журнал "МЕГАВАТТ" 0 комментариев

Комплексный сервис «Силовых машин»: всерьёз и надолго

О новых видах сервисных услуг, предоставляемых компанией «Силовые машины», рассказывает руководитель дирекции по сервису Игорь Макаров.

Благодарим Пресс-службу ОАО "Силовые машины" за предоставление данного материала. 

Чем более совершенным становится оборудование для энергетики, тем большее значение приобретает его качественный сервис. Именно поэтому сервисное направление сегодня активно развивают все лидеры мирового энергомашиностроения, а доля сервисных контрактов в общем портфеле их заказов становится всё более значимой. О новых видах сервисных услуг, предоставляемых компанией «Силовые машины», рассказывает руководитель дирекции по сервису Игорь Макаров.

— Игорь Сергеевич, какова на сегодняшний день доля сервисных договоров в общем портфеле контрактов «Силовых машин»?

— Эта доля составляет около 15%. И в ближайшие годы наша задача довести её до 25% от общего объёма портфеля.

— По каким направлениям идёт развитие сервисных услуг компании?

— Во-первых, продвижение долгосрочного сервиса как на вновь установленном, так и на модернизированном оборудовании. Во-вторых, продвижение пакетов модернизации собственного оборудования с целью улучшения  его параметров и продления срока эксплуатации. Третье направление — модернизация оборудования других производителей. И наконец, расширение линейки услуг, предоставление новых их видов: сервис систем управления и автоматики, увеличение продаж запасных частей к собственному оборудованию, сервис крупных электрических машин и тяговых двигателей собственного производства, в том числе тяговых двигателей для БЕЛАЗов, производство которых мы сейчас активно наращиваем. В настоящее время мы формируем группу, которая будет заниматься организацией и оказанием сервисных услуг именно для этого вида оборудования. Комплекс услуг будет включать не только поставку запасных частей, но и оказание ремонтных услуг как непосредственно на площадке заказчиков, так и на наших производственных площадях.

Активно развивается и такое направление сервиса как оказание консультационных услуг по эксплуатации установленного оборудования. «Силовые машины» предоставляют консультации с использованием всего объёма современных коммуникационных технологий в любом удобном для заказчика виде: устном, письменном, электронном, без выезда или с выездом на место.

— Таким образом, сегодня клиенты «Силовых машин» имеют возможность получить непосредственно у производителя полный комплекс сервисных услуг для всех видов оборудования?

— Совершенно верно. Как я уже сказал, наши сервисные услуги включают технические консультации всех видов, техподдержку и техруководство при ремонтах, выполнение монтажных, ремонтных и наладочных работ своим персоналом или с привлечением квалифицированных монтажных и ремонтных организаций, обследование оборудования, модернизацию и реконструкцию, подготовку эксплуатационной и ремонтной документации, помощь в формировании ведомостей запчастей и расходных материалов, специального инструмента и так далее. При этом конкретный перечень услуг и степень вовлечённости персонала «Силовых машин» определяются в соответствии с пожеланием заказчика.

— Авария, произошедшая на Саяно-Шушенской ГЭС, по-видимому, заставила российских энергетиков принципиально иначе взглянуть на вопросы сервисного обслуживания?

— Безусловно, после этой аварии взгляд российских энергетиков на сервис изменился. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС заставила их осознать уникальность сервиса от завода-изготовителя, задуматься о внедрении долгосрочных сервисных договоров. Комплексный и регулярный сервис от изготовителя позволяет владельцам оборудования реально минимизировать аварийные ситуации, получать все виды сервисных услуг по принципу «одного окна», заблаговременно иметь «пул» запасных частей для конкретного обслуживаемого оборудования. Очень важен и нематериальный аспект такого долговременного сотрудничества. Я имею в виду повышение технической грамотности и квалификации персонала станций, преемственность в обслуживании оборудования.

Что касается нашего сотрудничества с Саяно-Шушенской ГЭС в период восстановления и модернизации станции после аварии, то согласно контракту, заключённому в ноябре 2009 года, «Силовые машины» должны были изготовить 10 гидротурбин и 9 гидрогенераторов мощностью по 640 МВт. Всё оборудование было изготовлено досрочно и поставлено на станцию к январю 2013 года. В настоящее время в эксплуатации уже находятся гидроагрегаты № 1, 4–10. «Силовые машины» продолжают осуществлять генподрядные работы по монтажу основного оборудования гидроагрегатов № 2 и 3, а также систем автоматического контроля управления. Они будут введены в эксплуатацию до конца 2014 года.

«Силовые машины» не только изготовили новое оборудование и модернизировали ту его часть, которая оставалась на станции, но и произвели монтаж, включая шефмонтаж и пусконаладку. Нами также подписан двухлетний сервисный договор с РусГидро об обслуживании во время гарантийного и послегарантийного периода эксплуатации оборудования Саяно-Шушенской ГЭС. Это пилотный проект, который даёт право на участие специалистов дирекции по сервису «Силовых машин» во всех производимых ремонтах установленного оборудования. Мы участвуем в сопровождении как ремонтов турбин, генераторов, систем возбуждения, так и действующих на станции систем управления. В дальнейшем мы по согласованию с РусГидро планируем заключить большой сервисный договор на обслуживание всего оборудования Саяно-Шушенской ГЭС в период его жизненного цикла. Надеемся также, что данная практика будет реализована на всех объектах РусГидро, где работает оборудование «Силовых машин».

— То есть компания неуклонно продолжает работу по внедрению долгосрочных сервисных договоров?

— Развитие долгосрочного комплексного сервиса от производителя — одно из наших стратегических направлений. Прежде всего потому, что долгосрочный сервис является логичным продолжением жизненного цикла производимого оборудования. У нас уже есть опыт оказания таких услуг. Долгосрочные сервисные договоры на 12 лет, которые на сегодняшний день действуют с ТГК-1, предполагают долгосрочное обслуживание парогазовых установок, которые были поставлены и смонтированы «Силовыми машинами» на Первомайской и Южной ТЭЦ. Эксплуатировать газовую машину без регулярного сервиса невозможно, здесь чётко расписаны  все виды регламентных работ и по обслуживанию, и по замене частей, в первую очередь, работающих при высоких температурах: лопатки, детали камер сгорания — то есть тех, которые изнашиваются особенно быстро и отказ которых может привести к полному разрушению оборудования.

Однако мы обслуживаем не только газовые и паровые турбины, но и генераторы и АСУ данных блоков. Паровые машины и генераторы мы обслуживаем самостоятельно с нашим шефперсоналом, с возможностями нашего производства и конструкторского бюро.

— Что включает в себя договор долгосрочного сервисного обслуживания?

— Здесь всё определяется потребностями заказчика. В принципе любой сервисный договор можно оформить как долгосрочный. Это может быть договор на технические консультации, на шеф-инженерное сопровождение. В состав опций может входить и подготовка документации для проведения ремонта и осуществления ремонтных работ, поставка запасных частей. Однако, говоря о долгосрочном сервисе, мы в первую очередь имеем в виду комплексный подход. В таком договоре подробно расписаны объёмы регламентных работ, а также действия при внеплановых ремонтах, аварийных ситуациях и так далее. По таким контрактам шире и размер ответственности компании, и гарантии, предоставляемые заказчику.

Все регламентные работы, предусмотренные для того или иного вида оборудования: текущие, средние и капитальные ремонты, замена изношенных узлов и деталей и другие — выполняются в рамках финансирования единого долгосрочного договора. Также мы автоматически закрываем при необходимости и все нештатные ситуации, а после выяснения причин их возникновения и определения сферы ответственности всех сторон, решаем вопрос о дополнительном финансировании.

— Как проводится подобная экспертиза?

— Как правило, назначается совместная комиссия, которая проводит расследование и даёт заключение. Если есть спорные вопросы, возможно и подключение независимого эксперта.

Особенно хочу подчеркнуть, что в рамках долгосрочного сервисного договора мы не только поддерживаем оборудование в рабочем состоянии, но и даём предложения по его обновлению и модернизации. Сегодня технический прогресс идёт ускоренными темпами, причём этими ускоренными темпами развивается как производство основного оборудования, так и производство систем управления, программных продуктов, призванных обеспечить работу станций. Следовательно, новые возможности для улучшения работы и повышения экономичности оборудования появляются практически постоянно.

Их нужно отслеживать в комплексе, добиваясь того, чтобы электроэнергия, которую вырабатывает станция, имела невысокую себестоимость. Даже малейший нюанс в работе оборудования при таком подходе может быть решающим.

Всё большее число энергетиков это понимают. Появляется и убеждённость в том, что деньги, вложенные в сервис, окупаются сторицей, что качество запчастей не менее важно, чем качество нового оборудования.

Преимущества договоров долгосрочного сервиса для заказчика весьма ощутимы. При получении оперативного обслуживания снижаются эксплуатационные издержки, за счёт использования «родных» запчастей повышается надёжность оборудования, ремонтные программы идут по плану, и, наконец, есть возможность спрогнозировать финансовые вложения в сервис, ведь финансовые условия договора фиксируются на весь период его действия.

Думаю, что вслед за мировой практикой долгосрочного сервиса блоков ПГУ российские компании постепенно перейдут к долгосрочному обслуживанию тепловых электростанций с обычными паровыми блоками. Работаем мы по развитию долгосрочного сервиса и с Интер РАО, и с Газэнергохолдингом, но дальше всего продвинулись в работе с РусГидро.

Замечу, что в Финляндии, например, гидростанции обслуживаются на условиях долгосрочных сервисных договоров.

— Однако пока для российской энергетики долгосрочные комплексные сервисные договоры всё же скорее перспектива, нежели реальность сегодняшнего дня. И надеяться на то, что такие договоры станут основой портфеля сервисных контрактов, по-видимому, ещё рано…

— Вы правы. Главной составляющей портфеля наших сервисных контрактов остаётся модернизация. Сегодня в России и странах СНГ свыше 60% энергетического оборудования исчерпало свой ресурс. В основном это оборудование наших самых массовых серий 200 МВт и 300 МВт. «Силовыми машинами» разработаны пакетные предложения по модернизации энергоблоков данных серий с увеличением мощности и повышением КПД. Сформирован комплексный модернизационный пакет на всё оборудование, входящее в продуктовую линейку компании: турбины, генераторы, котлы. Предлагаем мы и модернизацию автоматики, замену программных продуктов. Наши комплексные предложения выгодно отличаются от более короткой линейки модернизационных пакетов, которую предлагают наши конкуренты.

Кроме того, мы готовы предоставлять все наши услуги «под ключ». То есть помимо производства оборудования, необходимого для модернизации станций, мы полностью берём на себя и весь процесс его замены, предоставляем услуги по доставке, монтажу, пусконаладке и сдаче заказчику в коммерческую эксплуатацию с подтверждением всех заявленных параметров. Заказчику не нужен набор деталей, ему нужен агрегат, который выдаёт электроэнергию. А качественно провёденный монтаж и пусконаладка так же важны для эффективной эксплуатации, как и качественное конструирование и производство.

Именно так мы работаем в тепловой энергетике. Завершена модернизация блока № 13 Луганской ТЭС в Украине, работы выполнены «Силовыми машинами» «под ключ», все заявленные параметры подтверждены. Закончен проект модернизации Верхнетагильской ГРЭС, для которой мы поставляли оборудование, производили шефмонтаж, наладку и сдачу оборудования в эксплуатацию. Идут работы на Ириклинской ГРЭС на Южном Урале, где мы осуществляем модернизацию блока 300 МВт.

Завершили модернизацию каскада Вуоксинских ГЭС, включающего две гидроэлектростанции: Лесогорскую и Светогорскую. На Чебоксарской ГЭС идёт модернизация турбин и генераторов, на Усть-Илимской ГЭС выполняются работы по замене рабочих колёс.

В Казахстане производим замену рабочих колёс Усть-Каменогорской ГЭС, в Узбекистане ведётся модернизация двух блоков по 300 МВт Сырдарьинской ТЭС. Этот проект хочу отметить особо, именно потому что работы выполняются комплексно: модернизируются турбина, генератор, котёл, АСУ. На Ново-Ангренской станции в Узбекистане проводится модернизация блока 300 МВт, замена роторов и генератора.

Два крупных контракта подписаны в Латвии. Это контракты на модернизацию Плявиньской и Кегумской ГЭС — замена рабочих колёс и модернизация генераторов. Нужно сказать, что их мы выиграли в жёсткой конкурентной борьбе. Одержать победу позволили уникальные технические решения, которые дали возможность выполнить требования тендера по КПД и цене, а также по весьма сжатым срокам: произвести замену оборудования Кегумской ГЭС нужно между паводками, то есть за 8 месяцев, в то время как обычно на подобные работы уходит до года. Изготовление оборудования по этому контракту уже идёт, а сами работы на станции запланированы на 2015–2016 годы.

— На всех перечисленных вами станциях изначально стояло оборудование «Силовых машин»?

— В основном да, но мы можем модернизировать и чужое оборудование. На гидростанциях мы уже сегодня готовы предложить заказчику модернизацию любых турбин, замену рабочих колёс, модернизацию генераторов. Также в настоящее время наше конструкторское бюро заканчивает проектирование пакетов модернизаций турбин производства Уральского турбинного завода, харьковского турбинного завода «Турбоатом» и генераторов харьковского завода «ЭлектроТяжМаш» мощностью 200 МВт и 300 МВт.

— Насколько широка география ваших планов?

— Если взять карту мира, то мы не найдём оборудования «Силовых машин» разве что в Австралии, Японии и Новой Зеландии. Традиционно наша компания широко представлена в Восточной Европе, на Балканах. Это и Македония, и Сербия, и Хорватия, и Босния, и Болгария, и Греция.

В Финляндии мы оказываем сервисные услуги на многих тепловых и гидростанциях, оснащённых нашим оборудованием. Осуществляется поставка запчастей для ТЭС «Топпила» и «Тахкопуотто», ГЭС «Альхольма», подписан контракт на модернизацию генератора на третьем энергоблоке ГЭС «Нуойя».

На Ближнем Востоке наше оборудование установлено в Иране, Ираке, Пакистане. Действуют постоянные договоры на поставку запасных частей для ТЭС «Горазал» в Бангладеш, а также индийских станций — ТЭС «Бокаро» и «Сипат», ГЭС «Балимела».

В Африке оснащённые нашим оборудованием станции находятся в Египте (ГЭС «Асуан»), Алжире (ТЭС «Жижель»), Марокко (ТЭС «Джерада»), Анголе (ГЭС «Капанда»). В Южной Америке — это Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Колумбия. Наше оборудование есть даже в Канаде и США, где с середины 90-х работают две гидроэлектростанции. Туда тоже рассчитываем войти с нашими сервисными услугами.

— Нет ли у дирекции по сервису планов открытия представительств, подобных представительствам сбытовой дирекции?

— На сегодняшний день у нас есть представительства двух видов. Во-первых, те, которые мы организуем на период исполнения заказов. Например, временное представительство работало в Македонии, где мы проводили модернизацию блоков 200 МВт на ТЭС «Битола», в 2013-м были созданы такие подразделения в Латвии и Украине.

Представительства второго типа создаются в определённых регионах для продвижения сервисных услуг нашей компании. Таковые открыты в Узбекистане, Аргентине, Чили, Сербии. Есть и планы по открытию новых — в Казахстане и Беларуси, а также в российских регионах: на Урале и Дальнем Востоке, в Красноярском крае.

Основная задача создания таких представительств или сервисных центров заключается в том, чтобы объединить наши усилия с усилиями региональных ремонтных компаний. Рынок сервиса, в том числе и внутрироссийский, имеет огромный потенциал для роста. Сегодня основные заказчики нашего оборудования занимаются сервисом самостоятельно, имея собственные сервисные подразделения или сервисные дочерние компании. Однако их персонал неуклонно меняется, растёт процент молодых специалистов, которым необходимо дополнительное образование, дополнительный опыт и навыки в проведении ремонтов. Мы хотим объединить наши возможности с возможностями сервисных компаний и совместно оказывать услуги, повышая их качество.

В частности, региональные компании мы можем привлекать в качестве субподрядчиков для выполнения под нашим контролем как демонтажа старого, так и монтажа нового оборудования. Такое сотрудничество предполагает комплексное взаимодействие: оказание услуг по обучению персонала, услуги по совместному проведению ремонтов, проведение модернизаций с привлечением регионального ремонтного персонала.

Антонина КРИЩЕНКО 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”