Сергей Попов, ПМЗ: «У Пермского моторного завода амбициозные планы»

Сергей Попов, Управляющий директор ОАО «ПМЗ», руководитель дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» рассказывает о том, как удалось уйти от необдуманных затрат, какие инструменты бережливого производства использует предприятие и какие цели ставит на ближайшие годы.

28 августа 2015

Сергей Попов, Управляющий директор ОАО «ПМЗ», руководитель дивизиона «Двигатели для гражданской авиации»

Сергей Попов, Управляющий директор ОАО «ПМЗ», руководитель дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» 

Благодарим Пресс-службу НПО «Сатурн» за предоставление данного материала. 

Два предыдущих года стали довольно успешными для Пермского моторного завода. 

Предприятие удалось сделать прибыльным, в первую очередь, за счет слаженной работы коллектива. Если говорить подробнее, то на предприятии стали больше внимания уделять издержкам. Мы постарались полностью уйти от необдуманных затрат – будь то приобретение дорогостоящего оборудования или заказ поставщику комплектующих, на каждое действие должно быть обоснование. Причем мы попытались донести это до каждого сотрудника – были поставлены конкретные цели, объяснена их значимость. Результаты говорят сами за себя. На заводе внедряются принципы бережливого производства. Скажу честно – хотелось бы, чтобы они применялись шире. Считаю, прежде всего, работа в соответствии с принципами системы 5S приучает людей к самому простому и самому сложному – к порядку. Это и чистота на рабочем месте, и последовательность соблюдения технологий, правил, стандартов. 

Но самое главное в применении инструментов бережливого производства – системность. Ведь можно силовыми методами внедрить что угодно, но стоит только ослабить нажим, и, если понимания необходимости использования того или иного инструментария у людей нет, мы очень быстро сдадим завоеванные позиции. И еще важно не скатываться в показательность применения. В прошлом году во всех цехах нарисовали красивую разметку, покрасили тумбочки, казалось бы, вот он порядок, наведён. Но воспринимались эти перемены коллективом скептически – многие не понимали, в чём суть, чем это может быть полезно конкретно для каждого из них. 

И в этом году мы пошли иным путём – были проведены практикумы не только для начальников цехов, но и для руководителей заводских служб верхнего и среднего уровня.

Это были своего рода «субботники», где в реальных «боевых» условиях цехового беспорядка командам специалистов пришлось сообща разбираться с тем, как должна быть организована работа на конкретном участке, что нужно для дела и должно быть оставлено, а что необходимо просто без сожаления выбросить, сломав привычные стереотипы. И сначала действительно было тяжело всем, но зато потом – результат превзошел ожидания. Рабочие сами стали активными участниками всех преобразований, поверили в то, что эта система работает. Но я понимаю, что эта задача не решится единовременно, одномоментно. Разрушить стереотипы в головах, научить, именно научить, а не заставить, мыслить по-новому – это длительный и трудоемкий процесс, и он требует большого терпения. Но я верю – у нас всё получится. 

За последние пару лет на предприятие пришло большое количество нового высокотехнологичного оборудования. Станочный парк предприятия достаточно длительное время не обновлялся, и то оборудование, которое мы закупили на сегодняшний день, – это лишь малая часть потребности. Сейчас ведутся переговоры с поставщиками о приобретении очередной партии, они вышли на финишную стадию. В ближайшее время будет объявлен тендер на закупку. Планируется приобретение порядка 50 единиц оборудования для сварки, термообработки, механообрабатывающих центров. Оно будет поступать практически во все основные механосборочные цеха, в первую очередь на участки, которые являются «узкими» для производственного процесса. 

Стоит сказать о происходящем увеличении доли авиационных двигателей в общем объеме производства предприятия. Это процесс плавный, постепенный, связанный в основном с началом эксплуатации самолета Ил-476. Пока авиационная тематика, по планам продаж следующего года, составляет порядка 30–35 двигателей для авиации и 70–80 наземных. В перспективе мы добьёмся соотношения 50 на 50. Безусловно, хотелось бы, чтобы больше наших моторов летало. И авиационное будущее завода, на которое мы рассчитываем, связано с двигателем ПД-14 и гражданскими заказчиками.

17 июля из цеха сборки ПМЗ передан седьмой двигатель ПД-14, который стал первым, полностью собранным Пермским моторным заводом. Двигатель «100-07» предназначен для установки на летающей лаборатории. Его сборка – большое событие для ПМЗ. 

Есть небольшое отставание по изготовлению материальной части для инженерных испытаний. Здесь нет ничего критичного. При освоении нового изделия идет отработка технологических процессов, внедрение новой оснастки и инструмента. 

Это большая комплексная работа, в которой участвует не только ПМЗ, но и «Инструментальный завод», «Авиадвигатель», другие предприятия. В процессе работы вносятся изменения в документацию. Всё это, так или иначе, влияет на сроки. ПД-14 создается во многом благодаря усилиям расчетчиков, расчетным методам, когда необязательно делать узлы «в железе», можно промоделировать процесс с помощью современного компьютерного оборудования и специальных программ, просчитать, как себя поведут узлы в штатных и нештатных ситуациях. Двигатель перспективный, в него заложено много интересных технических решений, которые надо реализовать. 

Если говорить о дивизионе «Двигатели для гражданской авиации», возглавляемом мною с 29 апреля текущего года, стоит отметить, что все предприятия корпорации выстраивают свою работу в рамках общей стратегии ОДК. В ней прописана роль каждого предприятия и взаимные обязательства, и производственная кооперация между компаниями дивизиона не только по проекту ПД-14, безусловно, будет расширяться. 

Мы еженедельно проводим совещания в рамках дивизиона и обсуждаем вопросы сотрудничества, состояние дел по совместным проектам. Так, сейчас я вижу усиление в части передачи в НПО «Сатурн» некоторых видов работ по производству двигателя ПС-90. И это вполне объяснимо – те объемы выпуска двигателей на базе ПС-90, которые предполагаются на ПМЗ, мы однозначно не в состоянии освоить в одиночку. У нас устаревший станочный парк, придется покупать достаточно большое количество оборудования, а оно уже сейчас с трудом помещается в имеющихся корпусах, мы вынуждены искать свободные площади. В то же время в техническое переоснащение НПО «Сатурн» были вложены серьезные средства. Возможности этого предприятия и его компетенции будут нами очень востребованы. Необходимо в течение августа составить «дорожную карту» для подготовки там производства, определиться с объемами финансирования и источниками.

В разные периоды из Перми в Рыбинск передавали производство мотора АШ-62, затем Д-30, сейчас вот – ПС-90. Идея о производстве этого двигателя по кооперации не новая. У меня на столе лежит документ 1988 года, который мне передали в Рыбинске. Уже тогда планировалось организовать там производство ПС-90, со строительством соответствующих площадей и выделением средств. Это решение прорабатывало министерство авиапромышленности. Удивительно, но наши технические специалисты, просмотрев расчеты того времени, подтвердили: всё сходится c современными предложениями по организации производства. 

Считаю, перспективы у Пермского моторного завода серьезные, планы по развитию амбициозные – ведь к 2027 году мы должны выйти на уровень производства до 270 двигателей в год. А для этого необходимо, используя передовой опыт создания высокотехнологичных производств, построить лучший в России моторный завод. 

Комментарии к статье
13.09.2015 12:42
0

Здравствуйте! очень точно сказано - Но самое главное в применении инструментов бережливого производства – системность. Ведь можно силовыми методами внедрить что угодно, но стоит только ослабить нажим, и, если понимания необходимости использования того или иного инструментария у людей нет, мы очень быстро сдадим завоеванные позиции. И еще важно не скатываться в показательность применения.к вопросу о системности подхода внедрения Производственных систем, как  систему непрерывных улучшений, предлагаю обсудить взаимосвязь принципов 5S и их применение Менеджментом в создании системы непрерывных улучшений для всей организации, не только как логической .системы улучшений, но и технической реализации задуманного.Те кто занимается машиностроением сразу узнают принципы и увидят отличные от других черты технологий, заложенных в это предложение, в надежде на диалог и обсуждение

Комментировать


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях