Максим Якубенко

Максим Якубенко, УК БФК: Создавая компанию, нам пришлось пойти на большой риск…

ООО УК БФК появилось на оконном рынке Новосибирска, когда и самого рынка как такового еще не существовало. Однако основателей это не остановило, и наградой за их усилия стало звание одного из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций в России. О становлении и развитии пути рассказывает генеральный директор Максим Александрович Якубенко.

– УК БФК зародилась в непростое время – в разгар так называемых «лихих 90-х». Как вы организовывали и развивали свой бизнес в те годы? Какие препятствия пришлось преодолеть?

– В середине 90-х годов строительная отрасль находилась в упадке. Вложение денег в производство пластиковых окон было рискованным предприятием, тем более что про них в России знали немногие. Но группа единомышленников пошла на этот риск, и 4 октября 1995 года была создана компания БФК, которая занялась производством и установкой окон из пластикового профиля.

1998 год стал памятным для всей российской экономики. Несмотря на кризис, БФК удалось не только удержать свои завоевания, но и приобрести в собственность цех площадью 8000 квадратных метров на заводе им. Кузьмина. В тот момент компания уже заняла прочные позиции на рынке.

Начав свою деятельность в 1995 году со штатом сотрудников в 26 человек и производством, которое размещалось всего на 450 квадратных метрах, сегодня БФК входит в тройку российских лидеров по объему производства светопрозрачных конструкций с общей площадью производственных площадей более 30 000 квадратных метров и штатом более 2000 человек.

Дилерами компании «БФК» являются более 150-ти организаций из Новосибирска, Томска, Кемерово, Барнаула, Иркутска, Владивостока, Южно-Сахалинска и ряда других городов Сибири и Дальнего Востока. В том числе и благодаря постоянно растущей дилерской сети, география поставок продукции БФК охватывает значительную часть России, а также Украину и Казахстан.

– Времена меняются, меняется и рынок. Нет прежнего дефицита и бешеного спроса, сегодня на российском оконном рынке появилось множество мелких компаний, предлагающих свои услуги по весьма конкурентным ценам. Конечно, это сказывается на качестве, но российский покупатель привык основывать свой выбор на ценах. Не мешает ли вашему бизнесу перенасыщение рынка? Как вы выстраиваете свою стратегию поведения на рынке с учетом новых тенденций?

– Одна из основных тенденций на рынке окон – снижение цен. Кризис показал, что часто потребитель все же желает приобрести более дешевый продукт. Он, конечно, закладывает какие-то характеристики качества, но общее желание купить дешевле сильнее.

Демпинг – актуальная проблема для оконного рынка. Рентабельность производства пластиковых окон снижается, и чтобы сохранить хоть какой-то уровень рентабельности, компании выводят на рынок новые продукты. Серьезные оконные компании вместе со своими партнерами – поставщиками – прилагают при этом большие усилия в различных областях, начиная с логистики и заканчивая инновациями, чтобы снизить себестоимость продукции без ущерба для качества, другие же просто идут по пути использования, например, дешевых низкокачественных комплектующих.

– Какие изменения пережила компания БФК за прошедшие семнадцать лет – в отношении внутренней организации, политики, производимой продукции?

– Ну, изменилось практически все. Из маленькой компании, выпускающей моно-продукт – пластиковое окно в красном уголке одного из заводов, БФК превратилась в многопрофильный холдинг с интересами от мебельных комплектующих до девелопмента, с высокими для российского рынка стандартами корпоративного управления и географией продаж от Белоруссии и Казахстана до Дальнего Востока. Но основные интересы бизнеса лежат по-прежнему в оконной отрасли.

– В конце 2007 в компании произошли некоторые структурные изменения, из нее выделилось два подразделения – «БФК-Эксперт» и «БФК-Персона». Зачем понадобилось выделять отдельные подразделения?

– В рамках холдинга БФК активно реализуются проекты по диверсификации бизнеса.

Направление «БФК-Персона» целевым образом занимается обслуживанием перспективного рынка малоэтажного строительства. Современные технологии светопрозрачных конструкций позволяют осуществить практически любые фантазии архитекторов, дизайнеров и владельцев загородных домов. Мы в полной мере обладаем этими возможностями и хотим, чтобы с нами было удобно и приятно реализовывать эти фантазии на практике.

«БФК-Эксперт» сконцентрирован на комплексном обслуживании строительных и девелоперских компаний. Сегодня строителям предлагается весь комплекс работ по фасаду здания: окна, лоджии, ленточное остекление, входные группы, светопрозрачные и навесные фасады, а также крыши, купола, внутренние перегородки, межкомнатные двери – что называется, из одних рук. В нынешних условиях строительным компаниям как никогда требуется надежный подрядчик, который выполнит весь комплекс работ по фасаду здания и закончит объект вовремя.

– Как клиенты влияют на ваши стратегические планы?

– В основном это влияние сказывается на ассортименте выпускаемой продукции.

Совместно с нашими поставщиками мы постоянно работаем над выведением на рынок новых продуктов, востребованных в данный момент и в ближайшей перспективе. Впрочем, иногда мы сами пытаемся влиять на этот спрос своими новинками – и небезуспешно.

Кроме того, существенная часть наших стратегических усилий направлена на улучшение сервиса для клиентов. В этом вопросе нельзя стоять на месте.

– Сегодня многие оконные компании перестраиваются с направления работы с частными клиентами на строительный сектор. Как Вы оцениваете такое «движение»? Какое направление является для вас сегодня более актуальным?

– У большинства крупных фирм, занимающихся производством и продажей окон, всегда было три типа основных заказчиков: строительные организации, дилеры и домохозяйства. В Западной Сибири объем корпоративных продаж у нас составляет 25% от общего объема продаж, а в самом Новосибирске эта доля существенно выше. Вот та точка роста, которая будет оставаться для нас приоритетной.

Соотношение продаж через собственные торговые сети и через дилерскую среду долгое время составляло 30% и 70% соответственно. В последнее время, в связи со снижением активности на дилерском сегменте в условиях насыщения оконного рынка, ситуация меняется в сторону увеличения собственных продаж – сейчас примерно 40% и 60% соответственно.

В итоге БФК стоит на трех крепких опорах: мощная розница обеспечивает известность и репутацию бренда; широкая дилерская сеть позволяет увеличивать долю рынка, дает обороты и масштабы производства, а лидерство в корпоративном сегменте позволяет уверенно смотреть в завтрашний день.

– Давайте поговорим немного о вашей производственной «кухне». У вас существует собственная «служба качества». Как именно она действует?

– В компании применяется строгая система контроля: входной контроль сырья и комплектующих, операционный контроль на всех этапах бизнес-процесса, выходной контроль и периодические испытания готовой продукции. Немногие оконные компании в состоянии столь системно заниматься этим вопросом.

– В цехах БФК очень высок уровень автоматизации. С чем это связано? Что подтолкнуло вас к решению о полной автоматизации производства?

– Ну, автоматизация все-таки не полная, в наших условиях в этом нет экономической целесообразности. А вообще, автоматизация для нас – это не прихоть и не следование моде. Для крупной оконной компании без автоматизированного оборудования, качественного софта, отлаженной системы поставок, обученного персонала, и, главное, объединения все этого в единый эффективный процесс, немыслим выпуск серьезных объемов продукции ежедневно, круглосуточно, стабильно, качественно и в короткие сроки.

– При столь высоком проценте автоматизации требуется гораздо меньше сотрудников. Какова численность персонала компании? И как вы работаете над достижением сплоченности вашего коллектива?

– При общей численности оконных предприятий холдинга около 1500 человек, в цехах выпуском продукции занимаются не более 200. Ввиду больших объемов собственных розничных продаж основная масса персонала занята на операциях, связанных с обслуживанием и сервисом, то есть с тем, что плохо поддается автоматизации.

Что касается сплоченности коллектива, то уже очень давно мы реализуем программы по формированию внутренней корпоративной культуры в компании. Для этого используются различные инструменты: от внутреннего сайта и корпоративной газеты до конкурсов «Лучший по профессии» и спортивных соревнований.

– БФК имеет собственное конструкторское бюро. Когда и для каких целей оно было создано?

– Организационно КБ было выделено 10 лет назад на базе экструзионного предприятия холдинга, хотя вообще конструкторские разработки были начаты, конечно, раньше. Его основной задачей была и остается разработка и доведение до массового производства новых видов продукции, иногда изготовление необходимого нестандартного оборудования.

– Прошло немало лет, и небольшая компания, созданная группой однокурсников, превратилась в холдинг, вошедший в тройку лидеров российского оконного рынка. А что стало с теми, с кем Вы начинали? Остается ли ядро компании прежней командой единомышленников?

– Главный костяк команды – это учредители компании, большинство которых по-прежнему принимает активное участие в управлении и развитии бизнеса. Он не претерпел никаких изменений за все 17 лет истории. Это один из главных факторов успехов, достигнутых БФК. Если говорить о менеджменте, то и тут ротация невелика: большинство работает по 7-10 и более лет, многие выросли от рядовых до руководящих позиций.

– Над чем вы сейчас работаете и каким Вы видите будущее УК БФК? Планируете ли вы наращивать производственные мощности? Осваивать новые рынки?

– В перспективе перед БФК стоят задачи расширения географии деятельности и увеличения доли рынка во всех сегментах оконного рынка. Будем продолжать развивать корпоративное направление в Новосибирске, Красноярске и в других городах Сибири.

Что касается инвестиций, то наиболее серьезные вложения производились в экструзионное предприятие в конце 2010 года и начале 2011 года – в основном, в расширение производственных мощностей по смесеприготовлению для выпуска откосных систем, подоконников, дистанционной рамки из ПВХ, углов, панелей.

Также в 2011 году мы расширили станочный парк (на 35%) на новосибирском оконном производстве и усилили логистику. Уже в этом, 2012 году произведены инвестиции в расширение мощностей красноярского оконного производства.

Кроме того, ежегодно разрабатываются и выводятся на рынок новинки, и некоторые из них не имеют аналогов на российском рынке. Причем это изделия не только оконного направления, но и предназначенные для других отраслей. Связано это, прежде всего, с желанием более комплексно обслуживать корпоративных заказчиков, строителей непосредственно на объекте.

Также в рамках холдинга реализуются проекты, не связанные с оконным рынком. Например, БФК является одним из основных инвесторов Экспоцентра в Новосибирске, запущенного в начале 2012 года.

– Благодарим Вас за беседу, и удачи в ваших начинаниях.

 

Подготовила Наталья Коношенко

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях