Подробнее 0 комментариев

Приказано выжить: как в кризис будут действовать производители алюминия?

1470 долларов за тонну (LME 3M) – до этой отметки 29 октября упала цена алюминия на Лондонской бирже металлов, достигнув минимума за шесть лет. Нельзя сказать, чтобы это стало сюрпризом – подобное развитие событий предсказывалось уже давно. Более того, многие эксперты считают, что это еще не предел и кризис в отрасли грозит затянуться. Насколько долго он может продлиться и как в этой ситуации будут действовать производители алюминия?

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала. 

Работа в убыток 

На вопрос «Кто виноват в сложившейся ситуации?» можно было бы ответить просто: китайцы. Они наводнили мировой рынок дешевым алюминием, и в результате предложение сильно превысило спрос (по оценкам экспертов, уже на 1 млн тонн). Но, увы, дело не только в них. Ведь кризис в отрасли продолжается уже много лет: в начале 2010-х из-за высокой цены металла многие металлургические компании в Европе и Америке также «грешили» перепроизводством. И лишь в последнее время китайцы резко взвинтили объемы экспорта, подлив масла в огонь и обрушив начавшие было подниматься цены. Естественно, у любого здравомыслящего человека возникает вопрос: зачем при таких ценах китайцы наращивают объемы производства? Ведь это невыгодно!

При этом в Китае ситуация даже хуже, чем на Западе. Если в Лондоне цена достигла шестилетнего минимума, то на Шанхайской фьючерсной бирже зафиксировано минимальное значение уже за семь лет. 29 октября фьючерсные контракты 1M на алюминий там торговались по цене 10365 юаней с учетом 17% НДС (около 1632 долларов) за тонну. По данным аналитиков китайской исследовательской компании AZChina, при нынешнем уровне цен 90% производителей алюминия в КНР работают себе в убыток.

Но ведь работают же! И даже продолжают наращивать производство. По свежим данным китайской Ассоциации производителей цветных металлов, приводимых в отчете Международного института алюминия, за год, прошедший с октября 2014-го по сентябрь 2015-го, выпуск крылатого металла в Китае составил 31 млн 131 тыс. тонн. Это новый рекорд производства за год в стране, которая теперь выпускает около 57% всего мирового алюминия.

Как им это удается? Рассмотрим на характерном примере. Еще недавно алюминиевый завод Lanzhou Liancheng компании Chalco выпускал около 250 тыс. тонн металла в год. За несколько лет объемы увеличились в два с лишним раза – до 550 тыс. тонн. Параллельно росли денежные потери: по данным китайской Ассоциации производителей цветных металлов, с 2011 года убытки завода превысили 300 млн долларов. Себестоимость тонны алюминия на Lanzhou Liancheng в первые восемь месяцев текущего года составляла около 2200 долларов, что намного выше рыночной цены. И когда Chalco объявила, что завод придется закрыть, местные власти предложили снизить для него цену электроэнергии. Так правительство избежало роста безработицы, а завод добился снижения издержек.

Объем производства алюминия (млн тонн)

 

Весь мир

Европа

Сев. иЮж. Америка

Китай

Отношение выпуска в Китае к общемировому

2014

53,127

7,360

6,128

27,517

51,8%

2013

51,195

7,611

6,824

25,438

49,7%

2012

48,774

7,928

6,903

23,141

47,4%

2011

45,817

8,346

7,154

19,614

42,8%

2010

42,353

8,053

6,994

17,331

40,9%

По данным Всемирного института алюминия

И это не единственная китайская мера «поддержки отечественного производителя». В этом году хрупкий баланс спроса и предложения в мире нарушил сильно возросший экспорт алюминиевых полуфабрикатов из КНР. Рост был обусловлен в основном направлением за рубеж первичного алюминия под видом продукции с добавленной стоимостью. Суть схемы проста: экспорт первичного алюминия облагается налогом в 15%, а при экспорте полуфабрикатов не только не взимается экспортная пошлина, но и возвращается 13-15% от стоимости в результате возврата НДС. За первые три квартала нынешнего года экспорт алюминиевых псевдополуфабрикатов из Китая составил 3,14 млн тонн – на 620 тыс. тонн больше, чем за такой же период прошлого года. Китайские власти не могут не знать, что это за «полуфабрикаты», но закрывают глаза – иначе весь этот алюминий останется в стране, где рынок и без того перегрет. Более того, все чаще звучат разговоры о том, что в Китае могут отменить 15%-ный налог на экспорт первичного алюминия. 

Спасение «утопающих» 

Производителям в Европе и Америке о подобном приходится только мечтать. Поэтому они руководствуются принципом «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Все ведущие мировые производители вырабатывают свои стратегии спасения от низких цен. Если проанализировать все меры, то можно выделить три основных направления борьбы с этой проблемой.

1. Снижение издержек. Один из основных способов борьбы с издержками – сокращение неэффективных мощностей. По данным компаний, за последние несколько лет пятерка крупнейших мировых производителей (РУСАЛ, Alcoa, Chalco, Norsk Hydro и Rio Tinto) сократила выпуск алюминия примерно на 2 млн тонн в год. «Чемпион» в деле закрытия неэффективных заводов – американская корпорация Alcoa. По данным на середину года, за последние семь лет объемы выпуска алюминия в компании снизились на 31%, или на 1,3 млн тонн. В начале года Alcoa заявила о рассмотрении возможности сокращения мощностей еще на 500 тыс. тонн. Примерно столько же в сумме планируют сократить остальные ведущие производители. В частности, РУСАЛ рассматривает возможности дальнейшего сокращения мощностей по производству алюминия приблизительно на 200 тыс. тонн в год.

Что же касается текущей ситуации, то по ходу 2015 года выпуск алюминия в РУСАЛе вырос, но незначительно – на 1,4%. Если с января по сентябрь прошлого года он составил 2 млн 686 тыс. тонн, то за аналогичный период нынешнего года – 2 млн 724 тыс. тонн. При этом реализация алюминия выросла на 4,2% – до 2 млн 762 тыс. тонн.

2. Повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь это товары для динамично развивающихся отраслей, где спрос на алюминиевую продукцию растет наиболее быстрыми темпами. Самый высокий потенциал производители сплавов видят в авиационной и автомобильной промышленностях.

Например, Alcoa параллельно с закрытием неэффективных заводов по производству первичного алюминия наращивает мощности на предприятиях, выпускающих продукцию для автопрома. То же самое делает норвежская Norsk Hydro: в 2014-2015 гг. компания вложила около 12 млн долларов в модернизацию своих литейных производств по выпуску продукции для автопрома. Так, до конца следующего года Norsk Hydro планирует увеличить выпуск алюминиевого автолиста на 150 тыс. тонн в год. По этому же пути идет РУСАЛ: доля продукции с добавленной стоимостью в структуре продаж Компании в третьем квартале 2015 года составила 46%.

3. Выделение низкорентабельных активов. По этому пути идут сейчас многие горнорудные компании. Логика тут такова: компании стремятся выделить активы с низкой отдачей от инвестиций в отдельные компании с тем, чтобы повысить инвестиционную привлекательность своих основных, наиболее рентабельных активов. Вот почему в этом году от концерна BHP Billiton отделилась компания South32, куда переданы все алюминиевые активы. Rio Tinto также собирается выделить алюминиевый бизнес в отдельный сегмент.

А совет директоров Alcoa принял решение, что в следующем году компания будет разделена на две структуры. Одна займется производством первичного алюминия, вторая –  высокотехнологичными операциями и продукцией для автомобильной отрасли, авиапрома и строительства. Ее рабочее название – Value-Add Company, то есть «Компания, выпускающая продукцию с добавленной стоимостью». Показательно, что нынешний президент Alcoa Клаус Кляйнфельд возглавит именно Value-Add Company: в продукции с добавленной стоимостью он видит наибольший потенциал. 

«Потенциал роста ограничен» 

Все вышесказанное свидетельствует о главной тенденции в современном алюминиевом мире: если западные производители повышают в первую очередь эффективность, то китайцы – объемы. И что будет дальше с ценой крылатого металла, зависит в основном от ситуации в Китае. На этот счет есть разные прогнозы, но большинство из них оптимизма не внушают.

Аналитики французского банка Société Générale на днях резко снизили свой прогноз средней цены алюминия на 2015 год – с 1815 до 1650 долларов за тонну. В следующем году, по мнению банкиров, ситуация вряд ли заметно изменится к лучшему. «Потенциал роста цен на алюминий ограничен», –  заявил на недавней конференции LMEWeek глава отдела исследований Société Générale Робин Бар. «Учитывая объемы простаивающих мощностей, отсутствие заметного сокращения производства и огромные излишки запасов алюминия, мы думаем, что цены останутся на низком уровне», – говорится в недавно опубликованном докладе банка.

Французам вторят эксперты британской финансовой компании Standard Chartered. По их прогнозу, в ближайшие полтора года в Китае откроется несколько новых алюминиевых производств суммарной мощностью до 4 млн тонн в год. А избыток алюминия на китайском рынке в 2016-м составит 1,4 млн тонн. Несложно предсказать, что «бороться» с профицитом китайцы будут проверенным способом: отправят лишний алюминий на экспорт, продолжая перегревать мировой рынок.

По мнению экспертов инвестиционного банка Goldman Sachs, до 2018 года темпы роста избыточных поставок металла на мировой рынок будут только увеличиваться. Так что в ближайшее время не стоит рассчитывать, что цена алюминия вернется на докризисный уровень. Того же мнения придерживаются аналитики австралийской финансовой группы Macquarie. «Мы не прогнозируем цену алюминия выше 1800 долларов за тонну до 2020 года», – говорится в их докладе.

Производители металла согласны с банкирами, но не во всем. «Поскольку избыток алюминия на мировом рынке уже составляет 1 млн тонн, мы не рассчитываем на увеличение цен в краткосрочной перспективе», – сказал в конце октября глава Norsk Hydro Свен Ричард Брандтцег в интервью агентству Reuters.Однако в отличие от прогнозистов-банкиров, прогнозист-промышленник Брандтцег все же видит повод для сдержанного оптимизма. В том же интервью глава Norsk Hydro заявляет: «Нельзя забывать, что алюминий – самый востребованный металл на планете. В дальнейшем миру будет нужно гораздо больше алюминия, чем сейчас».

А чем больше миру будет нужно алюминия, тем выше вероятность, что спрос наконец-то превысит предложение и цены начнут расти. Главное, чтобы за ростом спроса не успевали раздувать производство китайцы.

Евгений ПРОСКУРЯКОВ 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”