Андрей Лаптев

Вызов принят: Как Северсталь противостоит кризису

Для стальной отрасли и экономики в целом наступили непростые времена. Как компания реагирует на вызовы времени, каким путем идет и что нужно «Северстали», чтобы противостоять кризису. Об этом мы поговорили с начальником управления корпоративной стратегии Андреем Лаптевым. 

18 ноября 2015
"Северсталь", ноябрь 2015 

Благодарим редакцию газеты "Северсталь" за предоставление данного материала.   

– Все чаще приходится слышать, что рынок стали, железной руды и угля переживает не самый легкий период. Насколько сложна ситуация? 

– Если называть вещи своими именами, ситуация на рынках стали и сырья кризисная. Это касается и глобального, и российского рынков. На мировом уровне впервые с 2009 года сокращается потребление стали. Но если в 2009 году на фоне общей депрессии спрос в Китае вырос на четверть, то сегодня спрос падает. И это – шок для отрасли, которая привыкла жить в обстановке постоянно растущего спроса. Вместе с тем производители стали не сокращают объемы производства. Тот же Китай на фоне падения внутреннего спроса увеличивает экспорт на 25 процентов. 

Происходящее на рынке сырья – еще один элемент кризиса. Ввод новых низкозатратных мощностей (около 100 миллионов тонн в 2015 году и столько же прогнозируется в 2016 году) довлеет над ценами на руду: после летней стабилизации на уровне 55 долларов за тонну она снова снижается и, по нашим прогнозам, может достигнуть отметки в 40 долларов. Такие колебания, конечно, отражаются на «Северстали». 

– Российский рынок – что происходит на этом поле? 

– В России ко всему сказанному добавляются специфические проблемы: кризисные явления в экономике, падение цен на нефть. Сокращается и потребление стали: в 2015 году спад составит около десяти процентов. Есть и проблема с вводом новых сырьевых мощностей по окатышам со стороны НЛМК и «Металлоинвеста». Это угроза для нас, так как большую часть окатышей мы продаем именно на внутреннем рынке. Цены и на сталь, и на сырье падают непрерывно – в среднем на 30-35 процентов с начала года. Сейчас ситуация стабилизировалась, но цены застыли на очень низких уровнях. 

– Вырисовывается не самая оптимистичная картина. Или все-таки есть в сегодняшней ситуации положительные стороны? 

– В этом году для нас позитивную роль сыграл внутренний российский рынок, который демонстрирует устойчивость. Если сравнить с кризисной ситуацией 2009 года, когда спрос на сталь упал на 30 процентов, сегодняшние десять процентов падения на фоне резко подешевевшей нефти – это проявление гибкости российской экономики. «Северсталь» ставила себе целью лучше работать именно на внутреннем рынке и продавать в зоне своего логистического преимущества. Мы стали больше внимания уделять клиентоориентированности, сервису, улучшили структуру продаж и увеличили нашу долю на российском рынке с 17 до 19 процентов. И это – единственно верный путь в сложившейся ситуации. 

– Есть ли у «Северстали» преимущества перед другими производителями? За счет чего компания может выигрывать борьбу за клиента? 

– У нас нет ни одного системного преимущества, которое не могли бы копировать наши конкуренты. По некоторым переделам у нас есть отрыв, по другим переделам конкуренты нас опережают. Ведь это хорошо управляемые компании с сильными финансами, и мы играем с ними на равных. При этом у «Северстали» есть большие потребности в инвестициях. Наши собственные железорудные и угольные активы требуют постоянных инвестиций в воспроизводство. Поэтому для нас особенно актуален вопрос капиталоемкости производств и постоянно стоит задача оптимизации капитальных затрат. В условиях сокращающегося рынка мы просто не можем тратить на поддержание мощностей столько же, сколько раньше. Нам необходимо поддерживать отрыв от конкурентов в издержках. Здесь мы надеемся на помощь новых технологий, связанных с цифровой экономикой, математическим моделированием производственных процессов, анализом больших массивов данных. Суммируя все сказанное, наши задачи можно описать так: сохранение минимальных издержек, «умные» капитальные затраты, разумная география продаж и правильный подход к клиентам. 

– Как показывает себя в условиях кризиса обновленная стратегия компании? 

– Вектор движения рынка мы поняли еще несколько лет назад и тогда определили для себя модель поведения. Мы вышли из американских активов, снизили финансовый рычаг, то есть соотношение между заемным и собственным капиталом в пользу последнего, перенесли фокус внимания с международной экспансии и роста объемов на снижение издержек и клиентоориентированность. История показала, что мы были абсолютно правы. Американские активы сейчас вряд ли были бы прибыльными, и нам приходилось бы тратить средства и время на их поддержание. Благодаря отказу от них мы смогли решить вопрос с долговой нагрузкой и освободить капитальные и человеческие ресурсы для противостояния кризису. Актуальная ситуация на глобальных рынках еще раз указывает на то, что нам нужно правильно работать с клиентами, укреплять свои позиции на внутреннем рынке. 

В 2016 году эксперты прогнозируют незначительное укрепление рубля. Это значит, что на положительный эффект от слабой национальной валюты, который был в текущем году, рассчитывать уже нельзя, и следующий год будет для нас сложнее нынешнего. 

– Какие задачи ставит перед компанией ситуация на рынке и в экономике в целом? Каковы наши приоритеты в 2016 году? 

– Главное для нас – закрепить и увеличить долю продаж «Северстали» на внутреннем рынке. Клиенты должны видеть эффект от наших усилий, сервиса, знать, что могут рассчитывать на своевременные поставки. Они должны понимать, что ценовая премия (дополнительная стоимость, которую мы создаем для клиентов за счет лучшего сервиса и клиентоориентированности. – Прим. ред.) оправданна и что свой выбор нужно остановить именно на «Северстали». 

У компании есть все необходимое, чтобы преуспеть. Ведь «Северсталь» – лидер российского рынка и одновременно является бенчмарком в мировой отрасли. Совсем недавно капитализация «Северстали» превысила капитализацию гиганта Arcelor Mittal. Это значит, что инвесторы оценивают нашу компанию выше одного из мировых лидеров. «Северсталь» находится в сильной

финансовой позиции: компания высокомаржинальна, у нее нет проблем с долгом, «Северсталь» генерирует хороший денежный поток, а главное – у нас работают люди, которые умеют достигать поставленных целей. 

Текст Александра Терентьева

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях