Сергей Попов, Управляющий директор ОАО «ПМЗ», руководитель дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» рассказывает о том, как удалось уйти от необдуманных затрат, какие инструменты бережливого производства использует предприятие и какие цели ставит на ближайшие годы.
Сергей Попов, Управляющий директор ОАО «ПМЗ», руководитель дивизиона «Двигатели для гражданской авиации»
Благодарим Пресс-службу НПО «Сатурн» за предоставление данного материала.
Два предыдущих года стали довольно успешными для Пермского моторного завода.
Предприятие удалось сделать прибыльным, в первую очередь, за счет слаженной работы коллектива. Если говорить подробнее, то на предприятии стали больше внимания уделять издержкам. Мы постарались полностью уйти от необдуманных затрат – будь то приобретение дорогостоящего оборудования или заказ поставщику комплектующих, на каждое действие должно быть обоснование. Причем мы попытались донести это до каждого сотрудника – были поставлены конкретные цели, объяснена их значимость. Результаты говорят сами за себя. На заводе внедряются принципы бережливого производства. Скажу честно – хотелось бы, чтобы они применялись шире. Считаю, прежде всего, работа в соответствии с принципами системы 5S приучает людей к самому простому и самому сложному – к порядку. Это и чистота на рабочем месте, и последовательность соблюдения технологий, правил, стандартов.
Но самое главное в применении инструментов бережливого производства – системность. Ведь можно силовыми методами внедрить что угодно, но стоит только ослабить нажим, и, если понимания необходимости использования того или иного инструментария у людей нет, мы очень быстро сдадим завоеванные позиции. И еще важно не скатываться в показательность применения. В прошлом году во всех цехах нарисовали красивую разметку, покрасили тумбочки, казалось бы, вот он порядок, наведён. Но воспринимались эти перемены коллективом скептически – многие не понимали, в чём суть, чем это может быть полезно конкретно для каждого из них.
И в этом году мы пошли иным путём – были проведены практикумы не только для начальников цехов, но и для руководителей заводских служб верхнего и среднего уровня.
Это были своего рода «субботники», где в реальных «боевых» условиях цехового беспорядка командам специалистов пришлось сообща разбираться с тем, как должна быть организована работа на конкретном участке, что нужно для дела и должно быть оставлено, а что необходимо просто без сожаления выбросить, сломав привычные стереотипы. И сначала действительно было тяжело всем, но зато потом – результат превзошел ожидания. Рабочие сами стали активными участниками всех преобразований, поверили в то, что эта система работает. Но я понимаю, что эта задача не решится единовременно, одномоментно. Разрушить стереотипы в головах, научить, именно научить, а не заставить, мыслить по-новому – это длительный и трудоемкий процесс, и он требует большого терпения. Но я верю – у нас всё получится.
За последние пару лет на предприятие пришло большое количество нового высокотехнологичного оборудования. Станочный парк предприятия достаточно длительное время не обновлялся, и то оборудование, которое мы закупили на сегодняшний день, – это лишь малая часть потребности. Сейчас ведутся переговоры с поставщиками о приобретении очередной партии, они вышли на финишную стадию. В ближайшее время будет объявлен тендер на закупку. Планируется приобретение порядка 50 единиц оборудования для сварки, термообработки, механообрабатывающих центров. Оно будет поступать практически во все основные механосборочные цеха, в первую очередь на участки, которые являются «узкими» для производственного процесса.
Стоит сказать о происходящем увеличении доли авиационных двигателей в общем объеме производства предприятия. Это процесс плавный, постепенный, связанный в основном с началом эксплуатации самолета Ил-476. Пока авиационная тематика, по планам продаж следующего года, составляет порядка 30–35 двигателей для авиации и 70–80 наземных. В перспективе мы добьёмся соотношения 50 на 50. Безусловно, хотелось бы, чтобы больше наших моторов летало. И авиационное будущее завода, на которое мы рассчитываем, связано с двигателем ПД-14 и гражданскими заказчиками.
17 июля из цеха сборки ПМЗ передан седьмой двигатель ПД-14, который стал первым, полностью собранным Пермским моторным заводом. Двигатель «100-07» предназначен для установки на летающей лаборатории. Его сборка – большое событие для ПМЗ.
Есть небольшое отставание по изготовлению материальной части для инженерных испытаний. Здесь нет ничего критичного. При освоении нового изделия идет отработка технологических процессов, внедрение новой оснастки и инструмента.
Это большая комплексная работа, в которой участвует не только ПМЗ, но и «Инструментальный завод», «Авиадвигатель», другие предприятия. В процессе работы вносятся изменения в документацию. Всё это, так или иначе, влияет на сроки. ПД-14 создается во многом благодаря усилиям расчетчиков, расчетным методам, когда необязательно делать узлы «в железе», можно промоделировать процесс с помощью современного компьютерного оборудования и специальных программ, просчитать, как себя поведут узлы в штатных и нештатных ситуациях. Двигатель перспективный, в него заложено много интересных технических решений, которые надо реализовать.
Если говорить о дивизионе «Двигатели для гражданской авиации», возглавляемом мною с 29 апреля текущего года, стоит отметить, что все предприятия корпорации выстраивают свою работу в рамках общей стратегии ОДК. В ней прописана роль каждого предприятия и взаимные обязательства, и производственная кооперация между компаниями дивизиона не только по проекту ПД-14, безусловно, будет расширяться.
Мы еженедельно проводим совещания в рамках дивизиона и обсуждаем вопросы сотрудничества, состояние дел по совместным проектам. Так, сейчас я вижу усиление в части передачи в НПО «Сатурн» некоторых видов работ по производству двигателя ПС-90. И это вполне объяснимо – те объемы выпуска двигателей на базе ПС-90, которые предполагаются на ПМЗ, мы однозначно не в состоянии освоить в одиночку. У нас устаревший станочный парк, придется покупать достаточно большое количество оборудования, а оно уже сейчас с трудом помещается в имеющихся корпусах, мы вынуждены искать свободные площади. В то же время в техническое переоснащение НПО «Сатурн» были вложены серьезные средства. Возможности этого предприятия и его компетенции будут нами очень востребованы. Необходимо в течение августа составить «дорожную карту» для подготовки там производства, определиться с объемами финансирования и источниками.
В разные периоды из Перми в Рыбинск передавали производство мотора АШ-62, затем Д-30, сейчас вот – ПС-90. Идея о производстве этого двигателя по кооперации не новая. У меня на столе лежит документ 1988 года, который мне передали в Рыбинске. Уже тогда планировалось организовать там производство ПС-90, со строительством соответствующих площадей и выделением средств. Это решение прорабатывало министерство авиапромышленности. Удивительно, но наши технические специалисты, просмотрев расчеты того времени, подтвердили: всё сходится c современными предложениями по организации производства.
Считаю, перспективы у Пермского моторного завода серьезные, планы по развитию амбициозные – ведь к 2027 году мы должны выйти на уровень производства до 270 двигателей в год. А для этого необходимо, используя передовой опыт создания высокотехнологичных производств, построить лучший в России моторный завод.