Сибирская нефть 0 комментариев

Газпром нефть: новые ориентиры

Система цифр 100-70-40 уже более трех лет остается главным стратегическим ориентиром «Газпром нефти»: к 2020 году компания должна добывать 100 млн тонн нефтяного эквивалента, перерабатывать 70 млн тонн и реализовывать через премиальные каналы 40 млн тонн нефтепродуктов. По оценке экспертов, в следующие за 2020-м пять лет ключевыми факторами конкурентоспособности будут эффективность и технологичность бизнеса.

Стратегические резервы

Опорный показатель, во многом определяющий цели всех остальных бизнес-направлений вертикально интегрированных нефтяных компаний, – объем добычи. Планируется, что, достигнув показателя в 100 млн тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте (тонн н.э.) к 2020 году, компания сохранит добычу на этом уровне и на протяжении следующих пяти лет.

Более трети из этого объема должны будут обеспечивать вводимые в разработку активы компании на севере ЯНАО: Новопортовское месторождение, Мессояхская группа, активы «СеверЭнергии». В период с 2020 по 2025 год эти месторождения, согласно существующим планам разработки, уже пройдут пик добычи, однако вероятность дополнительных открытий в этом регионе достаточно высока: разведанные и оцененные нефтяные запасы в нераспределенном фонде (С1 + С2) составляют более 1 млрд тонн, прогнозные ресурсы (D) – приблизительно 4 млрд тонн. Созданный к тому моменту новый кластер добычи в новом стратегическом регионе позволит эффективно вводить в разработку эти запасы.

Еще одна стратегическая для «Газпром нефти» территория – арктический шельф. Управление существующими морскими проектами – освоения Приразломного и более сложного с геологической и технологической точек зрения Долгинского месторождения – станет для компании фундаментом для выхода на роль лидера в освоении морских арктических проектов, при этом, по предварительной оценке, принося компании к 2025 году порядка 10 млн тонн добычи в год. Направления действия определены, однако даже при условии появления новых активов и успешных геологоразведочных работ добыча на них начнется, скорее всего, за границей 2025 года. А вот вовлечение в разработку нетрадиционных и трудноизвлекаемых запасов – как раз стратегический ресурс планового периода. И здесь есть несколько основных направлений.

Около 10 млн тонн добычи в год в стратегической перспективе должны приносить компании первые активы на арктическом шельфе

В «Газпром нефти» уже сформирована программа научно-технических и опытно-промышленных работ по вовлечению нетрадиционных запасов баженовской свиты на Пальяновской площади Красноленинского месторождения «Газпромнефть-Хантоса» и на Верхнесалымском месторождении «Салым Петролеум Девелопмента». При успехе реализация этих проектов в синергии с разработкой объектов, которые сейчас находятся в нераспределенном фонде, может приносить «Газпром нефти» к 2020–2022 годам еще почти 10 млн тонн нефти ежегодно. Но что гораздо важнее – эта деятельность поможет дать старт освоению колоссальных запасов баженовской свиты и выявить эффективные подходы к разработке залежей сланцевой нефти.

Следующим этапом должна стать интенсификация работ по другим типам нетрадиционных запасов: ачимовской и тюменской свит, палеозойских карбонатов, фроловских сланцев.

Порядка 10 млн тонн ежегодной добычи может обеспечить текущий портфель зарубежных активов – в первую очередь речь идет о нефти из Ирака и Венесуэлы.

Процент выработанности запасов традиционных месторождений компании растет, однако поиск новых ресурсов на существующих площадях, вовлечение в разработку ТРИЗов и применение эффективных ГТМ несколько замедляют падение и позволяют держать планку на уровне 40 млн тонн.

Таким образом работа в сегменте разведки и добычи сводится к нескольким стратегическим задачам: максимизации рентабельного извлечения остаточных запасов на текущей ресурсной базе; завоеванию лидирующей позиции на севере ЯНАО по добыче жидких углеводородов; закреплению позиции на арктическом шельфе на базе опыта реализации текущих проектов; созданию центров роста на основе нетрадиционных запасов за счет развития прорывных технологий; подготовке новых центров добычи для поддержания добычи в РФ за чертой 2020 года и консолидации усилий и компетенций для активного развития за рубежом.

В глубину

Цель для сегмента переработки, обозначавшаяся в «Стратегии-2020», в планах до 2025 года практически не изменилась с количественной точки зрения, но более акцентированно разделена по географии: 40 млн тонн на российских предприятиях и 30 млн тонн за рубежом. При этом в числе важнейших стратегических целей обозначено достижение на НПЗ в России 77%-ного показателя выхода светлых продуктов и 95%-ной глубины переработки.

Во многом концентрация внимания на показателях эффективности объясняется проектами государства в сфере экономической политики.

Планируемое с 2015 года увеличение пошлины на темные нефтепродукты с 66 до 100% от пошлин на нефть снизит стоимость мазутов и повысит экономическую эффективность инвестиций в их глубокую переработку.

Соответственно, первоочередной становится реализация проектов строительства установок переработки мазутов в светлые нефтепродукты параллельно с развитием производства масел и поиском привлекательных возможностей в нефтехимии.

95% – глубина переработки, заложенная в стратегии, будет достигаться за счет масштабной модернизации производств НПЗ компании

На Омском НПЗ «Газпром нефти» решение этих задач будет обеспечивать ввод комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля (ВГО), обеспеченного сырьем за счет пуска новой установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ, строительства установки коксования и организации производства масел II и III групп.

На Московском НПЗ несколько иной набор, обусловленный как условиями работы предприятия, так и разницей в потребностях столичного и сибирского рынков. Помимо строительства АВТ и комплекса гидрокрекинга ВГО в технологическую цепь планируется включить каталитический риформинг (CCR) и гидроочистку дизтоплива. Вместо технологии замедленного коксования на МНПЗ будут использоваться флексикокинг (процесс переработки гудрона на фракции, пригодные к повторной переработке) и флексигаз (который может выступать в качестве топлива для собственного энергоблока завода).

На ЯНОСе росту показателей выхода светлых и глубины переработки будут способствовать появление комплекса глубокой переработки ВГО, остатков и облагораживания бензинов и производство масел II и III групп.

К 2020 году равно высокого технологического уровня достигнут практически все крупные российские НПЗ, поэтому на первый план в конкурентной борьбе выйдет их операционная эффективность. Этому же будет способствовать и модернизация налоговой системы, предполагающая постепенное уменьшение экспортных пошлин на нефть и, соответственно, снижающая маржинальность переработки. Подход к управлению операционной эффективностью по целям сформирован в «Газпром нефти» для каждого из заводов. Основной фокус – на повышение эксплуатационной готовности, энергоэффективности, автоматизации, на сокращение безвозвратных потерь и оптимизацию технологического процесса.

Что касается развития переработки за пределами России, пока представленной только сербскими и белорусскими предприятиями, то активность здесь будет определяться в первую очередь наличием на рынке привлекательных объектов с потенциалом создания добавочной стоимости.

Приоритетные регионы для поиска активов выбраны – это Европа, с высокой емкостью внутреннего рынка и свободным ценообразованием по импортному паритету, и Юго-Восточная Азия, характеризующаяся быстрыми темпами роста спроса на нефтепродукты и наличием государственных гарантий окупаемости новых инвестиций.

Сбытовая доля

Цифру 40 в формуле 100-70-40, описывающей соотношение количественных показателей трех бизнес-направлений деятельности «Газпром нефти» в «Стратегии-2020», в целях компании до 2025 года сменило число 85. Теперь задача формулируется не в абсолютных цифрах, а обозначает минимальную долю продукции собственных российских НПЗ, реализуемой через собственные же высокомаржинальные каналы сбыта. Соответственно, стратегия развития сбытовых сегментов компании синхронизирована с планами модернизации НПЗ. Впрочем, объемные плановые показатели также подверглись серьезной корректировке – в первую очередь в связи с гораздо более высокими темпами развития, чем предполагалось при разработке «Стратегии-2020».

Так, объем розничных продаж компании в России и странах СНГ в 2012 году составил 7,4 млн тонн, что на 63% больше, чем планировалось. Соответственно, и в скорректированной стратегии заложен более высокий показатель. То же касается и средней про качки через одну АЗС (+115% в 2012-м к планам от 2009 года).

В других сбытовых сегментах стратегические планы не пересматривались, однако в пятилетку, последующую за 2020 годом, положение сбытовых бизнес-единиц «Газпром нефти» на рынках должно заметно укрепиться.

Не менее 85% продукции российских НПЗ компании должны реализовываться к 2025 году через собственную сбытовую сеть

Реализация авиатоплива с 2,7 млн тонн в 2012 году должна вырасти к 2020-му до 5 млн тонн, а к 2025-му – до 5,3 млн тонн, причем основной объем топлива будет реализовываться с собственных ТЗК, а сбытовая сеть расширится до 220 аэропортов в мире. Эти планы основаны на долгосрочном прогнозе рынков авиаперевозок и, как следствие, реализации авиатоплива. По оценкам экспертов, потребление авиационного топлива в мире к 2025 году увеличится на 46% относительно сегодняшних объемов – до 374 млн тонн, при этом в Европе объем продаж вырастет на 11%, а темпы развития в России и СНГ будут выше рынка на 56 и 58% соответственно.

Объем реализации бункерного топлива к 2025 году должен достигнуть 8,2 млн тонн (2,8 млн тонн в 2012 году, 7 млн тонн по «Стратегии-2020»). Планируется, что к 2025 году в состав терминальной сети «Газпромнефть Марин Бункера» войдут семь объектов, а флот предполагается увеличить до 20 судов, пять из которых будут приобретены как раз в период с 2020 до 2025 год.

Объем реализации битумных материалов должен достигнуть в 2025 году 2,7 млн тонн (1,5 и 2,1 млн тонн в 2012 и 2020 году соответственно). Объем реализации масел в 2025 году должен сохраниться примерно на уровне 2020 года (0,63 млн тонн, сейчас 0,44 млн тонн), однако кардинально изменится продуктовая корзина. По прогнозам аналитиков, до 2025-го потребление масел в России вырастет на треть – в первую очередь увеличится спрос на высокотехнологичную продукцию, а потребление фасованных масел вырастет почти на 50%. Поэтому если в 2012 году компания «Газпромнефть – смазочные материалы» реализовала 0,14 млн тонн фасованных масел, то планы на 2020-й – 0,29 млн тонн, а на 2025-й – 0,33 млн тонн, то есть более половины от общего объема.

Таким образом через собственные сбытовые каналы, по сегодняшним расчетам, будут реализовываться порядка 37 млн тонн нефтепродуктов, а это даже не 85, а более 90% от плановых 40 млн тонн российской переработки.

Текст: Игорь Свириз

Фото: Максим Авдеев, Александр Таран, Владимир Антропов, Евгений Уваров

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”