Михаил Юревич

Михаил Юревич: Задача «новой индустриализации» – повышение качества жизни населения

Для того чтобы достичь целей промышленной политики, нужно четко осознавать, что, как и для кого ты делаешь. О самых перспективных направлениях развития промышленности и экономики региона, об использовании возможностей и решении задач мы ведем разговор с Михаилом Юревичем, Губернатором Челябинской области. 

От редакции. В предыдущем году, по сравнению с уровнем 2010 года, индекс промышленного производства (ИПП) Челябинской области в производстве машин и оборудования составил 111,8%, выпуске электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 118,9%, изготовлении транспортных средств и оборудования – 110,5%.

Среди машиностроительных предприятий значительно увеличили объемы производства Челябинский механический завод, ЧТЗ-Уралтрак, Катав-Ивановский механический завод, да и многие другие. И это объясняется, прежде всего, стабильной экономической ситуацией в области. 

– Михаил Валериевич, сейчас тема промышленной политики стала особо популярной. Но говорят, у российских промышленников якобы отсутствует реальная мотивация к инвестициям, инновациям и развитию промышленности. Как Вы оцениваете необходимость подготовки и реализации промышленной политики в области? 

– Наши предприятия постоянно развиваются, выходят на всероссийский уровень. В прошлом году на Южном Урале наблюдался рост промышленного производства. Для наглядности обращусь к цифрам: заработная плата по полному кругу промпредприятий выросла в среднем на 14,7 процента и составила 22 540 рублей. Инвестиции в основной капитал обрабатывающих производств увеличились на 4,6 процента.

В первую очередь области нужны инвесторы в базовые отрасли экономики. Быстрее всего отдачу можно получить от сырьевых проектов, разработки железных, медных, золотых месторождений.

Но одними месторождениями регион жить не может. Также в качественном менеджменте и инвестициях нуждается машиностроение. Отмечу, его доля в 2011 году увеличилась с 11,3 до 12,2 процентов. 

– На чем строится мотивация к «новой индустриализации» в вашем регионе? Какие цели вы преследуете? Ведь Южный Урал – это не Центральный регион, и велика удаленность от мировых путей сообщения и активно используемых логистических схем. 

– Мотивация строится, прежде всего, на наличии в области существенного потенциала: производственного, кадрового, ресурсного. Очень важно эффективно его использовать на благо жителей всего региона. Здесь необходимо учитывать важность не только создания современных производств, но и постоянную модернизацию. Отмечу, что одними из основных целей «новой индустриализации» для нас является создание новых рабочих мест и повышение качества жизни населения.

По поводу географического расположения Челябинской области, напротив, хотелось бы подчеркнуть его оптимальность и «выгодность»: через регион проходит немало важнейших транспортных маршрутов, таких как Транссибирская железнодорожная магистраль, федеральная автомобильная дорога М5 «Урал».

Михаил Юревич посещает Челябинский электродный завод

Фото: Михаил Юревич посещает Челябинский электродный завод

На недавнем саммите ШОС был презентован проект Челябинской области по созданию транспортно-логистического центра «Южноуральский», который получил одобрение президента Владимира Путина, а также представителей Казахстана и Китая. На площади 140 гектаров будут созданы все условия для быстрого и комфортного перемещения различных грузов, в том числе для импорта компонентов и узлов, а также экспорта готовой продукции в страны АТЭС и Ближнего Востока.

Так, можно смело утверждать, что расположение Челябинской области позволяет аккумулировать целую систему транспортных потоков и активно развивать торговое сотрудничество как внутри России, так и за ее пределами. 

Фото: Михаил Юревич на Челябинском кузнечно-прессовом заводе

Фото: Михаил Юревич на Челябинском кузнечно-прессовом заводе

Какой задел и преимущество имеет регион для достижения целей промышленной политики? 

– По-прежнему, для нашего региона металлургия – это базовая отрасль. Поэтому на динамику областного объема промышленного производства в большей степени влияет функционирование именно этой сферы. Объем выпуска продукции за прошедший год в данной отрасли по сравнению, например, с 2010 годом вырос на 5,3 процента. Это обусловлено тем, что в последние годы ведущие предприятия региона модернизировали производство, а так же расширили ассортимент и качество выпускаемой продукции. Те предприятия, которые были в 90-х, и те, которые мы имеем сейчас, в 2012 году, – абсолютно разные.

Разумеется, не все еще уровни переделок доведены до мирового совершенства, но, в принципе, предприятия уже конкурентоспособны. Это радует. И в целом такая модернизация идет по всей промышленности. Везде покупают современные  станки: если производство массовое, то уже никогда не приобретут обычный токарный станок, где токарь сам что-то будет делать. Здесь уже будет современный обрабатывающий центр.  

– Если посмотреть на промышленную политику масштабно как на систему различных мер – от законодательных инициатив до конкретных практических шагов по повышению эффективности промкомплекса, то, ЧТО представляет собой путь к «новой индустриализации»? 

– Говоря глобально, путь к «новой индустриализации» представляет собой сочетание мер законодательного регулирования и конкретных мероприятий по привлечению инвестиций.

На законодательном уровне у нас закреплены меры поддержки инвесторов со стороны государства. Но на практике этого недостаточно. Ведь это лишь общее регулирование, а здесь важен еще и индивидуальный подход. Поэтому проводятся встречи с представителями потенциальных инвесторов, где обсуждаются предлагаемые проекты. Все инвесторы хотят почувствовать атмосферу территории, заручиться поддержкой на случай непредвиденных конфликтов, административным сопровождением. Так же мы организуем совещания по актуальным для области промышленным вопросам.

В настоящее время одним из направлений промышленного развития региона является привлечение таких производств, которые бы оптимально «вписывались» и дополняли существующий «производственный облик» области, обеспечивая выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества. 

Фото: Михаил Юревич на Златоустовском машиностроительном заводе

Фото: Михаил Юревич на Златоустовском машиностроительном заводе

– Как Вы оцениваете шансы уральской Магнитки остаться «стальным сердцем» России? Какие шаги доказывают сегодня и подтвердят в будущем, что страна сохранит и укрепит свое «стальное сердце»? 

– Шансы подтверждаются реальностью: ММК продолжает строительство комплекса по производству холоднокатаного проката, проката с покрытием и автокомпонентов, включая и «Стан 2000».

Проект реализуется в соответствии с графиком. В июле 2011 года вошла в строй первая очередь комплекса – стан 2000, совмещенный с линией травления. Новый комплекс холодной прокатки ММК не имеет аналогов в России по составу оборудования и по его возможностям производить холоднокатаный лист из различных сложных композиций: двухфазные, многофазные марки стали, с высокими требованиями для автомобильной отрасли. Оборудование имеет отличительные особенности, делающие его во многом уникальным для нашей страны. Вторую очередь запустили в июле этого года, в преддверии Дня металлурга. Кстати, в пуске обеих очередей принимал участие Владимир Путин.

Помимо автомобильной промышленности, продукция комплекса будет востребована и в других отраслях – в производстве бытовой техники и строительной отрасли. 

– Машиностроение тоже поддерживает «дух» промышленного развития Южного Урала. Обсуждение его развития не может быть простым и быстрым. Какую помощь предприятиям оказывают региональные и федеральные власти? 

– Продукция нашего машиностроения сегодня востребована, конкурирует с Европой и Китаем. В советские годы в этой отрасли было занято больше всего людей. Потенциал этой отрасли очень большой, в нашей области умеют работать с металлом и нам необходимо производить востребованную продукцию.

Наше правительство оказывает содействие предприятиям в виде предоставления государственных гарантий области, различных субсидий, налоговых льгот и других преференций. Мы активно привлекаем промышленные предприятия Южного Урала к участию в различных специализированных мероприятиях (выставках, форумах, круглых столах), инвестиционных и инновационных проектах. В дальнейшем это призвано оказать положительное влияние на уровень развития предприятий, установление прямых связей с зарубежными компаниями, рост объема продаж, увеличение рынка сбыта, повышение качества используемых технологий, повышение конкурентоспособности.

Недавно в Челябинске состоялся второй Координационный Совет по промышленности под председательством Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова.

По итогам Совета областным минпромом ведется подготовка предложений по оказанию господдержки. Она будет осуществляться на федеральном и областном уровнях. 

– Ваше отношение к вступлению России в ВТО? Какие новые задачи появляются у предприятий области? 

– Пока крайне сложно оценить все плюсы и минусы вступления России в ВТО. Необходим детальный анализ принятых для нашей страны таможенных пошлин, условий их регулирования, сроков адаптации и возможных последствий импортных интервенций. Все это необходимо сделать совместно с бизнесом и федеральным Правительством. Очевидно, предприятия – импортеры и экспортеры – окажутся в неравных экономических условиях. Но в наше время оставаться за «железным занавесом» уже не получится. Важно, что все сейчас понимают: на глобальных рынках с их острейшей конкуренцией нельзя достичь больших успехов без обновления основных фондов, улучшения качества продукции. 

Подготовила Ольга Лазарева

Комментарии к статье
02.08.2012 16:15
0

Видно, что не случайно именно в Челябинске состоялся второй Координационный Совет по промышленности под председательством Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Там были интересные выступления, например, Валентины Сизиковой из ОАК. Видео есть на сайте Минпрома, но затянутое и не очень качественное - могли бы снять и получше.

Комментировать


UP-PRO в сетях