"Время ОВК" 0 комментариев

ТВСЗ: Десятикратный рост за 5 лет. И это не предел

В январе 2017 года «Тихвинский вагоностроительный завод» отметил пятилетний юбилей. О том, что удалось сделать за прошедший период и какие задачи стоят на будущее, рассказал Геннадий Веселов, генеральный директор АО «ТВСЗ».

Геннадий Веселов, генеральный директор АО «ТВСЗ»

Геннадий Веселов, генеральный директор АО «ТВСЗ»

Благодарим Пресс-центр Научно-производственной корпорации «Объединенная Вагонная Компания» за предоставление данного материала. 

- За пять лет с момента запуска в Тихвине первого вагоностроительного завода создано уже четыре производственных предприятия. Каковы ближайшие задачи развития этого своеобразного машиностроительного кластера? 

- Прошедший период был этапом становления и активного наращивания объемов производства. Главное, что удалось сделать за эти пять лет, − выйти на проектную мощность и даже перешагнуть этот порог. За счет увеличения сменности отдельных переделов выпущено больше вагонов, чем закладывалось по проекту. Для сравнения: в 2012 году на ТВСЗ было произведено 1,3 тыс., а в 2016‑м – 15,3 тыс. вагонов. Это более чем 10-кратный рост. 

Вторая пятилетка будет больше направлена на повышение эффективности использования ресурсов наших предприятий, сокращение издержек на выпуск вагонов, а также усиление конкурентных преимуществ в части коммерческих характеристик. Мы продолжим увеличивать глубину переработки, будем развивать те сегменты, которые сегодня используются на аутсорсинге. И конечно, важно не снижать взятый нами темп развития и продолжать оставаться номером один на рынке железнодорожной продукции. Поэтому развитие потенциала тихвинской промышленной площадки продолжится и в следующем году. Новые инвестиционные проекты позволят создать дополнительно около 2 тыс. рабочих мест. 

- Для Тихвина вагоностроительные предприятия становятся своего рода градообразующими. Есть ли совместные проекты с регионом или районом? 

- Промышленная площадка всегда была частью жизни города. Тихвин не ограничивается только спальными районами. Это удивительный город, в котором богатое духовное и культурное наследие гармонично сочетается с промышленным развитием. И для наших предприятий важно всестороннее развитие Тихвина, создание комфортной и современной среды проживания. Ведь никакой серьезный бизнес не будет эффективен, если сотрудники недовольны качеством жизни в целом. При этом город сам пробуждает желание сделать его лучше, удобнее, красивее. 

Хотя вагоностроение сейчас переживает не лучшие времена, мы активно участвуем в вопросах благоустройства и развития городской инфраструктуры. Среди наиболее значимых реализованных при нашей поддержке проектов можно назвать создание на месте неухоженного пустыря общей площадью около 4 гектаров рекреационной зоны с пешеходной и первой в городе велосипедной дорожками, которые соединяют районы современного города с центральным парком и монастырем. Здесь же построена фестивальная площадка, которая уже стала центральным местом для проведения городских праздников и мероприятий. Другим важным событием в жизни города стало открытие социокультурного центра «Тэффи», который теперь используется в качестве примера создания модельного культурного центра в малых городах России, а также получил престижную библиотечную премию Дашковой. 

С момента запуска ТВСЗ в 2012 году мы вложили в программу городского развития более 180 млн руб. И мы продолжим стратегию социального инвестирования. Запланированы проекты по облагораживанию дворов, озеленению, повышению эффективности работы общественного транспорта и прочее. Отрадно наблюдать, как реальные результаты работы властей и инвесторов показывают, что теперь и в провинции можно не просто жить, а хорошо зарабатывать, давать детям достойное образование, посещать статусные культурные мероприятия – в конце концов, гордиться своей малой родиной. 

- В свое время «Тихвинскому вагоностроительному заводу» пришлось реализовывать собственную программу набора квалифицированных кадров. Сегодня у ваших предприятий совсем иной масштаб. Как сейчас решается проблема привлечения персонала? 

- Нужно понимать, что наше производство развивается в условиях относительно небольшого областного города. На момент ввода в эксплуатацию ТВСЗ численность персонала составляла всего порядка 1 тыс. человек. Перед нами стояла задача привлечь не только специалистов с местного рынка труда, но и квалифицированные кадры из других регионов. Мы эту задачу выполнили успешно, и сегодня на наших предприятиях работает уже порядка 10 тыс. человек. Объехали практически все регионы РФ, чтобы сформировать коллектив, которым я очень горжусь. Несмотря на географическое разнообразие мы смогли создать для людей стабильные и комфортные условия труда. Текучесть кадров у нас менее 5%. 

Не скрою, чтобы добиться такого результата пришлось преодолеть ряд трудностей, поскольку миграционные процессы в России, к сожалению, не развиты. Да и мобильность пока не присуща нашему менталитету: люди готовы остаться в своих регионах, даже если там нет работы и не так хороша экономическая ситуация. Тем не менее человеку свойственно познавать что-то новое и интересное. Многих приехавших к нам на работу привлекает идея принять участие в создании нового для рынка продукта. Используемые на нашем производстве высокоточные технологии служат дополнительной мотивацией приехать в Тихвин для тех, кто заинтересован в своем развитии. Часто люди переходят с предприятий, где используются устаревшие технологии, и, конечно, не жалеют об этом. 

Мы также стараемся оказывать максимальную социальную поддержку. Работникам из других регионов компенсируем переезд семьи, выплачиваем подъемные. На первое время частично возмещаем аренду жилья. Специально построили несколько жилых комплексов, где каждый работник предприятия может получить квартиру на льготных условиях. Возмещаем часть затрат на обслуживание ипотечного кредита за квартиру. 

- Как построена система развития работников, которые работают в цехах и управляют технологическими процессами? 

- Мы инновационное предприятие. И это не просто красивый слоган, а стиль нашей работы. Расширение навыков и умений сотрудников неразрывно связано с современным машиностроением и производственными показателями. Наши работники на регулярной основе проходят курсы по повышению квалификации и переподготовку по профессии на базе заводского образовательного центра. 

На начальном этапе обучение проходило только по дефицитным профессиям. Сейчас перечень расширен до 80 специальностей, в том числе и по тем, на которые накладываются ограничения надзорных органов. В прошлом году обучение прошли более 2 тыс. человек. Это именно первичная профессиональная подготовка, не считая переобучения, повышения квалификации и получения вторых специальностей. Срок обучения составляет от трех до шести месяцев. Более того, сегодня мы готовы взять человека с нуля и воспитать из него специалиста. Прежде всего это относится к рабочим профессиям. 

Также уже много лет мы сотрудничаем с Тихвинским техникумом имени Е. И. Лебедева. Его студенты проходят практику на ТВСЗ и лучшие из них получают стипендию предприятия. 

Безусловно, такая широкая образовательная программа – это дополнительная нагрузка, но благодаря всесторонней поддержке региональных властей, в частности комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, мы успешно реализуем эти проекты. В ближайших планах – подготовка специалистов в области робототехники. Совместно с регионом будем финансировать закупку оборудования в учебный класс с роботизированной станцией, аналогичной той, которую мы применяем на своем производстве. Молодые люди будут осваивать специальности оператора и наладчика. Для нас это очень актуальная тема. 

- Ваши конкуренты уже заключают контракты на поставку своей техники за рубеж. Расскажите об экспортном потенциале тихвинских вагонов. 

- Инфляция рубля привела к тому, что российские вагоны стали конкурентоспособны на международных рынках даже в условиях жесткой конкуренции с китайскими производителями. Но ситуация в целом непростая. У железнодорожной продукции есть особенность: нельзя сегодня решить, а завтра выпустить готовый продукт. Это длительный процесс. К тому же в каждой стране – свои требования. Чтобы зайти на чужой рынок, нужно, по сути дела, не просто повторить, что там есть, а сделать лучше и дешевле, при этом соблюсти все национальные требования. Более того, местное лобби не всегда приветствует зарубежных игроков. Тем не менее мы готовы к таким нюансам и уже работаем на экспортных рынках. 

В рамках контракта с американской корпорацией Wabtec по поставкам крупного вагонного литья «Тихвинский вагоностроительный завод» успешно прошел сертификацию на соответствие требованиям стандартов Ассоциации железных дорог. Фактически это означает, что наша продукция получила допуск на североамериканский рынок от крупнейших железных дорог Америки класса А. 

Мы также выходим в регион Ближнего Востока и Африку, где в условиях высокой конкуренции мы получили контракты на поставку вагонов. В 2017–2018 годах плановая доля экспортных продаж в производстве вагоностроительных заводов Тихвина составит 10–20%. 

Автор: Елена Ушкова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”