РУСАЛ: «Мы вычеркнули из своего лексикона такое понятие, как «простой оборудования»

Директор Инжинирингово-строительного дивизиона РУСАЛа Алексей Баранцев уверен, что решение любой задачи складывается из двух слагаемых: выстроенных бизнес-процессов и правильно подобранной команды профессионалов. Что такое принцип «Иди и смотри!» и как с его помощью можно решить любую производственную задачу – об этом и многом другом он рассказал в своем интервью.

11 сентября 2017
"Вестник РУСАЛа", август 2017

Алексей Баранцев, Директор Инжинирингово-строительного дивизиона РУСАЛа

Алексей Баранцев, Директор Инжинирингово-строительного дивизиона РУСАЛа

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.  

«Каждый проект – как ребенок»

– Алексей Георгиевич, на счету ИСД десятки реализованных проектов, каждый второй из них можно назвать амбициозным, будь то строительство БоАЗа или выпуск собственной спецтехники. Для вас лично какой из проектов стал № 1?

– Сделать выбор непросто. Каждый проект – как ребенок. Работа над каждой задачей – это свои трудности и свои победы, а потому каждая из них памятна и по-своему важна. Но, пожалуй, самым главным стал первый проект, реализованный ИСД под моим руководством, – красноярский участок ошиновки, где производилось оборудование для Богучанского алюминиевого завода. Параллельно с производственной задачей стояла и серьезная управленческая задача: перестроить процесс, начиная от поступления сырья и заканчивая отгрузкой продукции, и выйти на максимальную эффективность на каждом из этапов.

– Получилось? Задача глобальная, своего рода «авгиевы конюшни».

– У нас были готовые инструменты и четкое понимание, что нужно делать. В основе всего бизнес-процесса – система TPS (Toyota Production System – принципы «бережливого производства», созданные компанией «Тойота» – прим. ред.), ориентированная на устранение потерь на каждом из этапов. Первый шаг – это «зарисовка» производственного процесса и всех его составляющих: люди, машины, материалы и методы. И это невозможно сделать, сидя в мягком офисном кресле – только работа «в поле».

«Иди и смотри!» – один из моих главных управленческих принципов. Сколько метров шва сварщик варит за час? Сколько машин нам нужно, чтобы транспортировать заготовки для оборудования БоАЗа из Красноярска в Таежный? И еще сотня подобного рода вопросов, ответы на которые мы с коллегами искали лично на каждой из производственных площадок.

– Это того стоило?

– Ответом будут объективные цифры: производительность на красноярском участке ошиновки выросла в 15 раз! И это при том, что продолжительность смены снизилась с 12 до 8 часов. Еще, к примеру, у нас было более 80 сварщиков, а осталось 10 – для выполнения поставленной задачи больше и не требовалось. Остальные были переведены на другие работы. Мы вычеркнули из своего лексикона такое понятие, как «простой оборудования». В итоге все это сработало на общую эффективность инженерно-строительного бизнеса и отразилось на его финансовых показателях.

– Откуда у вас этот подход – действовать не по «накатанной», а переосмысливать и перестраивать привычные процессы?

– Это связано с желанием меняться самому и менять окружение – так, чтобы добиться максимальной эффективности. Речь не только про бизнес-потери, но в первую очередь про человеческий ресурс. За последние пять лет количество несчастных случаев на производствах, где участвует наш дивизион, сократилось в десятки раз. Почему? Потому что мы описали все процессы: как человек движется к рабочему месту, как он на нем работает, как сделать так, чтобы рабочий процесс был для человека полностью безопасным. Речь и о физической безопасности, и о психологической. 

Инвестиции в кадры – инвестиции в успешное будущее

– Красноярский участок ошиновки стал для ИСД «учебным полигоном» по развитию персонала. К чему дивизион пришел на данный момент?

– Чтобы распространить лучшие практики, в дивизионе работает система стажировок и ротаций. В течение последних двух лет на позиции руководителей филиалов и руководителей среднего звена назначаются финалисты программы «БС-250» (программа подготовки кадрового резерва РУСАЛа). Еще одна задача – постоянное развитие металлургических и строительных компетенций, необходимых для выполнения приоритетных задач ИСД.

Созданы три учебных центра: в Красноярске, Ачинске и  Краснотурьинске. ИСД первым в РУСАЛе сформировал группу для обучения ключевых резервистов в магистратуре на кафедре металлургии цветных металлов в Сибирском федеральном университете. Для повышения квалификации руководителей и специалистов строительных проектов организовано обучение по программе профессиональной переподготовки. И это лишь вершина айсберга: работа над кадровым потенциалом ведется в режиме нон-стоп.

– Алексей Георгиевич, каким станет 2017 год для ИСД?

– На мой взгляд, еще рано подводить итоги, но, по предварительным оценкам, год довольно успешный. Улучшилась производственная безопасность, а это один из основных наших приоритетов. Показатели производительности демонстрируют стабильный рост. Благодаря выстроенным коммуникациям с нашими клиентами растет качество работы. Удовлетворенность клиентов непрерывно увеличивается; мы реализуем все больше совместных проектов.

Своевременные внутренние организационные и эксплуатационные инвестиции позволяют нам экономить значительные средства и уйти от избыточных издержек. Это залог хорошего показателя выполнения годового плана. Развитие сотрудников – постоянный приоритет: успешное будущее и долгосрочный рост Компании невозможен без инвестиций в людей.

– Что вы хотите успеть сделать в текущем году?

– Прошло больше половины года, пока все идет по плану. Показатели производительности хорошие, внеплановые и аварийные простои снижаются, а время между ними значительно увеличивается. Мы успешно реализуем программу по увеличению жизненного цикла нашей главной «рабочей лошадки» – электролизера – до 2200 суток. За четыре года этот показатель был увеличен на 551 сутки. Добиться этого удалось благодаря полному отказу от услуг подрядных организаций, работе с поставщиками над качеством применяемых при ремонте материалов, регламенту оценки качества и стандартов на все операции.

– Если работа с подрядчиками строится на взаимном уважении, трудно ли при этом соблюсти бизнес-интерес, который у ИСД, безусловно, есть?

– Взаимоуважение и бизнес-интерес – вещи не взаимоисключающие, как, возможно, полагают многие. С 2012 года мы ведем проект по развитию своих поставщиков, за пять лет в него была вовлечена 51 компания, а экономический эффект составил 58 млн долларов. Это разносторонняя работа, но главное в ней – переход на так называемую «тянущую систему». В отличие от «толкающей системы» она позволяет уходить от складов – это, как минимум, экономия средств на аренде складских помещений и персонале. Но главные плюсы в другом: необходимая продукция поставляется прямо на рабочее место; все, что не годно, тут же отправляется назад поставщику.

Но чтобы работать «без складов», нужно не только полное понимание логистики, а и надежные поставщики. С каждым из них была проведена работа и выявлены слабые места. Таким образом, перестраивая бизнес-процессы внутри Компании, мы подтолкнули к положительным изменениям и наших бизнес-партнеров. Поделюсь еще одной цифрой: переход на «тянущую систему» напрямую отразился на наших расходах на закупку материалов. С 2012 года эта сумма, несмотря на инфляцию, не увеличивается и составляет 12 млрд рублей. 

Задачи – масштабнее, проекты – амбициознее 

– Первую продукцию дает Богучанский алюминиевый завод, ведутся подготовительные работы к достройке Тайшетского. Какова роль вашего дивизиона в этих проектах?

– БоАЗ получился очень эффективным предприятием, все электролизеры дают металл высочайшего качества – А-85 и выше, команда завода – высококлассные специалисты. Производство отвечает самым современным международным экологическим требованиям. Одна из приоритетных задач сегодня – строительство Тайшетского алюминиевого завода, который станет самым современным и экологически чистым в мире. Эти проекты в числе знаковых по ряду причин. Во-первых, они позволили ИСД закрепить серьезные компетенции в области промышленного строительства. Во-вторых, освоить новые области и компетенции.

– Что это за компетенции?

– И БоАЗ, и Тайшетский алюминиевый завод – это градообразующие предприятия, поэтому на счету ИСД не только производственные, но и инфраструктурные объекты: жилье, школы, детские сады. Девять новых современных домов для сотрудников БоАЗа уже построены и заселены, квартиры оснащены всем необходимым для комфортного проживания: мебель, бытовая техника. В Тайшете закончено строительство четырех жилых домов на 225 квартир. В настоящее время идет их обустройство и комплектация. Чем шире становятся возможности дивизиона, тем больше компетенций мы замыкаем на себя. К примеру, в рамках существующего бизнеса развили участок ПРИМ (производителя конструкций из стали и алюминия). Ежегодно на нем производится от 11 до 13 тыс. тонн металла, что делает нас независимыми от поставщиков металлоконструкций, обеспечивает конкурентоспособность на рынке и гарантирует качество продукции.

– Одно из направлений работы дивизиона – разработка собственной спецтехники для заводов. Каких результатов удалось достичь?

– Инжинирингово-строительным дивизионом разработано 19 моделей машин 5-го класса экологичности для обработки электролизеров, получено 36 патентов. В планах на текущий год – разработать пять новых проектов машин, на 2018-й – четыре новых проекта машин.

Проект «РУСАЛ обрабатывающие машины» (ПРОМ) был и остается одним из наиболее амбициозных в рамках импортозамещения. До запуска проекта Компания приобретала технику на международном рынке, была зависима от импортных запчастей, а для обслуживания техники привлекались зарубежные специалисты. Создание ПРОМ позволило полностью заменить импортную обрабатывающую технику, необходимую для процесса производства алюминия, в том числе технику для обслуживания новых экологических электролизеров. Стоимость изготовления техники ПРОМ в сравнении с приобретением импортных аналогов на 39% дешевле. Экономия на техобслуживании – до 50%. С начала реализации проекта изготовлено 118 единиц. Цель по техперевооружению дизельной обрабатывающей техники – 165 единиц к 2020 году – будет выполнена нами в 2018 году.

– В планах РУСАЛа – строительство собственного глиноземного терминала в порту Ванино. Какие задачи предстоит решить ИСД в этом проекте?

– Задача ИСД – построить в порту Ванино терминал, который сможет принимать до 3 млн тонн глинозема в год. Но сделать это необходимо без давления на экологию, в соответствии со всеми международными требованиями. Для этого нужны вакуумная выгрузка из трюмов и суда определенного класса, для которых потребуются разработка водной акватории и строительство нового причала. Сейчас идет сбор необходимой документации, подготовка к разработке ТО. Берем на вооружение зарубежный опыт – группа специалистов ИСД побывала в Китае. Проект важный, реализовать его мы должны к концу 2019 года.

– Справедливо говорить, что этот проект станет для ИСД и вас лично вызовом?

– Уверен, что проблем с проектированием или строительством не возникнет, но свои коррективы может внести климат – холодный, влажный и ветреный. Станет ли этот проект вызовом? Не думаю. С каждым годом мы реализуем все больше разных задач, и с каждой из них справляемся. К вышеперечисленному можно добавить проект прошлого года – шламовое поле в Ачинске. Для ИСД это был один из первых крупных общественных проектов, в котором мы задействовали сразу несколько типов инженерных и строительных процессов. Был выполнен большой объем работ и получен новый опыт управления строительством.

За последние пять лет мы серьезно выросли, собрав команду высококлассных специалистов, которые не только решают текущие задачи, но и генерируют новые проекты. ИСД серьезно оснащен, собственные мощности дивизиона были обновлены. Сегодня есть полная уверенность, что мы можем не только поддерживать уже достигнутые результаты заводов РУСАЛа, но и обеспечить профессиональное выполнение масштабных проектов в будущем.

Подготовила Наталья МОРОЗ

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях