Реструктуризация СПО «Арктика»: главные вопросы и ответы

С 1 мая на северодвинском предприятии АО «СПО «Арктика» начинает действовать новая организационная структура. Уже сейчас постепенно реорганизуются некоторые подразделения, вводятся новые должности. Изменения вызывают массу вопросов, предположений, а у кого-то и опасений. О том, с чем связаны нововведения и что в перспективе это даст предприятию, мы беседуем с и.о. заместителя генерального директора СПО «Арктика» по управлению персоналом и административным вопросам Вадимом Гончаровым.

Благодарим редакцию корпоративного издания «Энергия Арктики» АО «СПО «Арктика», г. Северодвинск) за предоставление данного материала.

ВНИМАНИЕ КАЖДОМУ ПРОЕКТУ

— Вадим Евгеньевич, зачем СПО «Арктика» понадобилась новая оргструктура, ведь и прежняя работает?

— Да, работает, но не так эффективно, как того требует время. При назначении генеральным директором Олега Логинова, Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) поставила перед ним задачи по расширению объёма электромонтажных работ на оборонных и гражданских заказах не только нашей страны, но и инозаказчика. Меняется время, меняются требования, меняются цели. Рост объёмов производства неизбежно ведёт к росту количества проектов. Традиционная структура может хорошо управлять не более чем 5-6 проектами, при дальнейшем увеличении их числа эффективность такой структуры резко снижается. Передовой мировой опыт показывает, что проектно-ориентированный метод управления производством является оптимальным для судостроения, так как он обеспечивает высокие темпы выпуска продукции, сбалансированное распределение ресурсов, тщательное планирование и оперативное реагирование на риски и угрозы. В новой системе управления необходимое внимание уделяется каждому проекту, исключая режим работы в «пожарных условиях», что позволяет руководству предприятия сосредоточиться на развитии и решении стратегических задач.
Если более глобально — мы создаём центр продуктовой специализации (ЦПС), в котором оптимально объединены главные ресурсы предприятия: высококвалифицированные кадры, знания, новейшие технологии и производственные мощности. Создание ЦПС позволит распространять положительный опыт нашего предприятия на другие судостроительные кластеры.

— Структура СПО «Арктика» разрабатывалась и согласовывалась с ОСК?

— Да, конечно. Более того, в ОСК решено ввести единые оргструктуры на всех подведомственных предприятиях. Нововведения СПО «Арктика» могут стать эталоном для остальных организаций ОСК.

— Какие ещё задачи стоят перед предприятием сейчас?

— Во-первых, мы должны расширяться географически. Уже идёт работа над созданием обособленных подразделений в Мурманске и Севастополе. Как было сказано ранее, в перспективе мы должны выполнять электромонтажные работы и на судах и заказах других предприятий ОСК, а не только для ПО «Севмаш» и ЦС «Звёздочка».
Во-вторых, необходимо развивать направление диверсификации, осваивать новые технологии и расширять номенклатуру выпускаемых изделий. Сегодня очень важно не замыкаться на чём-то одном и оперативно подстраиваться под потребности рынка. Чтобы сделать наше предприятие более конкурентоспособным, планируется организация производства и выпуск продукции в южных регионах.
В-третьих, с каждым годом всё больше ресурсов требуется для обеспечения исполнения требований законодательства, учитывая его непрерывные изменения. Особенно это касается направления закупок и управления персоналом, где необходимо тщательно следить за нововведениями.

НОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

— Если говорить о конкретных подразделениях, что изменилось?

— У нас появилось управление материально-технического обеспечения (МТО) и логистики. Естественно, работа по обеспечению МТО велась и ранее, но опять же время требует изменений в этом направлении. Сейчас очень много нюансов при закупке оборудования, материалов и комплектующих. Специалисты этого управления должны будут легко ориентироваться во всех нововведениях.

На предприятии формируется управление проектами, которое возглавил Дмитрий Грабельников. Перед специалистами поставлены задачи по принятию решения об открытии проектов, организации работ и сопровождению изделия на всём пути жизненного цикла.
По требованиям ОСК создан отдел внутреннего контроля и управления рисками, во главе которого Алексей Глухов. Отдел призван контролировать эффективность протекания всех ключевых бизнес-процессов предприятия и предупреждать о возможных негативных последствиях.

Отдел главного технолога в прежнем его виде был существенно перегружен и зачастую выполнял непрофильные функции. Новая структура приведена в соответствие с типовой оргструктурой. Выделены ветви главного конструктора и главного технолога. Подготовка производства и управление новыми разработками становятся самостоятельными функциональными направлениями. Эти изменения обеспечат проектно-ориентированное управление и позволят максимально эффективно задействовать специалистов для развития коммерческих направлений, особенно в областях разработки рабочей конструкторской и технической документации, проектирования и военно-технического сотрудничества.

Начинает работу отдел протокола и связей с общественностью под руководством Сергея Железнёва. Здесь объединены функции музея, наградной деятельности, изготовление рекламно-сувенирной продукции, и новые направления, такие как информационная работа и протокол.

КАДРОВЫЕ ЗАДАЧИ

Серьёзным изменениям подвергается и кадровая работа?

— Да. Отдел кадров и технического обучения разделён на два подразделения. Отдел кадров теперь под руководством Яны Калининой, как и прежде, будет заниматься подбором персонала, оформлением приёма, перевода и увольнения работников.

В отдел обучения и развития персонала, который возглавила Александра Ежова, переданы функции бюро подготовки кадров, а также включена социальная работа. Помимо существующих программ обучения отдел будет развивать институт наставничества, реализовывать проект «корпоративный университет», разрабатывать учебную программу и на местах готовить кадры. Будут открыты новые направления для привлечения интереса к предприятию молодого поколения: студенческие отряды, совет молодых специалистов, профессиональная ориентация старшеклассников, целевое обучение, а также сотрудничество с профильными учебными заведениями по подбору молодых специалистов.

Сколько времени потребуется для перехода на новую систему работы?

— Утвердить структуру, открыть новые подразделения и оформить перевод работников — это только часть работы. Она уже выполняется. Самое главное — наладить механизм взаимодействия всех участников рабочего процесса, а на это может уйти до двух лет.

Новая структура не у всех работников находит понимание…

— Это естественная реакция на изменения. Не у всех работников есть понимание работы, выполняемой другими подразделениями. К тому же, стратегией развития предприятия в полной мере обладает только руководство. Однако именно сейчас настал момент, когда стоит отойти от фразы «Всегда так было». Старая организационная структура хорошо показала себя в прошлом и позволила СПО «Арктика» достойно обеспечивать выполнение государственных контрактов, но новое время диктует новые условия, и мы не должны останавливаться в развитии предприятия. К этому мы и стремимся.

Текст: Анастасия Никитинская, Фото: Анна Соловьёва 

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях