С запуском «Стратегии 2017» начинается новый этап развития Группы НЛМК. В середине февраля в Лондоне топ-менеджмент НЛМК представил инвесторам новую стратегию, ориентированную на сбалансированный рост и увеличение эффективности. Как это соотносится с реалиями рынка и что по этому поводу думают руководители компании?
Как говорится в экспертной статье Председателя Совета директоров НЛМК Владимира Лисина в Financial Times, уже в первые недели 2014 года стало ясно, что глобальная экономика входит в новую фазу неопределенности.
Особенно это касается металлургического сектора. Стало очевидно, что Китай прошел точку своего максимального роста. Те китайские сталелитейные и горнодобывающие компании, которые в течение многих лет увеличивали бюджетирование в надежде на рост спроса, были застигнуты врасплох изменениями на рынке, и давление на них может только усилиться в 2014 году из-за растущих ставок по кредитам.
Таким образом, для мировой металлургии сейчас наступает момент истины, когда стратегии многих производителей, особенно в Европе, будут испытываться на прочность.
Те предприятия, чьи бизнес-модели были направлены на расширение мощностей любой ценой, сегодня крайне зависят от малейших изменений спроса. И только те, кто сосредоточился на развитии продукции с высокой добавленной стоимостью и одновременно снижении издержек, сегодня чувствуют себя уверенно.
В прошлом разница этих стратегий не всегда была ясна для рынка. Инвесторы часто не проводили различий между работой отдельных компаний и оценивали сектор в целом. Сегодня же разрыв в производительности у разных компаний-металлургов заметно увеличивается.
Многие производители стали, кажется, искренне верили, что металлургическая промышленность была создана для постоянно увеличивающегося глобального спроса, что привело к значительному росту избыточных мощностей, которые сегодня оцениваются в 500 млн тонн по всему миру. В ЕС, например, в 2008 году суммарные мощности сталеплавильного сектора оценивались в порядка 250 млн тонн, а после кризиса европейский рынок снизился всего лишь на 40 млн тонн.
По данным World Steel Dynamics, сегодня в мире каждый седьмой завод (за исключением Китая) не конкурентоспособен: от перепроизводства страдают все мировые производители стали. Если в 1980-2007 гг. средняя загрузка сталелитейных мощностей в мире составляла 86%, то в 2007-2012 гг. — только 77%.
Некоторые производители отреагировали на эту ситуацию, призвав к заключению всеобщего соглашения между производителями стали и правительствами для координации сокращения мощностей. Но руководство ведущих мировых компаний не верит в реалистичность такого сценария. По их мнению, сам рынок является лучшим распределителем ресурсов и только те производители, которые отвечают потребностям рынка, будут успешны в долгосрочной перспективе.
Многие европейские производители это осознали и приложили немало усилий по улучшению экономической эффективности. Некоторые компании готовы к решению этих проблем путем объединения, как это происходит сегодня в Северной Европе. Но наиболее успешными, по мнению ведущих специалистов, станут те, кто сосредоточится на премиальных и специализированных марках стали.
Хотя европейский рынок сырой стали слаб, ключевые производители континента очень нуждаются в качественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Уникальная модель Группы НЛМК позволяет поставлять продукцию как российскому строительному сектору, так и крупным международным клиентам (таким как ABB, Caterpillar, Renault, Schneider Electric, Siemens, Volvo, VW и многим другим), которые рассматривают НЛМК как предпочтительного поставщика высококачественной стальной продукции. Помимо этого, компания завоевывает новые рынки для новой продукции, например, поставляя стальные листы для производства оффшорных ветряных электростанций в Дании, которая является мировым лидером ветряной энергетики.
Так что ожидает сектор в дальнейшем? «Я верю, что несмотря
на то, что вызовы остаются, они же создают возможности для таких компаний, как НЛМК, которые знают, как ими воспользоваться», – говорится в экспертной статье Владимира Лисина в Financial Times.
На поиск возможностей и ориентирована стратегия компании на 2014-2017 гг. Она нацелена на раскрытие внутреннего потенциала компании за счет повышения операционной эффективности производственной цепочки,
говорится в презентации для инвесторов. Это означает, что стремительный рост сменился приоритетом лидерства по эффективности, а также развития
активов мирового класса, завоевания стратегических рынков и первых позиций по устойчивому развитию и безопасности.
– За последние 10 лет мы инвестировали 11 млрд долларов, удвоив масштабы бизнеса, – сказал Президент Группы НЛМК Олег Багрин на мероприятии «День Стратегии». – Теперь наша задача – использовать потенциал созданной платформы для обеспечения дальнейшего роста и создания акционерной стоимости.
«Стратегия 2017» предусматривает общий объем инвестиций в размере 1,6 млрд долларов. Это меньше, чем в период 2008-2012, когда Группа активно
инвестировала в строительство новых мощностей и техперевооружение. Теперь, когда самые крупные инвестиционные проекты – «Россиянка» и НЛМК-Калуга – завершены, главным приоритетом Группы становится собственная эффективность.
НЛМК всегда был самой эффективной сталелитейной компанией в России. И одной из целей в «Стратегии 2017» обозначено лидерство по эффективности производства.
– С утверждением «Стратегии 2017» для НЛМК начинается новый этап развития, – считает Олег Багрин. – В прошлом мы неизменно достигали поставленных целей и полагаем, что новая стратегия позволит нам укрепить лидирующее положение в отрасли.
Крупнейшей и самой дорогостоящей целью «Стратегии 2017» является развитие железорудного дивизиона и достижение абсолютной самообеспеченности этим сырьем. В настоящее время компания обеспечена ЖРС приблизительно на 80%, но в основном за счет сторонних производителей.
Чтобы не зависеть от внешних поставщиков, было принято решение о строительстве фабрики окомкования на Стойленском ГОКе, которая позволит увеличить мощности предприятия на 40% до 42 млн т руды, или 19,5 млн т концентрата (в 2013 г. комбинат выпустил 13,98 млн т железорудного концентрата). Только этот проект принесет компании в 2018 г. $480 млн чистой прибыли в сравнении с 2013 г. В результате за счет инвестиционных проектов и мероприятий по повышению операционной эффективности первых переделов себестоимость производства слябов на липецкой площадке сократится на $45-50 за тонну.