологий, будут задавать темп на мировом рынке. Без поддержки преобразований и закрепления инициатив на государственном уровне цифровизация отдельных предприятий останется лишь разовыми успешными проектами, не оказывающими существенного влияния на общее положение дел. В прошлом году в России была принята Программа «Цифровая экономика». Каких изменений в стратегии цифровизации страны от нее ждать?

Этот материал опубликован из спецвыпуска журнала «Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности»

Согласно рейтингу готовности стран к цифровой экономике, оценивающем факторы, влияющие на ее развитие, и то, насколько хорошо государства используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности и благосостояния, Россия занимает 41-е место, заметно отставая от десятки таких лидеров, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, Россия занимает 38-е место, уступая занявшим первые места Финляндии, Швейцарии, Швеции, Израилю, Сингапуру, Нидерландам, Соединенным Штатам Америки, Норвегии, Люксембургу и Германии. А по данным исследования Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2016 году доля цифровой экономики в ВВП России составила 2,8%, впрочем немного поднявшись с 2,3% за 2015 год.

Такое существенное отставание в развитии цифровой экономики объясняется пробелами нормативной базы и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами. И несмотря на то, что российские предприятия – кто-то быстрее, кто-то медленнее – но движутся к созданию цифровых производств, переломить ситуацию только их силами не удастся. Для преодоления существующего разрыва нужна поддержка на государственном уровне, инвестиции в инновации, развитие соответствующей инфраструктуры, рынков, человеческого капитала.

Программа «Цифровая экономика»: цели и задачи

Ответом на сложившуюся ситуацию стала утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Разработанная в рамках реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы, Программа направлена на создание условий для развития в России общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Цифровая экономика в Программе определена как хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.

В Программе определены следующие цели:

  • создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; 
  • создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках; 
  • повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

При этом цифровую экономику можно рассматривать на трех взаимосвязанных уровнях: рынки и отрасли (сферы деятельности), в рамках которых взаимодействуют поставщики и потребители, платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей, и среда, создающая условия для этого взаимодействия. Поскольку развитие рынков и отраслей в цифровой экономике возможно лишь при условии наличия развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, Программа сфокусирована на 2 нижних уровнях (базовых направлениях) и определяет цели и задачи развития ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов) и основных инфраструктурных элементов (информационная инфраструктура, информационная безопасность).

Программа подразумевает не только поддержку развития существующих сквозных цифровых технологий – «большие данные» (Big Data), нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей, – но и создание условий для возникновения новых платформ и технологий.

Целевыми ориентирами Программы является создание не менее 10 национальных компаний-лидеров – высокотехнологичных предприятий, развивающих «сквозные» технологии и управляющих цифровыми платформами, которые работают на глобальном рынке и формируют вокруг себя систему «стартапов», исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики.

Программа определяет не только стратегический уровень управления развитием цифровой экономики (утверждение целей и планов, направлений работы), но также оперативный и тактический. На оперативном уровне управления обеспечивается формирование методологии планирования, координации, мониторинга и отчетности при реализации Программы, ее методическая поддержка, управление проектами, обеспечение ресурсами и координация финансирования мероприятий, координация деятельности федеральных и региональных органов власти, взаимодействие с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества, формирование основных направлений исследований и разработок и т.д.

На тактическом уровне обеспечивается управление выполнением планов и реализацией проектов по цифровой трансформации органов власти, госучреждений, корпораций и фондов, исполнение проектов и масштабирование пилотных проектов и лучших практик, организация исследований и экспертизы в области цифровой экономики, формирование нормативной базы компонентов образовательных программ, обеспечение ресурсами проектов и инициатив в области цифровой экономики и их финансирование и т.д.

Согласно предварительной оценке министра связи и массовых коммуникаций России Николая Никифорова, расходы на реализацию программы «Цифровая экономика» составят 100 млрд рублей в год. Впрочем, по его словам, «значительная часть этих средств действительно уже содержится в расходах федерального бюджета», но их нужно выделить в одну статью и сделать ее защищенной, чтобы гарантировать финансирование.

5 ключевых направлений развития цифровой экономики

В рамках Программы определены цели и задачи по пяти базовым направлениям развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. По каждому из направлений развития Правительством уже утверждены центры компетенций и ответственные организации (Таблица 1).

Направление 1. Нормативное регулирование

Цель этого направления заключается в формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики). Это подразумевает:

  • создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
  • снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики; 
  • формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики; 
  • принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных; 
  • формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию; 
  • создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках; 
  • успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»); 
  • успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Центр компетенции по направлению: фонд «Сколково».

Ответственный от центра компетенций: Игорь Дроздов, Председатель Правления.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.

Руководитель рабочей группы: Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС».

Направление 2. Кадры и образование

Это направление развития цифровой экономики ориентировано на следующие цели:

  • создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
  • совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; 
  • формирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; 
  • создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тыс. человек в год; 
  • количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год; 
  • доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40 процентов.

Центр компетенции по направлению: Агентство стратегических инициатив.

Ответственный от центра компетенций: Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы».

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.

Руководитель рабочей группы: Борис Нуралиев, основатель и совладелец «1С».

Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Направлено на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей национальную безопасность и технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне. Оно предполагает:

  • формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; 
  • формирование технологических заделов в области цифровой экономики; 
  • формирование компетенций в области цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн рублей) – 30 единиц; 
  • количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.

Центр компетенции по направлению: ГК «Ростех», ГК «Росатом».

Ответственные от центра компетенций: Василий Бровко, директор по особым поручениям; Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Александр Повалко, Гендиректор АО «РВК».

Направление 4. Информационная инфраструктура

Формирование Цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с ИТ. Цели данного направления заключаются в:

  • развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; 
  • развитии системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных; 
  • внедрении цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан; 
  • создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97 процентов; 
  • во всех крупных городах (1 млн человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.

Центр компетенции по направлению: ПАО «Ростелеком».

Ответственный от центра компетенций: Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Анна Серебряникова, Операционный директор «Мегафона».

Направление 5. Информационная безопасность

Развитие цифровых технологий неизбежно влечет за собой и определенные риски и угрозы, которые необходимо учитывать при развитии цифровой экономики: вопросы сохранности цифровых данных, угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с построением сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, рост масштабов компьютерной преступности, отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности. Именно поэтому стратегия развития цифровой экономику включает и пятое направление, касающееся информационной безопасности и направленное на достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. Решаться эта задача будет через:

  • обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры РФ на всех уровнях информационного пространства; 
  • обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики; 
  • создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, – 75 процентов; 
  • доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемая через иностранные серверы, – 5 процентов.

Центр компетенции по направлению: ПАО «Сбербанк».

Ответственный от центра компетенций: Станислав Кузнецов, Заместитель Председателя Правления.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Наталья Касперская, Президент ГК Infowatch.

Хотите принять участие в следующем выпуске журнала «Цифровое производство»? Тогда вам сюда: http://www.up-pro.ru/specprojects/digital-pro/

В целом, залогом информационной безопасности должны стать преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования и российских технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки, а также применение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов. Так, глава правительства Дмитрий Медведев в своем отчете перед Госдумой 19 апреля 2017 подчеркнул, что правительство планирует поддерживать и предприятия, работающие в сфере информационных технологий. К примеру, в конце 2016 года президент подписал закон о продлении до 2023 года страховых льгот российским IT-компаниям, прошедшим аккредитацию в Минкомсвязи. Льготная ставка составляет 14%, в то время как стандартный страховой взнос для компаний других отраслей – 30%.
«Нужно, конечно, поддержать и такого рода вложения, и компании, которые у нас быстро сейчас растут и являются, как принято говорить, драйверами современного, высокотехнологичного развития. IT-компании, компании, которые занимаются интеллектуальной собственностью, патентование, лицензии – все это могло бы попасть в перечень льготируемых видов расходов, которые, конечно, еще предстоит определить правительству, причем с учетом тех льгот, которые уже существуют. Эту работу мы настроим», – сказал премьер-министр.

Таблица 1. Направления развития цифровой экономики и ответственные организации.

Направление программы

Ответственный ФОИВ

Центр компетенций

Ответственный от центра компетенций

Руководитель рабочей группы

Нормативное регулирование

Минэкономразвития России

фонд «Сколково»

Игорь Дроздов, Председатель Правления

Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС»

Кадры и образование

Минэкономразвития России

Агентство стратегических инициатив

Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы»

Борис, Нуралиев основатель и совладелец «1С»

Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

 

Минкомсвязь России

ГК «Ростех»

Василий Бровко, директор по особым поручениям

Александр Повалко, Гендиректор АО «РВК»

ГК «Росатом»

Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу

Информационная инфраструктура

Минкомсвязь России

ПАО «Ростелеком»

Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам

Анна Серебряникова, Операционный директор «Мегафона»

Информационная безопасность



Минкомсвязь России

ПАО «Сбербанк».

Станислав Кузнецов, Заместитель Председателя Правления

Наталья Касперская, Президент ГК Infowatch

 

Для управления развитием цифровой экономики формируется «дорожная карта», которая по основным направлениям включает описание целей, ключевых вех и задач настоящей Программы, а также сроков их достижения.

На базе «дорожной карты» разрабатывается план мероприятий, содержащий описание мероприятий, необходимых для достижения конкретных «вех» настоящей Программы, с указанием ответственных за выполнение мероприятий, источников и объемов финансирования. План мероприятий будет утверждаться на три года, что предполагает его ежегодное обновление.

В «дорожной карте» выделены 3 основных этапа развития направлений цифровой экономики, по итогам которых предусмотрено достижение целевого состояния по каждому из пяти направлений. Дорожная карта развития цифровой экономики представлена в Таблице 2.

Таблица 2. Дорожная карта развития цифровой экономики.

Направление развития цифровой экономики 2018 год 2020 год 2024 год
Нормативное регулирование реализована концепция первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, что привело к снятию ключевых правовых ограничений для развития цифровой экономики, и определены первоочередные базовые правовые понятия и институты, необходимые для развития цифровой экономики реализована концепция среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, в результате чего отношения, возникающие в цифровой экономике, комплексно урегулированы, а также создан механизм регулирования вновь возникающих отношений реализована концепция комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, в результате чего регуляторная среда в полном объеме обеспечивает благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий и экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики)
Кадры разработаны образовательные и профессиональные нормативные документы, требования к описанию компетенций цифровой экономики, запущена их пилотная реализация и апробация обеспечены ресурсами и согласовано работают структуры и механизмы общего, профессионального, дополнительного образования в интересах цифровой экономики, формирования персональной траектории развития и аттестации компетенций для цифровой экономики обеспечен постоянно обновляемый кадровый потенциал цифровой экономики и компетентность граждан
Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов сформирована система механизмов выбора перспективных направлений исследований и разработок в области цифровых технологий; создана коммуникационная платформа для взаимодействия участников цифровых платформ и центров компетенций при проведении исследований и разработок по направлениям "сквозных" технологий; создана пилотная цифровая платформа для исследований и разработок по одному из направлений "сквозных" технологий; сформирована нормативно-правовая среда, определяющая взаимодействие между участниками цифровых платформ и бизнес-процессы создано не менее 1 цифровой платформы для исследований и разработок по каждому направлению "сквозных" технологий с не менее 5 участниками цифровых платформ и не менее 2 партнерами, являющимися международными центрами компетенций по "сквозным" технологиям в области цифровой экономики создано не менее 10 цифровых платформ для исследования и разработок, демонстрирующих стабильный кратный рост числа подключенных участников и снижение стоимости их подключения, и интегрированные с индустриальными платформами; созданы и успешно функционируют не менее 10 компаний- лидеров в области "сквозных" технологий, конкурентоспособных на глобальных рынках за счет успешного использования результатов исследований и разработок
Информационная инфраструктура определен частотный ресурс для развертывания сетей 5G, утверждена генеральная схема размещения центров обработки данных и создана система льгот и преференций, создающих условия для вложения частных инвестиций во все объекты информационной инфраструктуры (сети связи, в том числе спутниковые, центры обработки данных, "сквозные" цифровые платформы и инфраструктура пространственных данных) все федеральные автомобильные дороги покрыты сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, сети связи 5G внедрены во всех городах с численностью населения более
1 млн. человек, созданы "сквозные" цифровые платформы, предоставляющие субъектам цифровой экономики максимально широкий набор инструментов и интерфейсов, обеспечивающих обработку различного вида данных и предоставление цифровых услуг, и развернута современная отечественная инфраструктура сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных
широкополосный доступ к сети "Интернет" имеют 97% домашних хозяйств, также 100% лечебно-профилактических учреждений, учреждений сферы образования, другие общественно-значимые объекты инфраструктуры, осуществляется широкое коммерческое использование сетей 5G, экспортируются услуги по обработке и хранению данных, внедрены отечественные методы и программные средства автоматизированной обработки, распознавания и дешифрирования пространственных данных, получаемых посредством дистанционного зондирования Земли (съемки из космоса, съемки с воздушных, в том числе беспилотных летательных аппаратов, лазерного сканирования и др.)
Информационная безопасность решены наиболее актуальные проблемы защиты прав и свобод граждан в цифровом пространстве создан каркас инфраструктуры безопасности цифровой экономики, в том числе в области новейших технологий, обеспечен цифровой суверенитет Российской Федерации Российская Федерация является одним из мировых лидеров в области информационной безопасности

 

Работе Центров компетенций дан старт

Госкорпорация «Ростех», определенная в качестве Центра компетенций по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», уже представила свое видение развития основных направлений программы «Цифровая экономика». Обсуждение роли Корпорации, планов мероприятий и состава экспертных рабочих групп состоялось на первом установочном заседании Центра. Мероприятие прошло под руководством директора по особым поручениям Ростеха Василия Бровко.

Василий Бровко представил участникам заседания «Видение 2025» по пяти технологическим направлениям, которые закреплены за Ростехом в рамках реализации программы «Цифровая экономика РФ»:

  • нейротехнологии и искусственный интеллект, 
  • системы распределенного реестра, 
  • промышленный Интернет, 
  • робототехника и сенсорика, 
  • технологии беспроводной связи.

«Уже через два-три года ключевые технологии перевернут существующие уклады и создадут новые рынки. К 2025 году ряд стран выпустят цифровые государственные валюты на базе блокчейна и примут законы о роботах. К этому же времени объем мирового рынка искусственного интеллекта увеличится почти в 30 раз и достигнет 60 млрд долларов. А объем рынка Интернета вещей, одного из самых крупных и перспективных, – 4,3 трлн долларов», – рассказал Василий Бровко.

По его словам, развитие IoT и беспроводной связи становится одним из ключевых элементов оптимизации труда. Планируется, что численность операторов станков сократится на 40%, а сами станки будут управляться искусственным интеллектом и взаимодействовать друг с другом через сети 5G.

В рамках заседания Центра компетенций также состоялось обсуждение состава экспертных рабочих групп по представленным пяти технологическим направлениям. Позже в их состав войдут представители структурных подразделений Корпорации, а также профильного бизнеса, НИИ и вузов.

Одним из результатов работы групп должен стать утвержденный в конце октября трехлетний план мероприятий по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов на 2018-2020 годы. Для этих целей Центр компетенций создал специальный сайт и чат-бота в мессенджере Telegram, куда представители профильных организаций смогут отправлять свои предложения и комментарии.

Другим Центром компетенции по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» является Росатом. Госкорпорация также займется пятью сегментами:

  • новые производственные технологии, 
  • обработка больших объемов данных, 
  • квантовые технологии связи, 
  • технологии виртуальной и дополненной реальности.

На первом этапе «Росатом» совместно с представителями бизнеса, экспертами и ведущими технологическими вузами сформирует рабочие команды, которые подготовят предложения по достижению целей госпрограммы. Полученная информация будет консолидироваться, обрабатываться и направляться на экспертизу в рабочую группу под председательством Российской венчурной компании (РВК). Прошедшие оценку экспертов предложения будут направлены в Минкомсвязи.

Координировать эту работу будет проектный офис «Цифровая трансформация отрасли», который возглавил заместитель директора РФЯЦ-ВНИИТФ Евгений Осоченко. Он будет подчиняться непосредственно первому заместителю генерального директора, директору блока по развитию и международному бизнесу «Росатома» Кириллу Комарову.

«Мы понимаем, что эффективность предприятия, эффективность технологических цепочек определены, прежде всего, сквозными процессами, сквозными технологиями. Мы должны посмотреть на современные подходы именно к системам управления. Это новые подходы к управлению проектами, такие как Agile, Scrum, которые широко используются не только в гражданских корпорациях в Европе и США, но и в оборонном промышленном комплексе. Пример тому – проект Агентства национальной безопасности США по большим данным, через который ведется мониторинг большей части информационного пространства. Он реализовывался по методологии Scrum, и эта методология была отработана и доведена до абсолютного совершенства», – отметил заместитель директора по информационным технологиям и бизнес-процессам РФЯЦ-ВНИИЭФ Олег Кривошеев. По его словам, главной мотивацией к переходу на цифровые платформы в управлении технологическими процессами становятся новые требования к продукту: высокая технологичность, снижение стоимости продукта и его жизненного цикла.

«Перед госкорпорацией «Росатом» как одним из центров компетенций стоит амбициозная задача. Мы будем интегратором всех поступивших предложений от любых заинтересованных организаций в план мероприятий по отведенному нам направлению», – пояснил Кирилл Комаров.

27 ноября 2017 года проект плана мероприятий по развитию информационной инфраструктуры для цифровой экономики представили для общественного обсуждения и Центр компетенций по направлению «Информационная инфраструктура» ПАО «Ростелеком» и Рабочая группа «Информационная инфраструктура» при АНО «Цифровая экономика» (организует работу группы ПАО «МегаФон»).

«Беспилотный транспорт, платформы виртуальной реальности и биометрии, телемедицина, дистанционное образование, «умный» город – развитие этих цифровых экосистем может принести по разным оценкам, дополнительный прирост экономики от 0,4 до 0,9% ВВП в год. Таких амбициозных результатов можно достичь, только создав ИКТ-инфраструктуру, способную обеспечить текущие и перспективные потребности граждан, бизнеса и государства в передаче, хранении и обработке данных. Представленный сегодня план – результат совместной работы ведущих участников рынка, которые, невзирая на конкурентные противоречия, смогли выработать консолидированное видение по основным направлениям развития инфраструктуры для цифровой экономики. В настоящее время мы завершаем процесс согласования документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, после чего документ будет передан на рассмотрение и одобрение в Подкомиссию по цифровой экономике при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности», – рассказал Вице-Президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций Борис Глазков.

В работе над планом мероприятий приняли участие 114 представителей ведущих компаний в сфере ИТ и телекоммуникаций. Разработанный экспертным сообществом план содержит более 300 мероприятий с конкретными предложениями по развитию сетей связи пятого поколения (5G), инфраструктуры хранения и обработки данных, созданию «цифровых» инфраструктур для транспортных коридоров, обеспечению равного доступа граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и образования, формированию инфраструктурного уровня нового типа – цифровых инфраструктурных платформ.

Важной особенностью разработанного плана является то, что он включает в себя не только мероприятия по реализации крупных государственных инфраструктурных проектов, но и инициатив бизнеса. Так, например, масштабное развитие сети ЦОДов в регионах с присутствием в каждом федеральном округе, в том числе в Хабаровске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, а также других городах, предполагается в рамках совместного проекта ПАО «Ростелеком» и ГК «Росатом».

Отдельный раздел плана мероприятий посвящ ен мерам поддержки создания инфраструктурных компонентов нового типа – цифровым инфраструктурным платформам. Ключевой особенностью такого вида платформ является возможность их переиспользования и применения в самых различных отраслях экономики. Так, например, сквозная платформа индустриального интернета, с одной стороны, позволит ускорить и упростить переход отечественной промышленности на «рельсы» Индустрии 4.0, а с другой – стимулировать развитие «умного» транспорта, обеспечив связность транспортных средств и дорожной инфраструктуры. В целом, в плане мероприятий предусмотрено определение и создание не менее 5 цифровых инфраструктурных платформ, а также разработка мер их поддержки, в том числе со стороны институтов развития.

Анна Серебряникова, Операционный директор ПАО «МегаФон», руководитель рабочей группы «Информационная инфраструктура»: «Мы удовлетворены результатами сотрудничества и степенью готовности плана мероприятий. Рабочая группа обсудила около 50 «открытых» вопросов и нашла для них оптимальные решения. Например, было предложено внедрять сети нового поколения 5G не только в городах «миллионниках», но и в отдельных отраслях экономики, отталкиваясь от наиболее перспективных сценариев применения. Конечно, еще многое предстоит сделать: продумать конкретные шаги по исполнению плана, актуализировать его с учетом специфики отдельных отраслей, отладить механизмы управления. Особенно приятно отметить, что документ подготовлен не «для галочки»: учтены мнения представителей бизнес-сообщества и в результате положения плана в полной мере соответствуют логике экономической целесообразности и практической возможности реализации».

Работа по развитию цифровой экономики ведется и в регионах. Так, министр экономики Республики Татарстан Артем Здунов объявил, что в стратегию развития республики до 2030 года внесут отдельный блок по цифровой экономике.

«Цифровая экономика – это же не только технологические решения, это, прежде всего, решения информационные, каким образом за счет новых возможностей использования больших данных мы можем продвинуться. У нас наступает тот период, когда мы по закону вносим в стратегию развития Татарстана 2030 изменения, и по цифровой экономике будет отдельный мощный блок», – сказал министр в ходе третьего машиностроительного кластерного форума Татарстана «Цифровое производство и будущее промышленности», прошедшего 14-15 ноября в Набережных Челнах. По его словам, у предприятий появится возможность, используя цифровые модели и доступ к большим данным, оценивать своего потребителя. Также цифровизация процессов поможет компаниям выходить на новые рынки, конкурировать. «Мы каждому директору должны показать возможности использования цифровой экономики», – добавил Артем Здунов.

Как сообщал ранее первый заместитель министра информатизации и связи Татарстана Дмитрий Вандюков, региональная программа развития цифровой экономики в Татарстане будет принята в 2018 году. Среди основных направлений цифровой экономики, которые актуальны в Татарстане для развития на региональном уровне, он назвал республиканские госуслуги, создание инфраструктуры, на которой будет развиваться такая экономика, сферы медицины и образования.

Заключение

Правительство возлагает на программу «Цифровая экономика» большие надежды. Она призвана разорвать зависимость России от экспорта технологий, обеспечить государство, бизнес, социум собственными решениями, сформировать благоприятную среду для внедрения и развития собственных цифровых технологий. Как отметил в ходе форума «Открытые инновации», прошедшего 16-18 октября 2017, Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков: «Россия исторически обладает уникальными компетенциями в разных областях промышленности. Поэтому цифровая революция для нашей страны является хорошей возможностью создавать новые уникальные разработки, продукты и технологии, а не просто следовать за глобальными трендами и воспроизводить чужие цифровые решения. Этому будет способствовать реализация как программы «Цифровая экономика», так и проектов Национальной технологической инициативы, в частности, ее кросс-рыночного направления «Технет».

Цифровизация меняет подходы к управлению бизнес-процессами в промышленности и переводит ее из продуктовой направленности в сервисную. Главный результат трансформации заключается в смене акцентов современных предприятий с традиционного процесса производства «железа» на инжиниринг и «софт». Эти важные изменения должны учитываться в рамках дальнейшей совместной работы государства и бизнеса по системному развитию в России цифровых технологий».

Материал подготовлен на основании данных: 1) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р; 2) Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», обсуждение системы управления реализацией программы, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации; август 2017; 3) Цифровая экономика. Отчет, digitalrostec.ru; 4) Цифровизация всей страны: «Росатом» развивает отечественную цифровую платформу, Страна Росатом, 2017; 5) План развития инфраструктуры цифровой экономики представили для общественного обсуждения, rostelecom.ru, ноябрь 2017; 6) Ростех формирует цифровое будущее, rostec.ru, сентябрь 2017; 7) В стратегию развития Татарстана до 2030 года внесут раздел по цифровой экономике, rt-online.ru, ноябрь 2017; 8) Цифровая трансформация промышленности меняет привычные бизнес-модели, Минпромторг РФ, октябрь 2017; 9) РАЭК: доля цифровой экономики в ВВП России в 2016 г. выросла до 2,8%, ТАСС, апрель 2017; 10) Медведев: поддержим IT-компании – «драйверы современного развития», Экспертный центр электронного государства, апрель 2017; 11) Путин призвал запустить масштабную систему развития цифровой экономики, ria.ru, декабрь 2016; 12) Медведев уверен: будущее у индустриального интернета есть, REGNUM.ru, июль 2016; 13) Светлана Романова, Екатерина Трипотень, Аддитивные технологии в России: Поехали! «Атомный эксперт», № 6/2015; 14) Официальный сайт ГК Ростех http://rostec.ru/

Этот материал опубликован из спецвыпуска журнала «Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности». Приглашаем IT-компании, спонсоров и рекламодателей принять участие в следующем выпуске! По вопросам сотрудничества пишите на адрес sale@up-pro.ru

Комментарии к статье
27.04.2018 16:50
0

Фраза "Она призвана разорвать зависимость России от экспорта технологий" видимо опечатка, но похоже опечатка по Фрэйду. Где много Академиков? Правильно, там где много институтов и научных центров. А где они множатся в свою очередь? Правильно, там где хорошая система высшего образования. Ну и минимальное условие для сильного высшего образования? Правильно, чтобы ему не приходилось дотягивать полпрограммы недоучек по среднему...Вроде элементарно, но как только до бизнес сферы доходит и ее субъектов, теряется связка...Сколько предприятий в России, по числу занятых в них граждан - хотя бы уровня Индустия 3.0?...возможно было бы неплохо это понять, померить, оценить причины и перспективы?!? Субькты экономики - это не только те, кого перечислили в целевой группе данного материала, и даже не равное число тем, кто появляется в обзорах УпПро, много больше, это еще те сотни тысяч условно мелко/средних, кто дай бог 1С себе поставил, и имеет 1 единицу с ЧПУ... Фраза " вы хотите получить молоко, без коровы" не теряет актуальность...Кто будут ваши "медалисты выпуского класса", если в "начальной школе повально двоечники" (не стоит воспринимать буквально, т.к. это в силу объективных причин просто полунищая, слабо модернизированная и кадрово бедная на компетенции среда цепей поставок всего того крупного, где предполагается технологический(цифровой) прорыв)?!? Соотношение уровня (процессов продаж)/(процессам технологии и производства), по соответствию среднемировым бизнес средам, у нас, по моим субьективным опыту и представлениям, примерно 85%/15% (именно там, на уровне ниже крупного бизнеса и по многим его активам).

Комментировать


UP-PRO в сетях