Виталий Еремеев

Виталий Еремеев: Мы, встретившись с проблемой, заставляем ее работать на нас

«В наше время нельзя, поднявшись на вершину, расслабиться», – уверен Виталий Еремеев, заместитель министра экономического развития Калужской области. Как, с учетом этой позиции, выстраивается инвестиционная стратегия региона?

– Еще в 2011 году Калужская область была лишь на 16 месте из 30 лучших регионов России в рейтинге журнала Forbes «Лучшие регионы для бизнеса – 2011». В чем, по-вашему, регион проигрывал на тот момент своим конкурентам? Какие риски мешали инвесторам вкладывать средства в область?

– Рейтингов существует множество. Их результаты зависят от методики оценки и, нередко, носят субъективный характер. Например, в рейтинге Forbes мы – на 16 месте, в рейтинге Всемирной организации кредиторов – на 1-м, в рейтинге Эксперт РА – на 6-м. Что касается неактивности инвесторов, то по нашим оценкам, в 2012 году в Калужскую область было инвестировано более миллиарда долларов, 15% всех прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность в России. Согласитесь, это неплохой результат.

Трудности в работе, конечно, возникают, но стараемся с ними справляться. На данный период есть проблема диспропорции в развитии территорий. С точки зрения экономической активности у нас более развит север области. Именно поэтому мы добились создания в южной части региона особой экономической зоны, которая в краткосрочной перспективе станет точкой притяжения инвестиций и новых технологий.

Для решения кадровой проблемы строим жилье, в том числе арендное, субсидируем ипотеку, используем другие эффективные инструменты. И надо признать, они работают – люди перестают покидать регион, а уехавшие ранее возвращаются, в первую очередь из столицы.

Есть масса других задач по развитию социальной сферы, которая пока не успевает за бурным ростом экономики. Мы это признаем, а значит, будем более активно их решать.

– Насколько способна улучшить положение новая Инвестиционная стратегия Калужской области на период до 2020 года? Чем кардинальным будет отличаться путь совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов с наличием этого документа от того, которым шли ранее?

– Сам факт наличия или отсутствия инвестиционной стратегии ничего улучшить не может. Важно то, насколько эффективно будут реализованы ее положения. Это в первую очередь зависит от людей, которые каждый день делают свою работу.

Сам же документ является продолжением принятой ранее стратегии Калужской области до 2030 года, но только более бизнес-ориентированным. В Инвестиционной стратегии на период до 2020 года четко определены приоритетные направления для вложения капитала, а также инструменты их поддержки.

– Обращались ли вы при разработке инвестстратегии к успешным стратегиям других стран? Или в большей степени изучали уже действующие стратегии российских регионов?

– Если так просто можно было бы использовать чью-то готовую стратегию, то весь мир стал бы Сингапуром или Силиконовой долиной. Безусловно, необходимо внимательно изучать имеющийся опыт, анализировать его, делать выводы. Вот, например, многие называют Калугу российским Детройтом. Лет десять назад это звучало бы гордо. А сейчас Детройт – умирающий город, в его кварталах даже фильмы ужасов снимают, потому что декорации строить не надо. Но Калуга никогда не станет Детройтом. Именно потому, что мы учли ошибки его развития.

В наше время нельзя, поднявшись на вершину, расслабиться. Рискуешь замерзнуть или быть сброшенным конкурентами. Поэтому мы постоянно учимся, знакомимся с успешным опытом как зарубежных стран, например, Сингапура, Финляндии, так и российских субъектов. У нас очень тесные контакты с Ульяновской областью, Татарстаном, Белгородом и другими активными регионами. Везде можно найти что-то полезное для себя, а также поделиться своими наработками.

– Если новая стратегия, как Вы сказали, согласуется с ранее принятой на период до 2030 года, следует ожидать так называемого синергетического эффекта. То есть развитие области воспринимается как четко продуманное, экономически выверенное и последовательное. Понятно, что стратегии лучше всего работают там, где созданы подходящие условия в виде прозрачности рынка, стабильности законодательной базы, благоприятных финансовой и налоговой конъюнктур и прочего. Но далеко не все участники рынка находят существующие условия привлекательными и достаточными для успешного развития. А вот вам удается в этих самых условиях «взращивать» синергию – накапливать потенциал и повышать эффективное взаимодействие власти и бизнеса. Как получается, что там, где другие видят недостатки системы, вы умеете извлечь выгоду для развития региона? Насколько несовершенными Вы считаете условия, в которых приходится искать пути развития региональным властям?

– Мы старались сделать нашу стратегию емким, целостным и в то же время простым документом – понятным всем участникам экономических процессов. На этот случай есть хорошая поговорка: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Что же касается недостатков, вопрос в том, как к ним относиться. Мы стараемся видеть в каждом недостатке потенциал – потенциал развития, очередной шанс проявить себя, возможность стать сильнее, получить лучший результат. В этом контексте приведу такой пример.

В речи Стива Джобса, обращенной к выпускникам Стендфорда, есть такие слова: «Stay Hungry. Stay Foolish». В переводе это значит: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь Безрассудными». Вот мы, как те выпускники, такие же «голодные» и, порой, безрассудные. Мы не ограничиваем себя поиском стандартных решений, а, напротив, более широко смотрим на жизнь. Поэтому, встретившись с проблемой, заставляем ее работать на нас.

Например, мы столкнулись с тем, что большая часть налогов от инвестиционных проектов, реализуемых в субъектах, идет в федеральный центр – пропорция составляет 75 на 25 процентов. При этом, чем успешнее инвестиционная деятельность региона, тем меньше ему поступает помощи из федерального центра. В таких условиях региональным властям невыгодно привлекать инвестиции на свою территорию, гораздо проще просить денег у федерального бюджета. На последнем Госсовете Калужская область вышла с инициативой изменить данную практику, создав у субъектов мотивацию самостоятельной активной работы. Теперь мы очень рассчитываем на то, что за этим последуют реальные изменения в подходах к данному вопросу.

– Второе, что хотелось бы отметить, – у Инвестиционной стратегии есть сильная идейная составляющая, этакая «вдохновляющая энергетика», – от миссии Калужской области до поставленных целей и задач. И здесь тоже чувствуется синергия – молодости и глубокого знания возможностей региона. Кто принимал участие в разработке стратегии, и какие факторы стали определяющими при постановке целей?

– Внешних консультантов мы не привлекали. Авторы стратегии – специалисты министерств экономического блока области. Мы постарались понять, что хочет увидеть бизнес в этом документе, каковы его ожидания от власти. Также необходимо было оценить основные направления его развития и возможные риски. При этом мы проводили встречи и консультации с представителями деловых кругов.

Главная наша цель – создать в регионе такой деловой климат, в котором бизнесу будет комфортно работать и повышать свою капитализацию. Для этого необходимо сформировать инновационную среду, способную генерировать хорошие стартапы, и давать им развитие, использовать передовые технологии и подходы во многих сферах жизни, сокращать время строительства новых предприятий, модернизировать существующие. В итоге мы должны добиться того, чтобы наши предприятия производили товары и услуги, конкурентоспособные на мировом рынке.

– Итак, целевая аудитория Стратегии – бизнес сообщество. Этим вы подтвердили, что сделали ставку на бизнес. Не так ли? Тогда бизнес какого масштаба и какой направленности видите преимущественным для Калужской области и почему?

– В нашей стратегии мы определили несколько приоритетов. Первый – это автомобилестроение и производство комплектующих. Здесь все предельно ясно: в области работает три крупных автопроизводителя с объемом производства более 300 тысяч автомобилей в год. А каждый автомобиль – это сотни наименований комплектующих. И в большинстве своем их выпуск гораздо проще наладить здесь, используя существующие мощности или организовав новые, при этом, постепенно переходя от простого производства к решению инжиниринговых задач. Как видите, потенциал у этого направления огромен.

Второй приоритет – фармацевтика и биотехнологии. Сюда мы привлекаем крупных международных производителей, рассчитывая получить синергетический эффект от кооперации с ними существующих малых, средних предприятий и науки.

Третий приоритет – логистика. Здесь необходимо отметить три наших преимущества: близость Москвы, прохождение по территории области двух федеральных трас и высокая активность региональной экономики. Процесс вывода логистических комплексов из столицы уже начался и будет продолжен. Вступление России в ВТО еще больше откроет границы для поставки товаров. В этих условиях мы можем выстроить инфраструктуру, которая будет обслуживать эти товарные потоки. К тому же для предприятий, работающих в области, критически важным становятся вопросы быстрого и эффективного перемещения и складирования продукции. Без подготовленной логистической инфраструктуры это сделать невозможно.

Четвертое направление – агропищевое производство. Сельское хозяйство – очень выгодный бизнес, если его грамотно вести. В области традиционно развивается молочное и мясное скотоводство, а современные технологии позволяют значительно повысить производительность труда в этой сфере.

Пятое направление – туризм. В радиусе 400 км от Калуги проживает почти четверть населения страны. С ростом благосостояния населения фокус потребления будет смещаться в сторону услуг. А мы можем предложить уникальные объекты, природные ландшафты, мероприятия различной тематики. Я уверен, область может занять здесь достойное место.

Шестое направление – информационные технологии. Наша задача – создать в регионе такую информационную среду, которая, как большой электромагнит, будет притягивать к себе таланты и новые идеи.

Седьмое – развитие социальной и инженерной инфраструктуры. За последние шесть лет экономика Калужской области сделала большой шаг вперед. И уже сейчас мы столкнулись с тем, что существующая инфраструктура не соответствует запросам жителей и современным требованиям. Региональный бюджет не сможет в силу различных ограничений активно инвестировать в эти направления, поэтому мы создаем условия для привлечения сюда частных инвестиций.

Восьмым направлением является модернизация существующих предприятий. Мы честно признаем, что многие из них проигрывают в конкуренции с новыми производствами. Необходимо повышать производительность труда, менять технологии производства, осваивать новые виды продукции, создавать кооперационные связи. Уверен, в этих направлениях себя сможет найти и крупная, и малая компания.

Вместе с тем мы не ограничиваемся только этими направлениями и готовы работать с любым инвестором, планирующим прийти в Калужскую область.

– Что нового, согласно стратегии, должно появиться у вас относительно механизмов государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности? И какие меры были предприняты в этом направлении ранее?

– Мы будем использовать весь спектр существующих механизмов.

Для снятия административных барьеров в области созданы и успешно работают несколько институтов развития. Это ОАО «Корпорация развития Калужской области», АУ «Агентство регионального развития Калужской области», ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области» и ООО «Индустриальная логистика».

С этого года значительно упростилось региональное налоговое законодательство. Теперь для получения льгот предприятиям не нужно заключать инвестиционное соглашение, а лишь уведомить профильное министерство о старте проекта. Более того, мы существенно понизили требования по объемам инвестиций для получения налоговых льгот – со 100 до 10 миллионов рублей.

Для снятия инфраструктурных ограничений предлагаем размещение предприятий в индустриальных парках. В области их уже девять. В Людиново создана особая экономическая зона, весной этого года мы приступим к строительству ее инфраструктуры. Создаются центры коллективного пользования оборудованием. В Обнинске появится технопарк в сфере высоких технологий.

Важной задачей является правильно сформировать имидж региона, повысить его узнаваемость, создать бренд. Это тоже должно помочь компаниям, строящим у нас свой бизнес, в особенности, в туристической отрасли.

Ну и, конечно, мы используем все те инструменты, которые предлагает нам законодательство для поддержки малого, среднего и инновационного бизнеса – субсидии, гранты, гарантии, микрозаймы.

Как видите, спектр механизмов весьма широк. А вот их эффективность зависит в первую очередь от людей, которые с ними работают.

– А что сделано для устранения административных барьеров и инфраструктурных ограничений? Особенно это касается направлений, которые являются драйверами развития экономики вашего региона, таких как: автомобильная промышленность, фармацевтика и биотехнологии, транспортно-логистический кластер.

– Кроме тех мер, связанных с подготовкой площадок для размещения новых производств, о которых я уже говорил, мы будем концентрироваться на решении нескольких ключевых задач.

Прежде всего, это подготовка кадров. Учебный центр для автомобилестроения в Калуге уже создан. В нем прошли подготовку порядка 8000 человек. Сейчас такой же центр создается для фармацевтики. У нас есть планы по его объединению с бизнес-акслератором и центром коллективного пользования оборудованием. Это будет достаточно уникальный проект, когда в одном месте сосредоточены учеба, производство и испытательная база. В этом случае стоит рассчитывать на существенный синергетический эффект.

Вторая задача – активнее вовлекать местный бизнес в кооперацию с новыми партнерами региона: как в производстве, так и в сфере услуг. Такие примеры уже есть, но не много.

И еще нам крайне важно развивать малый инновационный бизнес. Региону нужны люди, умеющие создавать идеи, и, что самое главное, их реализовывать.

– Как было обозначено в открытых источниках, правительство Калужской области в целом одобрило инвестиционную стратегию. И все же, наверное, не обошлось без «претензий» со стороны правительства. Какого характера возникали сомнения, споры? Что в стратегии пришлось дорабатывать до степени практически применимого документа?

– В процессе разработки стратегии мы очень плотно общались с экспертным сообществом, много консультировались, провели несколько презентаций. В итоге документ получился достаточно сбалансированным, и нам не пришлось что-то дорабатывать в основных положениях. Некоторые муниципалитеты предложили внести небольшие корректировки в территориальном разрезе, в части актуализации приоритетных направлений.

– Как планируете осуществлять контроль над исполнением стратегических целей и задач?

– Сразу после принятия стратегии будет разработан план ее реализации на шесть лет. Он будет включать целевые показатели на среднесрочную перспективу, обоснование выбора конкретного направления и прочее. Непосредственная реализации стратегии будет осуществляться с помощью целевых программ.

Основным контрольным документом станет ежегодный отчет об инвестиционном климате, где будут отражены текущие характеристики развития региона, итоги реализации основных мероприятий, инвестиционных проектов. Этот документ станет дополнительным ориентиром для инвестора и надежным источником информации о процессах, протекающих внутри области.

– Какие мероприятия будут разработаны в ближайшее время для поддержки запуска стратегии?

– Мы не будем разрабатывать какие-либо особые мероприятия. Наша инвестиционная стратегия уже несколько лет успешно реализуется. Просто сейчас пришло время оформить ее отдельным документом.

 

Подготовила Ольга Лазарева

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях