Инсорсинг на КАМАЗе: Особенности работы Центра обслуживания бизнеса, объединяющего ИТ, бухучет и кадры

Диалог, а не просто услуги – это и кредо, и стратегия, и формат взаимоотношений – как внутренних, так и внешних – одной из самых юных «дочек» ПАО «КАМАЗ»: в декабре-2017 исполнилось четыре года с момента создания ООО «Центр обслуживания бизнеса». Сам день рождения фирма отмечала на рабочих местах, с нововведением: взамен традиционного собрания трудового коллектива с руководством была организована прямая линия в режиме онлайн-конференции с генеральным директором ЦОБ Ларисой Зубриловой, которая отвечала на вопросы сотрудников, использовав сервис Skype для бизнеса. 

13 февраля 2018

Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала.  

Лариса Зубрилова: «ЦОБ выполняет те функции, которые для основного бизнеса являются вспомогательными»

Лариса Зубрилова: «ЦОБ выполняет те функции, которые для основного бизнеса являются вспомогательными»

– Лариса Александровна, многие камазовцы по сей день считают ЦОБ «тёмной лошадкой». Что же она везёт?

Крупный бизнес создаёт структуры, аналогичные нашей, имея целью оптимизацию процессов и снижение их стоимости. В машиностроении России «КАМАЗ», выделив ЦОБ как общий центр обслуживания (так называется наш вид бизнеса), сделал это одним из первых в отрасли. В двух словах: функции, которые для основного бизнеса являются второстепенными, вспомогательными, передаются к нам – в инсорсинг. В ЦОБ они становятся уже основным видом деятельности, а значит, занимаясь только этим, мы имеем возможность сосредоточиться, усовершенствовать их, повысить качество оказания услуг бизнесу, который выступает  заказчиком.

– Значит, вы не дублируете функции камазовских структур, но оказываете услуги бизнесу, то есть «КАМАЗу»?

У нас три основных разносторонних блока: это ИТ-услуги – автоматизация процессов; оказание бухгалтерских услуг и налогового учёта; и услуги кадрового администрирования и расчёта заработной платы. Нашим куратором выступает заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» финансовый директор А.А. Максимов, а заказчиками по направлениям – топ-менеджеры компании, ЗГД по персоналу, по ИТ-услугам и главбух. Кроме того, у нас также действуют контакт-центр и центр оценки квалификаций, который ведёт приём экзаменов по профстандартам на определённые виды квалификаций (на днях проводили такую оценку конструкторов и технологов). Это сертифицированный вид нашей деятельности – и вновь мы первые в автомобилестроении.

Задача, чтобы все функции, которые нам передаются, унифицировать и осуществлять по единым правилам и стандартам. Отсюда – специфика требований к персоналу и его компетенциям. Если в блоке ИТ, к примеру, нужны специалисты узкой высокой квалификации, которые сейчас в дефиците на рынке труда, то в блоках бухучёта и кадров, где функции – потоковые, регламентированные, нужны люди совсем с другим набором компетенций и складом характера: чёткие, быстрые, внимательные. Усидчивые аккуратисты, умеющие на своём участке работать интенсивно и с высокой производительностью. И мы заинтересованы, чтобы каждый получил шанс стать лучшим в своей нише, повышая качество услуг в целом. Как и другие ОЦО, мы работаем по лин-технологиям, избавляясь от потерь, и предлагая каждому работнику менять процессы вместе. Резервов масса!

– Расскажите о механизме взаимоотношений: кто ваши клиенты, как строится цепочка?

Бухгалтерские услуги (весь бухучёт) ЦОБ оказывает сейчас дочерним обществам «КАМАЗа». В части кадрового администрирования решение о приёме на работу (или увольнении) остаётся за бизнесом, а вот оформление работников гендирекции, логистического центра, блока закупок, нескольких дочерних обществ – наше дело. С начала 2018-го мы принимаем на обслуживание литейный и кузнечный заводы, со второй половины 2018-го и весь 2019-й – остальные заводы «КАМАЗа». Работаем по принципу «фронт-офис – бэк-офис». Фронт-офис находится на заводах или в подразделениях, где несколько человек (в зависимости от числа работающих на заводах) непосредственно контактируют с клиентом, принимают заявления и другую первичную документацию. Пока, например, человек, устраивающийся на работу, во фронт-офисе знакомится с нормативными документами «КАМАЗа» по безопасности, пропускному режиму и т.д., его личные отсканированные (мы не копируем, у нас безбумажный документооборот) документы уже летят в бэк-офис. Здесь наши специалисты вводят все его данные в систему. «Умный» сканер сразу присваивает документам штрих-код – по нему не составит труда отыскать его в системе. Всё происходит в режиме онлайн, и так – с любыми кадровыми перемещениями. Время на оформление уменьшается в разы.

ИТ-парк – один из лучших челнинских офисов с современной комфортной инфраструктурой

ИТ-парк – один из лучших челнинских офисов с современной комфортной инфраструктурой. Работники одной компетенции – бухгалтеры, айтишники, кадровики, находясь вместе в одном помещении, могут здесь обмениваться профессиональной информацией

– А как распределяются полномочия между ЦОБ и ЦИКТ по ИТ-направлению?

Функция технической поддержки компьютеров и оргтехники – зона ЦИКТ. Мы занимаемся внедрением ИТ-проектов – переход на новые программы, формы отчётности, веб-разработки. Поскольку «КАМАЗ» выбрал две основные платформы – SAP и 1С, основные виды наших услуг – именно в этой сфере. Решаем вопросы по заявкам в части работы программного обеспечения, консультируем пользователей по части ПО, и, кстати, по техподдержке ПО оказываем услуги и внешнему рынку.

– Слово «оптимизация» ассоциируется у камазовцев с сокращением.

Сокращение персонала в тех случаях, когда мы берём на обслуживание подразделения «КАМАЗа», не предполагается. Если люди высвобождаются – их опыт и компетенции «переключаем» на работу с внешним рынком. Очень ценим спецов с опытом, знающих специфику «КАМАЗа».

– Любые структурные изменения меняют привычный уклад. Что нужно знать тем, кто настраивается на переезд?

Переезд в ИТ-парк – едва ли не лучший челнинский офис, где есть вся современная комфортная инфраструктура, организованы рабочие места, я думаю, для работников приемлемый вариант, их условия «жизни на работе» изменятся даже к лучшему. Действует у нас и принцип удалённого оказания услуг. Для тех, кто попадает в ЦОБ в рамках передачи функций, сохраняется практически вся камазовская «социалка»: непрерывный камазовский стаж, расчётная зарплата, «мамины дни», компенсация за питание (кстати, здесь и хорошая столовая, и все условия для тех, кто привык приносить еду с собой). В 2018 году рассчитываем поощрять путёвками в лагеря многодетных родителей и лучших работников. Отмечу также, что у нас создаётся «пул профессиональных сообществ», что позволяет работникам одной компетенции – бухгалтерам, айтишникам, кадровикам, находясь вместе в одном помещении, обмениваться информацией, профессиональными секретами, то есть это ещё и неформальное общение.

Мы будем расти и прирастать новыми направлениями. Сейчас у нас добрых четыре сотни работающих, а в 2018 году будет порядка 500. Интересных перспектив немало, скажу хотя бы о старте наших мобильных приложений. Пока это пилотный проект, в нём несколько функционалов, которыми любой работник сможет воспользоваться, имея лишь смартфон. Не бегая по кабинетам и службам, можно будет в любое время, даже сидя дома, заказать любую кадровую справку, 2 НДФЛ, расчётку по зарплате. Подобный проект у нас уже внедрён – по автоматизации оформления командировок, и подразделения, что находятся у нас на обслуживании, им уже пользуются. 

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Виталий ЗУДИН 

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях