В производственных подразделениях нашей компании, где идет развитие бизнес-системы «Силовых машин», началось обучение операторов станков по теме «Автономное обслуживание».
В шести подразделениях второй волны, где разворачивается бизнес-система, прошло первоначальное обучение работников основам постоянного совершенствования. Были изучены общие подходы, базовые инструменты постоянного совершенствования: стандарт организации рабочего места (5С), визуализация. Как поясняет руководитель проектов обучения дирекции по развитию бизнес-системы «Силовых машин» Виктор Приходько, это фундаментальные вещи для внедрения других инструментов постоянного совершенствования, которые планируется развернуть в производственных подразделениях нашей компании.
– Каждое подразделение «Силовых машин» уникально, и в каждом есть свои потребности в тех или иных инструментах постоянного совершенствования, – говорит Виктор Приходько. – Сейчас по результатам диагностики в подразделениях второй волны выявлена необходимость внедрения инструмента под названием «всеобщий уход за оборудованием» (ТРМ). Этот инструмент построен на основе стабилизации и непрерывного улучшения процессов технического обслуживания, системы планово-предупредительного ремонта, систематического устранения всех источников потерь. Методика позволяет снизить показатели по числу и длительности аварийных простоев оборудования, а это напрямую влияет на сроки изготовления продукции, что для нашего клиента является определяющим.
Кроме того, система всеобщего ухода за оборудованием подразумевает точный учет состояния оборудования для целенаправленного содержания его в исправности.
– Автономное обслуживание – это один из фундаментальных столпов этой системы, – подчеркивает Виктор Приходько. – Оно включает в себя как уборку оборудования, так и самостоятельный технический осмотр оператором своего станка в соответствии с разработанным контрольным листом. Разумеется, речь не идет о создании чего-то абсолютно нового, скорее, правильно говорить о совершенствовании действующей системы содержания оборудования. Минимизация, а где-то и полный переход на безбумажную технологию дают системе преимущество как по скорости оповещения о состоянии оборудования, так и по возможности проведения разного рода анализа данных, представленных в электронном виде.
Эта система задействует и руководителей цеха от мастерового состава до начальника, и ремонтные службы, но целевая аудитория тренингов «Автономное обслуживание» – операторы станков. Они в процессе обучения получат информацию о том, как функционирует и на чем базируется система автономного обслуживания.
Обучение организовано в простой форме и носит прикладной характер. Тренинги включают в себя теоретическую и практическую части. Уже подготовлены контрольные листы для каждой единицы оборудования, соответствующие карты визуализации узлов оборудования и электронные журналы. Во время практической части тренинга операторы выходят на свои рабочие места и заполняют контрольные листы. Затем идет обсуждение и проверка корректности ведения документа.
– Одна из задач тренингов – донести до рабочих важность этого инструмента, – поясняет Виктор Приходько. – Его внедрение дополнительно решает еще одну задачу – формирование единого понятийного поля, это актуально для новичков, которые впервые встречаются с таким оборудованием и не могут правильно назвать узел, задавая вопрос мастеру или квалифицированному рабочему.
В 202-м цехе ЛМЗ, ставшим пилотным для развития бизнес-системы, такие карты визуализации уже размещены возле оборудования. Внедрены и контрольные листы автономного обслуживания. В них вносится информация о неисправности оборудования, а затем из контрольных листов переносится в электронный журнал. В нем отражаются сведения о выявленных на станках проблемах, а также о том, как идет процесс их решения.
Наталья Соловьева