Портал "Управление производством" 0 комментариев

Крис Бакли, Airbus: Мы знаем, как надо сотрудничать

Начавшись еще в 90-е годы, сотрудничество Airbus с авиационной отраслью России постоянно укрепляется. В чем сильны российские партнеры? Как формируется подход к построению сотрудничества, не имеющий аналогов на сегодняшний день? Об этом и многом другом – наш разговор с Крисом Бакли, Вице-президентом Airbus по продажам.

На российской стороне…

– Крис, главным событием августа в мировой авиации стало проведение Международного авиационно-космического салона МАКС-2013. Как Вы оцениваете результаты участия Airbus в этом мероприятии?

– На мой взгляд, участие Airbus в авиасалоне МАКС-2013 стало одним из самых ярких за прошедшее десятилетие. Прежде всего, мы в очередной раз привезли А380, а также впервые представили военно-транспортный самолет C295. Однако наше участие не ограничилось лишь демонстрацией самолетов. Так, мы подписали соглашение с нашим стратегическим партнером ВСМПО-Ависма о сотрудничестве по механообработке титановой продукции, разработке новых сплавов, расширении номенклатуры закупаемой продукции, а также изучении возможностей переработки титанового скрапа на ВСМПО-АВИСМА.

Также подписано соглашение о партнерстве в сфере обучения специалистов по техническому обслуживанию самолетов семейства A320 с S7 Engineering, крупнейшим поставщиком услуг ТОиР воздушных судов в России.

Еще одним важным событием авиасалона стало подписание первого в России соглашения о сотрудничестве в области производства биотоплива. Наш партнер в этой области – компания РТ-Биотехпром, входящая в Госкорпорацию Ростех. В рамках достигнутых договоренностей предусматривается изучение потенциала использования российских технологий и возобновляемого сырья (биомассы) для производства авиационного биотоплива в России.

Помимо подписаний важных контрактов, компания Airbus провела два крупных мероприятия со своими партнерами, одно из которых – награждение победителей образовательного проекта «Академия Airbus», проходившего с сентября 2012 по май 2013 в двух специализированных школах Жуковского. Три победителя проекта были награждены поездкой в Тулузу на завод Airbus.

– В последнее время в потребительском спросе происходит определенное смещение с крупных пассажирских лайнеров на среднемагистральные самолеты для региональных перелетов. Как на это реагирует Airbus, особенно в свете постоянного соперничества с Boeing?

– Мы, как и наш главный конкурент, работаем в сегменте производства техники от 100 кресел. И, кстати, исходя из нашего анализа авиационного рынка, мы видим немного другую картину. Как известно, пассажиропоток в среднем удваивается каждые 15 лет, это происходит независимо от социальных, политических или экономических потрясений. По нашему прогнозу, который мы представили пару недель назад, свыше 29 000 новых пассажирских и грузовых самолетов общей стоимость 4,4 триллиона долларов потребуется авиаперевозчикам в период с 2013-го по 2032 год. И только представьте, все это для того, чтобы удовлетворить спрос на путешествия!

Очевидно, что в условиях такого беспрецедентного роста, а также перегруженности аэропортов (уже сейчас, как вы знаете, в крупных столицах, существуют проблемы с выделением слотов, самолеты стоят в очереди на посадку или взлет и так далее), эксплуатация более вместительных судов сможет стать решением проблемы. Поэтому, на наш взгляд, еще одной тенденцией ближайшего десятилетия станет увеличение спроса на более вместительные самолеты. В целом же, по оценкам наших экспертов, средняя размерность заказываемых самолетов увеличится примерно на 25%.

– Сотрудничество Airbus с авиационной отраслью российской промышленности постоянно расширяется и укрепляется. Когда было положено начало этому партнерству? Чем российская сторона привлекла французского авиастроителя?

– Россия является ключевым партнером для нас не только в коммерческом, но и в промышленном отношении. Многочисленные исследовательские проекты, богатая авиационная традиция, уникальные разработки российских ученых, а также высокий профессионализм инженеров и конструкторов создали здесь прочную научно-техническую базу. Наше сотрудничество началось еще в 90-е годы, когда были подписаны первые соглашение о совместных исследованиях с ведущими российскими НИИ, а также мы начали сотрудничество с корпорацией ВСМПО-АВИСМА по закупкам титановой продукции.

Спустя 20 лет могу с уверенностью сказать, что за десятилетия работы с российскими партнерами мы сумели создать уникальную кооперационную программу, которая охватывает все этапы создания самолетов: от исследований и проектирования до поставок материалов и производства готовых компонентов. Такой сбалансированный подход к построению сотрудничества, который, кстати, не имеет аналогов на сегодняшний день, способствует лучшей интеграции российской и европейской промышленностей.

Сборочная линия Airbus

Фото 1. Сборочная линия Airbus

– Сегодня российские компании предоставляют Airbus материалы и комплектующие для ее самолетов, участвуют в конструкторских работах. Насколько трудно стать поставщиком Airbus?

– В аэрокосмической промышленности есть единая система стандартов, которые применяются ко всем предприятиям, работающим в данном сегменте, не зависимо от географического местоположения. Это система стандартов качества EN9100. Есть определенные контролирующие органы, которые отвечают за процедуру сертификации производства по этим стандартам. Далее предприятия, отвечающие стандартам EN9100, проходят аудит специалистами Airbus, которые также аттестовывают технологические процессы производства тех или иных компонентов. После получения необходимых одобрений компания-производитель включается в базу банных сертифицированных поставщиков Airbus.

– А как выстроена система обучения и повышения квалификации Airbus? Ведь достижение высокого качества невозможно без высочайшего профессионализма каждого члена команды.

– В настоящий момент в компании Airbus работает свыше 59 000 сотрудников. Только за прошлый год мы приняли на работу около 5000 человек. Да, вы правы, мы уделяем большое внимание подготовке наших специалистов, это является одной из приоритетных задач компании, причем это происходит на всех уровнях. Так, например, у нас в Тулузе есть лицей Airbus, где готовятся специалисты технического и инженерного профиля. После окончания лицея около 90% выпускников связывают свою трудовую деятельность с Airbus.

Кроме того, существуют разнообразные программы повышения квалификации и многочисленные тренинги непосредственно для сотрудников Airbus. Только за прошлый год продолжительность таких занятий составила около 2 миллионов часов . Очень важно, что тренинги проводятся по разным дисциплинам (маркетинг, финансы, лизинг, инжиниринг, проектирование, управление персоналом и прочее), что позволяет сотрудникам выбрать курс, который наиболее оптимальным образом отвечает решению как текущих задач, так и будущим карьерным устремлениям.

Бережливость на каждый день

– Компания Airbus уже не один год использует бережливые технологии с целью постоянного повышения своей эффективности. Каким инструментам вы отдаете предпочтение? Насколько широко они распространены на сегодняшний день?

– Использование бережливых технологий стало неотъемлемым элементом работы нашей компании. Только подумайте, сейчас мы строим почти 55 самолетов в месяц – то есть столько же, сколько было поставлено экземпляров модели A300 за первые пять лет существования компании. Очевидно, что при таких производственных темпах вопрос автоматизации производства стоит наиболее остро. У нас есть целый департамент, который занимается вопросами бережливого производства, осуществляет мониторинг применяемых компанией технологий, а также изучает возможности дальнейшей оптимизации и автоматизации производственного процесса. Нам удалось добиться значительных успехов в этой области за последнее десятилетие. Так, например, с конвейера сборочной линии в Гамбурге каждые 7 часов сходит один фюзеляж самолета семейства A320. Применение бережливых технологических процессов увеличило темпы производства на 50%, сократив трудоемкость сборки на 33%.

Еще одним ярким примером служит производство нашего нового самолет А350 XWB. В рамках этой программы организация производственных потоков, выбор необходимой оснастки и инструментов, а также детальное описание структуры производственных процессов планировались заранее в виде моделирований в электронной среде. Мы активно использовали компьютерную симуляцию при подготовке производства A350. Разработка A350 велась по единому цифровому макету, данные в который поступали ото всех партнеров по программе, занятых в проектировании и производстве.

По мере продвижения программы макет постоянно уточняли, чтобы обеспечить непрерывный контроль над изменениями в конфигурации авиалайнера. В отличие от программы A380, в которой использованы сразу нескольких цифровых макетов, в программе A350 применялся унифицированный набор программного обеспечения по всему рабочему циклу, включая производство, проектирование, управление финансами, разработку композиционных материалов и многие другие аспекты. Единый цифровой макет A350 периодически обновляется и сейчас, когда программа приближается к стадии серийного производства.

Еще один пример автоматизации – применение небольшого робота под названием Flexible Drilling Head («Гибкая сверлильная головка»). Перемещаясь по поверхности фюзеляжа со скоростью 3,5 мм в минуту, этот стокилограммовый аппарат высверливает отверстия и вставляет в них заклепки. Так, работая на секции фюзеляжа A380, робот высверливает в общей сложности 8500 отверстий.

Робот Flexible Drilling Head

Фото 2. Робот Flexible Drilling Head

– Вы требуете от своих партнеров внедрения Бережливого производства для гарантии качества и сокращения затрат?

– Любой самолет – исключительно сложное изделие, состоящее из сотен тысяч компонентов. Поэтому для обеспечения высокой надежности всех компонентов, своевременной их поставки, а также соответствия самым высоким стандартам качества необходимо осуществлять эффективное взаимодействие со всеми участниками производственной цепи. При выборе поставщиков компания Airbus учитывает вопросы бережливого производства и всячески поддерживает своих партнеров в отношении внедрения и развития этих технологий.

– Кто являлся для вас примером во внедрении бережливых технологий?

– Наша компания является одним из лидеров в освоении бережливых технологий и сама может служить хорошим примером. Если говорить об индустрии в целом, то отдельного внимания заслуживают такие крупные игроки, как Toyota, Ford, General Electric и некоторые другие.

Каждому – по компетенции

– В 2003 году в России был основан Инженерный центр ECAR – совместный проект Airbus и Группы компаний «Каскол». Для каких целей он был создан? И почему именно в России?

– Вообще у Airbus помимо головных офисов в Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия) и Филтоне (Великобритания) есть пять инженерных центров по всему миру: в Пекине (Китай), Бангалоре (Индия), два центра в США (в Вичите и в Мобиле ) и центр в Москве.

Между этими инженерными центрами существует исторически сложившееся разделение работ, это определялось при формировании центров. Например, американцы работают по крылу и по интерьеру. Китайцы – по хвостовому оперению. Индийцы работают по ряду систем. Российский центр работает по фюзеляжу, включая систему кондиционирования и электрические системы. Кроме того, ключевая компетенция ECAR – центроплан, узел стыковки крыла и фюзеляжа. Это наиболее нагруженный элемент конструкции самолета, то есть очень ответственный участок работы.

Кроме того, считаю, что система образования в России очень хорошая, особенно школа подготовки специалистов инженерного профиля. Также здесь очень конкурентоспособная школа прочнистов, и это одна главных компетенций ECAR . Среди пяти инженерных центров Airbus существует такое негласное соревнование, и за 2012 год ECAR, например, был признан лучшим по качеству работ и срокам их выполнения. Сейчас в ECAR работает свыше 200 специалистов; к настоящему моменту завершено свыше 70 проектов по всем основных программам компании, включая также A320neo и A350 XWB.

– Какие события, проекты стали для ECAR наиболее знаковыми за время его работы в России?

– Прежде всего, важным событием этого года стал 10-летний юбилей нашего инженерного центра ECAR в Москве. Хотел бы особо подчеркнуть, что ECAR полностью интегрирован в глобальную инженерную систему компании, это часть Airbus, это не подрядчик, что очень важно. Это означает, что сотрудники центра работают над очень сложными проектами, и мы относимся к этому как к работам, произведенным внутри нашей компании.

Поздравить сотрудников ECAR приехал Президент Airbus Фабрис Брежье. Кроме того, юбилей центра совпал с первым официальным визитом Президента Франции Франсуа Олланда в Россию. Я очень горжусь тем, что из всех французских компаний, работающих в России, был выбран именно наш инженерный центр.

Одним из знаковых событий этого десятилетия стало участие ECAR в программе создания нового грузового самолета А330-200F. Инженеры центра выполнили свыше 80% всех инженерных работ, в частности, конструирование и расчеты на прочность фюзеляжа, грузового пола основной палубы, размещение систем. Благодаря точным расчетам российских специалистов удалось снизить реальный вес силовой конструкции на 1 тонну, что позволило, в свою очередь, увеличить коммерческую загрузку самолета до 70 тонн.

Также следует отметить участие ECAR в программе установки новых топливосберегающих законцовок крыла Sharklets на самолеты семейства А320. В частности, российские инженеры выполнили работы по проектированию, прочностные и усталостные расчеты фюзеляжа А320 , включая центроплан – одну из наиболее сложных с инженерной точки зрения секций фюзеляжа.

Из новых проектов центра я бы, пожалуй, отметил две интересные программы: A321neo Cabin Flex, это вариант A321neo с увеличенной до 236 пассажиров вместимостью и Sharklet Retrofit, проект по установке новых топливосберегающих законцовок на самолеты А320, уже находящихся в эксплуатации. В рамках этих проектор ECAR будет выполнять расчеты центроплана и фюзеляжа на прочность.

Сборочная линия Airbus

Фото 3. Сборочная линия Airbus

Каковы планы компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

– Если говорить в целом, то Россия очень близка по культуре Европе. Airbus это не только Франция, Германия, Великобритания и Испания, это глобальная компания. Если у нас есть возможность сотрудничать, мы ее будем использовать, что мы уже продемонстрировали, но еще важнее – мы знаем, как это делать. Я думаю, что в среднесрочной перспективе это могут быть какие-то новые программы более высокой добавленной стоимости. Например, это могут быть проекты в области исследований и технологий или же это может быть расширение существующего сотрудничества по производству компонентов для А320 в связи с запуском самолета А320neo. Также мы активно общаемся с нашим стратегическим партнером ВСМПО-Ависма на предмет расширения сотрудничества по механообработке титановых изделий.

Особенность аэрокосмической области заключается в том, что вы можете конкурировать в одной сфере и сотрудничать в другой. Мы открыты к сотрудничеству.

 

Подготовили: Ольга Лазарева, Наталья Коношенко

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”