Сеитгали Галиев

Сеитгали Галиев, КИРИ: Потенциал для повышения производительности есть всегда!

Какой фундамент необходим для создания «новой экономики»? Что может предложить государство в ответ на вызовы мировой промышленной индустрии? Что предпринять для повышения производительности труда? Об этом наш разговор с Сеитгали Жолдасовичем Галиевым, заместителем Председателя Правления АО «Казахстанский институт развития индустрии».

«Нам есть куда расти»

Сегодня Казахстан в отношении продуманности и системности стратегии экономического развития заметно опережает другие государства постсоветского пространства. А если мы немного вернемся назад в прошлое: Вы можете сказать, когда произошел этот поворот? Что можно считать первым заметным шагом вперед в деле формирования «новой экономики»?

– Как известно, передовые страны и крупнейшие транснациональные компании для повышения своей конкурентоспособности используют стратегическое планирование.

Мы, в Казахстане, всегда уделяли особое значение стратегическому планированию развития страны, чтобы управлять ходом событий, а не становиться зависимыми от них.

Стратегическое планирование Казахстан впервые использовал в 1997 году, когда Глава государства в своем Послании народу представил Стратегию 2030. С ее принятием была проведена большая подготовительная работа для реального осуществления политики диверсификации экономики и ухода от сырьевой зависимости. Далее был Стратегический план 2010, заложивший основу для реализации Стратегии 2030.

Курс индустриально-инновационного развития, тот самый поворот и «точка отсчета» в деле формирования «новой экономики», был заложен в начале 2000 года: стратегически верно были идентифицированы основные риски экономики Казахстана и выбран безальтернативный курс на диверсификацию экономики и уход от сырьевой зависимости.

В 2003 году принята Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, в 2007 году – Программа «30 корпоративных лидеров Казахстана».

За этот период были созданы базовые институциональные основы индустриализации: Национальный фонд, обеспечивающий стабильность экономики; АО «ФНБ «Самрук-Казына», консолидирующий потенциал государства в реализации прорывных направлений; институты развития, сопровождающие процесс диверсификации.

Совершенствование законодательной базы инвестиционной политики позволило в период активного роста экономики, связанного с ростом нефтедобывающего сектора, обеспечить адекватный рост и ненефтяного сектора, тем самым обеспечив условия для дальнейшего становления малого и среднего бизнеса в стране.

Но, несмотря на определенные успехи и результаты, политика диверсификации и инновационного развития не была реализована в полной мере по ряду объективных причин, присущим ресурсным экономикам стран с развивающимися рынками.

В результате чего структура экономики сохранила сырьевую направленность. Так, за период с 2000 по 2008 годы доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 16,5% до 11,8%, а доля горнодобывающей возросла с 13,8% до 18,7%.

Затем был мировой кризис, обнаживший определенные проблемы в экономике. Принятая Правительством в 2009 году Антикризисная программа помогла не только преодолеть финансовый кризис, но и создать благоприятные условия для того, чтобы обеспечить нормальные условия послекризисного развития экономики.

В 2010 году утвержден Стратегический план 2020, где также обозначен приоритет ускоренной диверсификации экономики через реализацию программы форсированной индустриализации.

На сегодняшний день реализуется ее первый пятилетний этап (на 2010-2014 гг.). Предварительные итоги первой пятилетки показывают, что в промышленности наметился устойчивый рост обрабатывающей его составляющей.

Объемы производства обрабатывающей промышленности за период с 2008 по 2012 год увеличились в реальном выражении на 20,5%, валовая добавленная стоимость несырьевого сектора – на 22,4%, объем несырьевого экспорта – на 27,1%.

– В своем послании народу Нурсултан Назарбаев привел такие цифры: «В Казахстане… один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов». В чем Вы видите сдерживающие факторы? Что мешает росту производительности?

– Вначале приведу несколько цифр. Положительная динамика по производительности труда есть. С 2008 по 2012 год в обрабатывающей промышленности этот показатель составил 61,8 тыс. долл. США/чел., реальный рост – в 1,7 раза, то есть уже перевыполнен план Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (ГПФИИР) к 2015 году на не менее чем в 1,5 раза. Однако, конечно, до отметки в 90 тыс. долл. США/чел. нам еще предстоит сделать многое. Нам есть куда расти, и потенциал имеется.

Причины, сдерживающие рост производительности труда, на мой взгляд, очевидны. В первую группу причин входит низкий уровень технологического развития отраслей, а, соответственно, и менеджмента предприятий. Во-вторых, существенным фактором является отсутствие инвестиций для приобретения нового и современного оборудования. Не малую роль в этом плане играет и отсутствие жестких связей между наукой и производством, недостаточная эффективность отечественной инновационной инфраструктуры. Все это и обуславливает отсутствие должного роста и стимулирующего эффекта на производительность труда.

Низкий профессионализм технических специалистов, незнание ими основ современного менеджмента и низкий уровень профессионализма большинства предпринимателей не позволяют достичь высокого уровня производительности труда. Это можно отслеживать также в комплексных планах модернизации предприятий, где в рамках реализации проекта зачастую предполагается рост производительности труда и увеличение объемов, и не предусмотрено увеличение заработной платы работников.

Еще одной причиной является монополизм. Монополизм означает отсутствие внутренней конкуренции, а это – автоматический дефлятор уровня производительности. Отсутствие реальной конкуренции не позволяет предприятиям вести борьбу за выживание, а значит – не стимулирует более эффективное использование рабочей силы. В странах с жесткой конкурентной средой достигается предельный уровень производительности труда.

И наконец, последний фактор – низкая стимуляция рабочих в росте производительности труда. Между заработной платой работников и конечным результатом нет стимулирующей корреляционной связи, а это также провоцирует низкий уровень производительности труда. В этом плане, одним из настораживающих факторов программы «Производительность-2020» является существенное различие в представляемых инвестиционных проектах по планам повышения производительности труда и темпам роста фонда заработной планы на предприятии. Если производительность труда, как правило, планируется увеличить в 2-3 и более раз, то ФЗП растет преимущественно всего на 7-10%.

– Какими методами можно повысить этот показатель? На чем нужно делать упор?

Вопрос повышения производительности труда не такой однозначный, как может показаться на первый взгляд. Программа «Производительность-2020» (далее – Программа) решает данную проблему, базируясь на 3-х группах основных факторов.

Технические факторы – совершенствование производственного оборудования и технологических методов их применения, связанное с механизацией и автоматизацией производства, внедрением прогрессивных технологий. Обеспечивает рост производительности труда до 30%.

Социальные факторы – совершенствование организации труда, включающее совокупность мероприятий по созданию условий для высокопроизводительного и экономичного соединения рабочей силы со средствами труда – рабочей силы, исходя из норм труда, с наименьшими затратами, совершенствование качественного уровня персонала, повышение уровня специализации производств. Обеспечивает рост производительности труда от 10-30%.

Организационно-структурные факторы – комплекс действий по организации труда и управления, менеджмента персонала; организация производства и труда путем изменения структуры управления. Рост производительности труда напрямую связан с мобилизацией творческого инновационного потенциала сотрудников, направленного на изыскание дополнительных резервов при сложившейся структуре бизнес-процесса. Обеспечивает рост производительности труда от 10-30%.

Между заработной платой работников и конечным результатом нет стимулирующей корреляционной связи, а это также провоцирует низкий уровень производительности труда.

Учитывая все вышеуказанные факторы и реализовав их вкупе, можно достичь роста производительности труда не менее чем в 2 раза и более.

Государству жизненно важно стимулировать повышение производительности путем внедрения инновационных разработок, современных управленческих систем, таких как Lean Production, Kaizen, основанных на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, и в целом модернизации основных фондов предприятий.

Системные инструменты для повышения производительности

– А как осуществлялась разработка Программы? Какие специалисты привлекались и как долго длился этот процесс? Насколько известно, в ее подготовке помогал Всемирный Банк. В чем заключалась поддержка?

Для разработки Программы привлекались специалисты Министерств индустрии и новых технологий, экономического развития, финансов и Канцелярии Премьер-Министра. Активное участие в этой работе, по просьбе Правительства, принимали специалисты Всемирного банка, специализирующиеся в областях, связанных с модернизацией предприятий и реструктуризации компаний с крупной задолженностью, обладающие обширным опытом тесного сотрудничества с Правительствами различных стран для разрешения похожих вызовов во многих странах.

Безусловно, богатый опыт Всемирного банка по модернизации промышленности был очень полезен. Программа разрабатывалась в два этапа с различными концепциями, на которые пришлось в общей сложности около 7-8 месяцев.

При разработке Программы специалистами Всемирного банка был учтен опыт Программы Реструктуризации 20-30 «Чемпионов» Китая, Отраслевой Программы в Мексике, Реструктуризации крупных социальных групп (конгломератов) в Сербии и др.

При разработке уже новой концепции Программы активное участие принимали сотрудники управлений предпринимательства и промышленности в регионах, сами предприниматели. Концепция широко обсуждалась в регионах, на семинарах, круглых столах и конференциях научно-технической общественности.

Государству жизненно важно стимулировать повышение производительности путем внедрения инновационных разработок, современных управленческих систем, таких как Lean Production, Kaizen

– Какие инструменты повышения производительности предлагает Программа?

Программа строится на двух аспектах.

Первый – совершенствование применяемых управленческих и производственных технологий, основанное на привлечении высококвалифицированных специалистов (в том числе зарубежных) и внедрении современных технологий.

Второй – модернизация (техническое перевооружение) действующих производств и создание новых конкурентоспособных, основанная на приобретении технологий, долгосрочное лизинговое финансирование и привлечение квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций.

Всего в рамках программы предусмотрены 3 инструмента, которые включают инструменты по модернизации технической и технологической базы, по улучшению управленческих и производственных технологий.

– Какова последовательность применения инструментов и как они работают?

Последовательность применения инструментов такова, что позволяет вначале определиться с потенциалом модернизации, затем – реализацией ее технической составляющей и на завершающем этапе осуществить оптимизацию обновленных производственных и управленческих процессов.

Первый инструмент предполагает разработку комплексного плана развития предприятия с помощью привлечения услуг консалтинговой компании, в рамках которого участнику Программу возмещается 50% затрат от стоимости таких услуг в размере не более 7,5 млн тенге (48,9 тыс. долл.) на один проект.

Второй инструмент предоставляет возможность предприятию получить долгосрочное лизинговое финансирование от 150 млн тенге (979,9 тыс. долл.) (для предприятий легкой промышленности от 75 млн тенге (489,9 тыс. долл.)) по льготной ставке 5% до 10 лет.

Третий инструмент – инновационные гранты. Они предоставляются на повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом; привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов; привлечение консалтинговых, проектных и инжиниринговых организаций; внедрение управленческих и производственных технологий.

Низкий профессионализм технических специалистов, незнание ими основ современного менеджмента и низкий уровень профессионализма большинства предпринимателей не позволяют достичь высокого уровня производительности труда.

– Как выбираются предприятия для участия в Программе?

Касательно критериев отбора предприятий для участия в Программе, их всего три. Согласно первому критерию проекты должны относится к приоритетным отраслям ГПФИИР. Вторым критерием является финансовая устойчивость предприятия, которая должна подтверждаться соответствующими документами. Третий критерий требует обязательного наличия комплексного плана инвестиционного проекта, который должен предусматривать повышение производительности труда в 2 раза, но не менее чем в 1,5 раза от средне отраслевого уровня по проектам модернизации действующих предприятий или в 3 раза от среднего отраслевого уровня по новым инвестиционным проектам. Также в комплексном плане необходимо отразить информацию о финансовой окупаемости проекта и конкурентоспособности продукции.

Таким образом, на меры господдержки в рамках Программы могут претендовать финансово устойчивые субъекты обрабатывающей промышленности, представленные крупным и средним предпринимательством.

– Без серьезных инвестиций запустить и реализовать Программу непросто. Какие средства были выделены для этого и как данная инициатива сказывается на повышении инвестиционной привлекательности страны?

В целях реализации задач, поставленных в Программе, в республиканском бюджете в 2011 году было предусмотрено 15,7 млрд тенге (102,6 млн долл.), в 2012 году – 10,2 млрд тенге (66,6 млн долл.), в 2013 году – около 10 млрд тенге (порядка 65,3 млн долл.), в 2014 году данная цифра по плану должна быть удвоена. Здесь важно отметить, что в рамках Программы государственные инвестиции за 2011-2012 годы в объеме чуть более 26 млрд тенге (169,8 млн долл.) позволили уже привлечь на модернизации 157,8 млрд тенге (свыше 1 млрд долл.). Это говорит только о прямом влиянии на инвестиционный климат в Казахстане, тогда как косвенно влияние будет куда более значимым.

Под влиянием ГПФИИР сегодня меняется структура привлекаемых инвестиций. Так, более 40% всех инвестиций привлечены в обрабатывающую промышленность. Также в 1,5 раза увеличились инвестиции в строительство в сравнении с прошлым годом, в 1,3 раза увеличились инвестиции в электроснабжение.

На сегодня в Казахстане активную работу ведут около восьми тысяч компаний с участием иностранного капитала, в том числе компании, входящие в список Fortune-500, такие как Шеврон, Сименс, Майкрософт, Дженерал Электрик, Кока-Кола, Данон, Хенкель и др.

Основной двигатель инноваций

– Главный фактор любых преобразований – люди. Какая работа ведется по повышению их научного и профессионального потенциала? Как вы привлекаете молодежь в наукоемкие сферы, высокопроизводительные отрасли промышленности?

Вы абсолютно правы, люди – это основной двигатель инноваций и повышения эффективности экономики. Без повышения качества человеческих ресурсов в долгосрочном периоде невозможно построить индустриально-инновационную экономику.

Отвечу на данный вопрос мерами, предпринимаемыми в рамках Программы.

Во-первых, мы ведем довольно активную разъяснительную работу в регионах, встречаясь с менеджментом предприятий. Ежегодно по два раза мы встречаемся с предпринимателями, выезжаем на конкретные предприятия.

Во-вторых, большую работу в этом плане проводят аккредитованные межведомственной комиссией консалтинговые компании, призванные формировать комплексные планы, либо давать по ним свои экспертные заключения. Консалтинговые компании являются своего рода проводниками всего передового опыта накопленного как у нас в Казахстане, так и за рубежом.

В-третьих, в настоящее время, в рамках новой концепции Программы, АО «КИРИ» при поддержке образовательных структур и НЭП «Атамекен» разработал новый инструмент по подготовке топ-менеджмента на предприятиях, желающих войти в Программу. В программе мы таким образом усиливаем два основных фактора, стимулирующих повышение производительности труда и энергоэффективности, связанных с организацией производства и работой с кадровым потенциалом.

В четвертых, АО «КИРИ» в настоящее время занимается обоснованием и разработкой одного из актуальнейших для эффективного индустриально-инновационного развития инструмента, направленного на адаптации импортируемых в рамках проектов Программы технологий. Это обеспечит активное вовлечение местного научно-инновационного потенциала, степень адаптированности импортируемых технологий и, в целом, устойчивый характер процесса модернизации промышленности.

На меры господдержки в рамках Программы могут претендовать финансово устойчивые субъекты обрабатывающей промышленности, представленные крупным и средним предпринимательством.

– Побочным эффектом повышения производительности является высвобождение рабочей силы. Какими методами предполагается решить эту проблему? Как облегчить участь людей, вынужденных покинуть работу?

Да, действительно, при модернизации и внедрении современного и высокотехнологичного оборудования, которая зачастую предполагает внедрение АСУ, высвобождается рабочая сила. Однако в рамках Программы такая проблема практически отсутствует и, более того, обеспечивается рост числа занятых на предприятиях. Это объясняется направленностью, во-первых, на диверсификацию производства, а, во-вторых, на создание новых высокопроизводительных структур.

В целом же, как показывает мировая практика, если заниматься модернизацией промышленности грамотно, в рамках процесса модернизации общества, то можно видеть, что при сокращении производственного сектора в промышленности одновременно развиваются сектора, связанные с предоставлением услуг, производством все более наукоемкой продукции. В этих секторах численность занятых в них людей пропорционально увеличивается. Это еще одна важная и системная причина для создания условий по наращиванию собственного технического потенциала, который бы на высоком уровне занимался не только адаптацией импортируемых технологий, но и создавал и реализовывал бы собственные инновации. Это является и залогом устойчивого развития любого общества, к этому должны всемерно стремиться и мы.

– Для преобразования нужны лидеры, знающие управленцы, грамотная система организации всего производственного процесса. Как взрастить и подготовить таких руководителей?

Как показали итоги реализации Программы за 2,5 года, на предприятиях не в достаточной мере подготовлен и проявляет соответствующую активность менеджмент. Об этом говорит качество представляемых комплексных планов и ориентация, преимущественно, на простое техническое перевооружение. Необходимо, чтобы топ-менеджмент предприятия был заинтересован и владел информацией и знанием по повышению производительности труда и энергоэффективности производства путем внедрения управленческих и производственных технологий.

Как было уже отмечено, в рамках совершенствования Программы со следующего года внедряется один из новых инструментов Программы «Обучение топ-менеджмента предприятий по вопросам повышения производительности труда и энергоэффективности». Основной целью здесь является – повышение образовательного потенциала руководителей промышленных предприятий по эффективности внедрения действенных мер повышения производительности труда и энергоэффективности производства. Суть инструмента заключается в организации непрерывной системы обучения топ-менеджеров эффективным методам повышения производительности труда и энергоэффективности производства в виде аудиторных и индивидуальных семинаров.

Бег с препятствиями

– 2011 год считался пилотным в реализации Программы. Какие результаты были достигнуты? Оправдала ли она всеобщие ожидания?

Да, действительно, 2011 год для Программы был пилотным годом, по итогам которого вносились изменения и дополнения в Программу, с целью улучшения ее и прежде всего доступности для субъектов предпринимательства.

АО «КИРИ» проводились выездные семинары-совещания в регионах с целью освещения основных условий и механизмов реализации Программы, в рамках которых проводилась адресная работа с потенциальными участниками Программы (отрабатывались вопросы формирования комплексных планов инвестиционных проектов, совместного анализа барьеров, в т.ч. институционального, структурного и экономического характера, препятствующих эффективному развитию и модернизации предприятия, а также взаимной организационной и информационной поддержки в рамках реализации Программы).

На сегодня за 2,5 года реализации Программы участниками стали 55 инвестиционных проектов из 15 регионов Казахстана и 8 отраслей промышленности. Общая стоимость всех проектов составляет 158,7 млрд тенге (свыше 1 млрд долл.). Из них заявленная сумма по мерам государственной поддержки: 

– «оплата за разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта» – 67,45 млн тенге (440,6 тыс. долл.);

– «долгосрочное лизинговое финансирование» – 69,9 млрд тенге (456,6 млн долл.);

– «инновационные гранты» – 1,9 млрд тенге (12,4 млн долл.).

Несмотря на то, что Программа только начинает набирать обороты, уже есть первые результаты. В Петропавловске в рамках Программы АО «Мунаймаш» успешно реализовал проект «Модернизация механообрабатывающего производства изделий нефтяной промышленности», приобрел 12 современных высокотехнологичных станков по производству скважинных штанговых насосов производства Японии, США и Бразилии, которые позволяет увеличить объем производства выпускаемой продукции и сократить время ее изготовления, а современное программное обеспечение позволяет гарантировать высокую точность в изготовлении изделий. На сегодня данное предприятие превысило среднеотраслевой показатель производительности труда в машиностроительной отрасли в 2 раза.

Вместе с тем, такие предприятия, как ТОО «Алматинский вентиляторный завод» (машиностроение, г. Алматы), ТОО «Милх» (АПК, Костанайская область), ТОО «ЦинКаз» (АПК, г. Алматы) в рамках Программы повысили производительность труда путем внедрения управленческих и производственных технологий, таких как ережливое производство, Кайдзен, система энергоменеджмента, АСУ и др.

Реализация проектов в рамках Программы обеспечит рост производительности труда на предприятиях в период 2014-2020 годов в среднем в 3-5 раза от среднеотраслевого показателя, а также снизится энергопотребление на 15%.

– Какие препятствия встречаются на пути реализации Программы?

Ход реализации Программы показывает, что в ней имеются различные недостатки как системного, так и организационного плана. В новой версии Программы они уже частично ликвидированы, однако работа в данном направлении еще ведется. В этом мы тесно сотрудничаем с Национальной Экономической Палатой Казахстана «Атамекен».

Первое – это то, что по совокупности целей, задач и целевых индикаторов, а также по сфере деятельности в секторах экономики Программа в значительной степени схожа с программой «Дорожная карта бизнеса 2020», хотя направленность их имеет принципиальную разницу.

Второе – недостаточная интеграция инструментов по целям и задачам, что приводит к снижению пропускной способности проектов на уровне операторов инструментов. Это в существенной мере приводит к снижению активности субъектов предпринимательства на данном направлении.

Третье – в настоящее время нет полного охвата Программой факторов, стимулирующих повышение производительности труда и энергоэффективности. В новой версии Программы, старт реализации которой будет дан в начале следующего года, такая проблема, в основном, уже решена.

Вместе с имеющимися недостатками важно отметить, что Программа в целом за период существования продемонстрировала свою эффективность, актуальность и целесообразность. Она является хорошим инструментом на этапе форсированного индустриально-инновационного развития. Очень востребованным является инструмент «долгосрочное лизинговое финансирование», в не меньшей мере пользуются спросом и заявленные в Программе инновационные гранты.

– Как Вы считаете, какое влияние на экономику страны окажет вступление Казахстана в ВТО?

Сразу хочу отметить, что членство в ВТО – показатель вовлеченности страны в цивилизованный мировой рынок товаров и услуг, который объединяет 159 стран из 192, существующих в мире. В мировых масштабах наша экономика – небольшая, поэтому для ее роста интеграционные процессы объективно необходимы. Это особенно нужно для диверсификации экономики, пока еще ориентированной на экспорт сырья, успешного развития производства, продвижения продукции на внешние рынки, защиты отечественных экспортеров с помощью норм, правил и механизмов ВТО.

Вступление в ВТО открывает также доступ к высоким технологиям, дешевым потребительским товарам, сырью и услугам, способствует привлечению иностранных инвестиций в несырьевой сектор. При этом нужно четко понимать, что достижение результатов, ожидаемых от членства нашей страны в ВТО, будет во многом зависеть от условий, на которых мы туда войдем, и от уровня принимаемых на себя обязательств.

Нашему бизнесу нужно трезво оценить появление новых возможностей, серьезно заняться разработкой эффективных стратегий по выходу на новые рынки, наращивать конкурентные преимущества. Тем более что примеры по созданию новых, конкурентоспособных на мировом рынке, производств уже есть. Это следующие проекты:

– в химической отрасли – производство полипропилена и полиэтилена на Атырауском газохимическом комплексе;

– в легкой промышленности – производство отбеленных, окрашенных хлопчатобумажных тканей (ЮКО), что позволит создать законченный цикл по производству тканей и дальнейшее производство продукции с высокой добавленной стоимостью;

– в машиностроении – производство вертолетов, локомотивов, дизель-генераторов и вагонов для железнодорожной отрасли (г. Астана), продукции электротехнического машиностроения (светодиодные лампочки, конденсаторы, аккумуляторы, трансформаторы, фотоэлектрические модули, вентиляторы и др. (гг. Астана, Алматы, ВКО, ЗКО, ЮКО), бытовой техники (холодильники, телевизор, пылесосы и др.(Алматы) и ряду продукции в направлениях сельскохозяйственного, нефтегазового машиностроения и производства автокомпонентов;

– в строительной индустрии – это создание завода по производству листового стекла в Кызылординской области;

– в металлургии – выпуск стальных труб для нужд нефтегазовой промышленности «АрселорМиттал Актау» (г. Актау), производство аффинированного золота (с перспективой развития литейного производства по изготовлению заготовок для ювелирной и технической промышленности) (г. Астана).

Безусловно, только создание новых рыночных ниш позволит отечественным производителям смягчить потенциальный негативный эффект от вступления в ВТО. Говоря простыми словами, насколько мы будем к этому готовы, зависит от нас.

Нашему бизнесу нужно трезво оценить появление новых возможностей, серьезно заняться разработкой эффективных стратегий по выходу на новые рынки, наращивать конкурентные преимущества.

– Каких новых высот планируется достичь в ближайшие годы? Какой должна стать экономика Казахстана к 2020 году?

Все базовые показатели, к достижению которых мы сейчас стремимся, четко представлены в соответствующих стратегических документах нашей страны. Как известно, к 2050-ому году мы должны войти в 30-ку наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира.

Был принят Стратегический план 2020, где определено видение развития Казахстана. Суть такая, что наша экономика должна стать более конкурентоспособной и диверсифицированной, и как следствие – привлекать значительные объемы иностранных инвестиций, главным образом в несырьевые секторы.

В следующем году завершится первый этап (на 2010-2014 годы) реализации Программы индустриализации. В связи с этим Глава государства уже поручил разработать детальный план следующей фазы индустриализации до 2020 года. В нем планируется предусмотреть сценарий развития перспективных технологических направлений с учетом развития секторов и ниш, которые появятся в результате Третьей индустриальной революции. Особый акцент будет сделан на стимулирование развития экономики будущего на основе кластерного развития, импорт промышленных мощностей и обмен технологиями.

По нашем мнению, дальнейшего совершенствования требуют вопросы координации и исполнения проектов ГПФИИР в регионах, а также усиления работы по привлечению инвестиций на местном уровне. Приоритеты второго этапа ГПФИИР будут точечными, а инициатива будет передана частному сектору, также планируется вовлечение малого и среднего бизнеса к реализации кластеров. В целях успешной реализации данных кластеров планируется выработать предложения по механизму реализации промышленной политики путем государственно-частного партнерства, концессии, приватизации и т.д.

– У вас многому можно поучиться. А как бы Вы оценили стратегический потенциал России в плане возможностей для повышения производительности труда?

– В России имеется мощный методологический потенциал по модернизации общества в целом и промышленного комплекса, в частности, а также по формированию высокотехнологичных и устойчиво развивающихся комплексов. И мы вместе с другим зарубежным опытом изучаем и российский опыт. Также очевидно, что в России на практике не в должной мере следуют этим стратегическим концепциям. Казахстану, как и России, больше следует уделять внимания развитию собственного технического потенциала. Это непреложная истина, и ей необходимо следовать!

 

Подготовила Наталья Коношенко

Комментарии к статье
23.09.2013 17:25
0

молодцы, есть чему поучиться - виден государственный подход и работа на результат. 

Комментировать


UP-PRO в сетях