http://www.elsib.ru 0 комментариев

Будущее «ЭЛСИБа» зависит от каждого сотрудника! (Стратегия развития НПО «ЭЛСИБ» ОАО с 2013 по 2017 год)

30 октября на Совете директоров была утверждена Стратегия развития НПО «ЭЛСИБ» ОАО на период с 2013 по 2017 год. Этот документ определяет приоритетные направления развития предприятия, описывает положение компании на рынке в среднесрочной перспективе, содержит ключевые факторы успеха и возможные риски. О том, для чего предприятию нужна Стратегия и в каком направлении будет развиваться «ЭЛСИБ», редакции газеты «Генератор» рассказал директор по развитию Дмитрий Гомаз.

- Дмитрий Николаевич, для чего компании нужна Стратегия?

- Прежде всего Стратегия развития дает единое понимание долгосрочного развития у Общества. Она необходима для формирования средне- и краткосрочных планов, бюджетов и инвестиционных программ. Стратегия обеспечивает понимание целей, планов и мероприятий для их достижения, используемых в повседневной деятельности. Кроме того, она формирует глубокое понимание рынка, конкуренции и конкурентоспособности компании, что повышает эффективность деятельности. Наконец, Стратегия способствует формированию прозрачности Общества для внешних заинтересованных лиц (клиентов, инвесторов, кредиторов, стратегических партнеров и т. д.).

- Как создавалась Стратегия? Какие цели лежат в ее основе?

- Был создан комитет по стратегическому планированию, куда вошли все топ-менеджеры предприятия. К разработке привлекались отдельные специалисты, которые выступали экспертами по различному кругу вопросов. В основу были положены цели, позволяющие компании через пять лет выйти на более высокий уровень. Это прежде всего повышение эффективности производственной деятельности. Помимо управления производством данное направление включает такие аспекты, как управление издержками предприятия, финансами и оборотным капиталом, обеспечение соответствий законодательству во избежание штрафных санкций. Также важным для роста и развития компании является повышение эффективности использования активов и управления. Последнее подразумевает оптимизацию существующей системы управления, развитие управления рисками и проектами, программы СМК и персонала.

- В чем особенности современного рынка энергооборудования? Какие тенденции легли в основу Стратегии?

- В настоящее время российский рынок машиностроения имеет ряд проблем, требующих решения на федеральном уровне. Например, существующий парк оборудования предприятий энергетического машиностроения технологически и морально устарел. Иногда уровень износа основных фондов превышает 60%. Доля импортного оборудования при оснащении предприятий электроэнергетики достаточно велика. Это объясняется тем, что на текущий момент эффективность отечественного оборудования энергетического машиностроения зачастую ниже, чем зарубежных аналогов. Такая ситуация является следствием длительного застоя в отечественном энергомашиностроении и недостатка инвестиций в НИОКР на создание высокоэффективных машин.

На ближайшие годы в развитии российского рынка энергетического машиностроения будут усиливаться некоторые значимые для нас тенденции. Речь идет о замещении рынка отдельных элементов рынком комплектов оборудования, то есть осуществлении комплексных поставок (турбины, генератора и системы возбуждения). Поэтому для нас важно иметь надежного партнера - производителя турбинного оборудования. Еще одна тенденция на рынке - создание производств высокотехнологичного оборудования энергетического машиностроения совместно с ведущими зарубежными компаниями. При этом обязательным условием будет максимальная локализация, то есть по сути производство будет организовано на территории России.

Следующей важной тенденцией является консолидация активов и укрупнение участников на рынке производителей энергии. Это, в свою очередь, может привести к требованиям унификации оборудования и усилению конкуренции на рынке энергетического машиностроения, снижению возможности прямого участия в конкурсе на поставку машин за счет наличия у изделия уникальных технических характеристик.

Интересными являются проекты по развитию альтернативной энергетики. В России нетрадиционные возобновляемые источники электроэнергии в настоящее время слабо развиты, однако согласно существующим государственным стратегиям данный сектор электроэнергетики планируется активно развивать к 2030 году. Основное внимание из нетрадиционных видов источников электроэнергии планируется уделить ветряным, геотермальным и приливным энергетическим установкам.

- Как будет развиваться энергетика? Изменится ли расстановка сил? Как это повлияет на «ЭЛСИБ»?

- Ключевым моментом развития энергетики является изменение концепции развития генерации в России. Речь идет о переходе от концепции приоритетного развития АЭС и ГЭС к концепции определения структуры и размещения генерирующих мощностей в зависимости от экономической целесообразности. Кроме того, планируется одновременное развитие крупных системообразующих электростанций и электрических сетей с распределенной генерацией, приближенной к потребителям. Обсуждается вопрос о «принудительной» модернизации, то есть обязательной модернизации мощностей генерирующими компаниями. Еще одно направление - инновационное развитие, в том числе планирование и создание демонстрационных объектов, развитие отечественного энергомашиностроения.

Сейчас на рынке идет консолидация активов производителей электроэнергии. Учитывая эту тенденцию, к 2014 году на рынке могут остаться лишь крупнейшие участники, такие как «ИнтерРАО», Fortum, E.On, Enel. Это может повлиять на уменьшение доли «ЭЛСИБа» по России в традиционном сегменте выпуска турбогенераторов мощностью 45 - 125 МВт из-за усиления конкуренции.

- В чем заключается миссия НПО «ЭЛСИБ» ОАО?

- Будущее компании неразрывно связано с будущим нашей страны. И главная цель - обеспечить энергобезопасность России за счет производства конкурентоспособных и качественных генераторов, которые будут работать на новых отечественных тепло- и гидростанциях и обеспечивать энергетический потенциал государства. Это важно понимать каждому сотруднику «ЭЛСИБа». Для этого мы должны производить высокотехнологичное и качественное оборудование. На нас лежит высокая ответственность и за энергетику стран постсоветского пространства, ведь этот рынок для нас является традиционным. В советские годы завод изготовил десятки генераторов для стран Средней Азии. Сейчас мы должны и будем участвовать в восстановлении энергопотенциала бывших советских республик за счет модернизации работающего оборудования и поставки новых машин.

«ЭЛСИБ» стремится выйти на новый уровень эффективности, а для этого необходимо создать гибкую производственную систему. Наши ориентиры - минимизация и устранение всех видов потерь, вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальная ориентация на потребителя. Последнее, как никогда, актуально в свете усиления конкуренции. Хочу подчеркнуть, что силами каждого сотрудника создается одна из самых надежных энергомашиностроительных компаний, которая знает цену прошлому, уверена в настоящем и сама выбирает свое будущее. Таковы основные принципы НПО «ЭЛСИБ» ОАО.

- Какие приоритетные направления Стратегии можно выделить?

- С 2013 по 2017 год приоритетным направлением для «ЭЛСИБа» является удержание существующих потребителей и повышение продаж. Компания продолжит проектирование и производство турбогенераторов мощностью 45 - 125 МВт (в том числе генераторов мощностью 45 - 110 МВт для газовых турбин), гидрогенераторов мощностью 25 - 350 МВт. Актуальным направлением остается развитие энергетики СГН, особенно Средней Азии. Рынки этих стран достаточно емкие, экономика развивается динамичными темпами, энергодефицит здесь уже ощущается остро. Что касается электродвигателей, то мы плотно сотрудничаем с ОАО «АК Транснефть». Важное направление - проектирование и изготовление электродвигателей атомного исполнения для ОАО «Концерн Росэнергоатом». Также планируется увеличить объем оказания сервисных услуг к концу 2017 года в 1,9 раза по сравнению с 2012 годом. На этом хотелось бы остановиться подробнее. Развитие сервиса подчеркивает клиентоориентированность «ЭЛСИБа». Будет не только повышаться качество, но и расширяться номенклатура услуг. Предлагая нашим заказчикам качественный сервис, мы создаем дополнительные конкурентные преимущества, что для нас очень важно.

- Какие общие задачи ставит Стратегия перед всем предприятием?

- В рамках развития предприятия главными задачами являются увеличение объема реализации основной продукции к концу 2017 года в 1,8 раза по сравнению с 2012 годом; реализация инвестиционной программы; увеличение объемов выпуска традиционных серий КЭМ и объемов оказания сервисных услуг. Приоритетными остаются задачи повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение производительности труда и т. п.

- Что такое функциональные стратегии? Для чего и по каким направлениям они были приняты?

- Функциональные стратегии являются составными частями общей Стратегии развития Общества. В них более глубоко и подробно проработаны все вопросы и направления основной Стратегии. Функциональные стратегии определяют приоритетность целей для выделения общих стратегических целей, способствуют пересмотру идей - определению новых и перспективных задач по каждому направлению, помогают определить способы реализации Стратегии по каждому функциональному направлению. В рамках утвержденной Стратегии развития НПО «ЭЛСИБ» ОАО на период с 2013 по 2017 год были разработаны и утверждены 11 функциональных стратегий: продаж, закупок, финансирования, инвестиционная, производственно-техническая, коммуникационная (PR), ИТ, управления персоналом, корпоративного управления, управления качеством (СМК), управления экономикой и финансами.

- Подытоживая беседу, можете сказать, каким будет «ЭЛСИБ» в 2017 году?

- Одним из ведущих в России и странах СНГ производителем генерирующего оборудования для ТЭЦ и ГЭС в традиционной для компании нише, а также электродвигателей для ведущих отраслей российской экономики.

Евгения Глазкова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”