Геннадий Пяцкий

Геннадий Пяцкий, «АстраЗенека Россия»: Этичный фармподход

Сегодня российское здравоохранение и фармотрасль выходят на новый этап развития. Потенциал отечественного рынка быстро оценили зарубежные фармкорпорации, предложив россиянам свои инвестиции и этичный подход к ведению бизнеса. О перспективах инвестиций в R&D порталу рассказывает Геннадий Пяцкий, директор по производству компании «АстраЗенека Россия».

– Геннадий, в последние годы зарубежные компании «Большой фармы» стали активно приходить в Россию – они строят свои заводы или покупают и модернизируют российские производства лекарств. Как Вы считаете, с чем это связано? Насколько выгоден российский рынок крупным зарубежным фармкорпорациям?

– Развивающиеся рынки, такие как Россия, Китай и Бразилия, обладают большим потенциалом для мировых фармацевтических компаний. Было подсчитано, что в ближайшие 5 лет именно эти рынки обеспечат до 70 процентов роста фарминдустрии, прежде всего из-за меняющейся демографии и быстро растущих доходов населения.

Что касается России, то существует несколько причин, благодаря которым она является одним из приоритетных рынков для мировых фармацевтических компаний. Во-первых, здесь высока степень неудовлетворенности в медицинских потребностях, и эксперты  прогнозируют увеличение числа хронических заболеваний, в частности, болезней сердечно-сосудистой системы и диабета. Во-вторых, российское правительство объявило о различных инициативах, направленных на модернизацию системы здравоохранения страны, что, безусловно, будет способствовать развитию рынка. И, наконец, Россия – это страна талантов с огромным интеллектуальным потенциалом и хорошей базой знаний. Именно эти три фактора, в сочетании с опытом мировых компаний, будут способствовать развитию российского фармацевтического рынка и позволят значительно улучшить здоровье и качество жизни российских пациентов.

Несмотря на то, что инвестиции в фармацевтическую отрасль всегда долгосрочны и имеют длительный период окупаемости, именно возможности рынка, потребности системы здравоохранения и качество научной работы являются определяющими факторами при принятии решения об инвестициях в российский рынок. С этой точки зрения Россия – хорошее место для инвестиций в плане соотношения между тем, какие инвестиции нам нужно сделать, и тем, что инвестор получит в итоге.

– Действительно ли стратегия «Фарма 2020» подразумевает, что государство заинтересовано в развитии фарминдустрии в России и всячески приветствует иностранных фармпроизводителей, которые готовы открывать производства лекарств на территории нашей страны? Насколько реалистичны подобные планы?

– Сегодня российское здравоохранение и фармацевтическая промышленность выходят на новый этап своего развития. Стратегия «Фарма 2020» направлена на увеличение доли отечественных лекарственных препаратов на внутреннем фармацевтическом рынке до 50 процентов. Кроме того, к 2020 году 90 процентов жизненно необходимых лекарств должно производиться в России. В связи с этим, российское правительство призвало иностранные фармкомпании для обмена передовым опытом, который будет полезен для создания совместных фармацевтических препаратов, произведенных на территории РФ.

Локализация высокотехнологичных современных производственных мощностей  является ключевой в государственной стратегии «Фарма 2020», задача которой –  переход российской фарминдустрии к инновационной модели развития. Наша компания взяла на себя обязательство содействовать реализации этой государственной инициативы, и мы верим, что инвестируя в производство и R&D, можем стать одной из компаний, которые внесут существенный вклад в развитие отрасли. Размещение современных фармацевтических производств позволит нам передавать технологии и повышать уровень российских сотрудников в области производства и R&D. А эти шаги, в свою очередь, позволят сделать фармацевтическую отрасль конкурентоспособной.

– Как Вы считаете, в чем заключается значимость «АстраЗенека Россия» для отечественной системы здравоохранения? Чем опыт компании может быть полезен для системы управления современным предприятием?

– Отвечая на первую часть вопроса, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что компания «АстраЗенека» взяла на себя обязательство содействовать реализации программы «Фарма-2020», имея твердую уверенность в том, что наши инвестиции в R&D и производство помогут сделать существенный вклад в развитие российской фармотрасли. Во-вторых, мы верим, что наше активное присутствие на российском рынке позволит значительно улучшить здоровье и качество жизни россиян  за счет улучшения их доступа к нашим инновационным препаратам. Именно в этом мы видим значимость компании для отечественной системы здравоохранения.

Что касается второй части вопроса, то необходимо заметить, что наш глобальный управленческий опыт имеет давнюю историю. Производственные мощности компании сегодня насчитывают 26 заводов в 18 странах мира. «АстраЗенека» стала первой из компаний «Большой Фармы», с нуля начавшей в России строительство фармацевтического производства полного цикла, и, принимая решение о строительстве нового завода, мы, безусловно, рассчитывали на то, что будем использовать весь свой многолетний опыт в области управления производством.

Наш новый завод будет полностью соответствовать всем международным требованиям и стандартам. Несмотря на определенные законодательные и технические сложности, с которыми приходится сталкиваться в процессе реализации нашего проекта, мы уверены, что процесс гармонизации российского законодательства в области фармпроизводства с международными стандартами ускорится, и к моменту начала выпуска первой продукции мы в полной мере сможем применить свой опыт в российских условиях. Это, в свою очередь, упростит задачу по локализации производств для наших коллег в будущем.

– Компания «АстраЗенека» является инновационной не только с точки зрения портфеля препаратов, но и в области технологий продвижения. Расскажите, пожалуйста, более подробно об этом опыте.

– Действительно, сегодня фармацевтические компании активно развиваются, чтобы эффективно отвечать новым вызовам со стороны глобального здравоохранения.  Основополагающими факторами их успеха являются как разработка инновационных препаратов, так и внедрение инновационных подходов в области маркетинга, а также повышение прозрачности и этичности ведения бизнеса. И наша компания занимает в этом сегменте лидирующие позиции.

В основе глобальной маркетинговой стратегии компании «АстраЗенека» лежит принцип  этичного подхода к ведению бизнеса, а также активное внедрение инновационных технологий и каналов коммуникации для повышения эффективности взаимодействия с пациентами и врачами. Для обеспечения медицинских работников самой актуальной научной информацией мы используем широкий спектр high-tech решений.  В частности, основное внимание уделяется проведению веб-конференций с участием врачей и лидеров мнений. Данная технология является простой в использовании и эффективной, а также позволяет вести диалог вне зависимости от расстояния. Помимо веб-конференций наши специалисты планируют в самое ближайшее время внедрить в России технологии удаленного доступа для общения врача и медицинского представителя, использовать мобильные устройства для проведения презентаций, проводить интерактивное обучение (e-Learning), а также уделять серьезное внимание онлайн коммуникациям в социальных сетях.

– С какими  проблемами компания сталкивается  при реализации проекта по локализации завода? Насколько они серьезны?

– Мы строим завод в соответствии с международными стандартами как в области GMP, так и в области соблюдения требований охраны труда, техники безопасности, охраны окружающей среды, правилами «бережливого производства» – LEAN, а также в соответствии с принятыми в западных странах этическими нормами. Сложность состоит в том, что рынок подрядчиков, соответствующих всем этим требованиям, достаточно лимитирован.

Также нас беспокоит пока еще несколько «подвешенное» состояние российского законодательства в области фармпроизводства – многие старые нормативные акты противоречат нормам GMP (так, например, обстоят дела с архаичной практикой присвоения номера серии, не позволяющей применять современные системы обеспечения качества и борьбы с контрафактом). Кроме того, пока не вполне понятно, как будет произведен переход на стандарты GMP в России, и будут ли российские требования гармонизированы с международными, например, с европейскими. Мы надеемся, что вступление России в ВТО ускорит процесс гармонизации российского законодательства в области обращения лекарственных средств в соответствие с общемировой тенденцией.

– Законом «Об обращении лекарственных средств» был установлен срок перехода российских фармпроизводителей на стандарт GMP и LEAN production 1 января 2014 года. Так ли необходим в России переход к международным стандартам в сфере производства? Что для этого необходимо? Считаете ли Вы, что выбор в пользу бережливого производства уже сам по себе залог успешного развития предприятия, в какой бы стране оно ни находилось?

– GMP (good manufacturing practice — «надлежащая производственная практика»), представляет собой свод правил, регламентирующих весь цикл производства лекарств: от выбора поставщиков, обучения персонала и обеспечения качества на каждом этапе до упаковки и транспортировки препарата. Этот термин был впервые введен в 1963 году в США, а в 1968 году Всемирная организация здравоохранения разработала международный вариант GMP. Сегодня эти стандарты законодательно признаны и приняты в США, Канаде, Великобритании, странах Евросоюза, Японии, Бразилии, Южной Африки и других странах.

Принятие стандартов GMP позволит применять системный, основанный на анализе рисков, подход к организации производства, позволяющий контролировать все стадии производственного процесса, быть уверенными в качестве, безопасности и эффективности произведенной продукции, получить возможность экспортировать продукцию за рубеж, а также, что крайне важно, заручиться доверием потребителей – врачей и пациентов. Все это, безусловно, является залогом успешного развития предприятия, вне зависимости от его местонахождения.

В России о GMP заговорили лишь в начале 90-х годов. Однако попытки гармонизации работы отечественной фармацевтической отрасли с международными стандартами пока не увенчались успехом. По сей день стандарты, утвержденные постановлением Госстандарта России в 2009 году, носят лишь рекомендательный характер. Для того чтобы они работали, необходимо, во-первых, выстроить нормативно-правовую и методическую базу: сформировать институт уполномоченного лица, инспекторат и так далее. Кроме того, Россия должна присоединиться к Международной конференции по гармонизации (ICH) и PIC/S (Системы сотрудничества по фармацевтическим инспекциям). Необходимо также появление соответствующей инфраструктуры: центров обучения и сертификации, проектные организаций, производителей оборудования, сырья и материалов, способных соответствовать требованиям GMP. Когда в России появятся эти условия, тогда появится и GMP – как философия, потребность государства и общества.

В связи с законодательно установленным сроком перехода фармпроизводителей на стандарт GMP к 1 января 2014 года, работа по внедрению международных практик в России активизировалась. Важным шагом на этом пути стал согласованный  в рамках таможенного союза проект Правил надлежащей производственной практики (GMP, GLP и GCP) Таможенного союза, гармонизированных с действующими Правилами GMP EC. Также в ближайшее время предполагается направить обновленные версии документов на утверждение в Комиссию Евразийского экономического сообщества, что станет очередным шагом навстречу внедрению стандартов GMP в нашей стране.

– Каким образом планируется подбирать персонал для будущего производства? Вы изначально будете привлекать людей, хорошо разбирающихся в методологии LEAN?

– На фоне реорганизации российской фармацевтической промышленности вопрос подбора и подготовки квалифицированных кадров для работы в новых условиях приобретает все более актуальное значение. Нехватка профессионалов с опытом работы на современных производствах пока замедляет темп проведения озвученных реформ. Имея вековой опыт в области создания собственных производств, наша компания выработала уникальную стратегию решения кадровой проблемы.

К работе на производстве мы планируем привлекать, в первую очередь, российский персонал. Хорошие теоретические знания российских специалистов в сочетании с эффективной системой обучения, а также использование практического опыта мировых экспертов и правильный HR брендинг позволят существенно повысить профессиональный уровень работников.

Уже сейчас на территории Калужской области в рамках деятельности «Агентства инновационного развития» создан профессиональный центр фармобразования совместно с немецкой компанией TUV Rheiland.  Мы внимательно следим за развитием рынка образования и готовы к обсуждению условий сотрудничества.

Кроме этого, как и всегда, «АстраЗенека Россия» будет обучать своих сотрудников на заводах компании, расположенных в других странах, поскольку мы верим, что такая система обучения наиболее эффективна для передачи и обмена опытом внутри компании.

 

Подготовила Ольга Лазарева

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях