Бизнес-Система Металлоинвеста: а что у ремонтных служб?

Трансформация всех бизнес-процессов Металлоинвеста затронула в полной мере и ремонтные службы. В этой сфере сегодня также происходят глобальные перемены, связанные с повышением эффективности работы. 

Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала.

Одно из нововведений — появление в каждом структурном подразделении такой должности, как специалист по надёжности. Какова роль этого сотрудника на производстве, на что нацелена его деятельность — об этом и многом другом мы побеседовали с Алексеем Гончаровым, специалистом по надёжности энергетического цеха ОЭМК

— В мои задачи входит сбор статистических данных о состоянии и функционировании оборудования, разработка рекомендаций по повышению надёжности его работы, сокращение времени на ремонт, увеличение межремонтного периода, исключение или минимизация внеплановых простоев, — рассказывает Алексей Гончаров. — Для того чтобы обеспечить надёжную работу оборудования при минимальных затратах на его обслуживание, необходим комплексный подход. В первую очередь нужно проводить категоризацию оборудования с учётом его критичности, диагностику возникающих дефектов или поломок, анализировать возможные варианты развития событий и предупреждать аварийные ситуации. Это и есть надёжностно-ориентированная модель организации технического обслуживания и ремонтов, которую мы внедряем и развиваем на предприятии. Ведём учёт частоты и причин фактических отказов оборудования, анализируем все возможные риски, разрабатываем мероприятия по их устранению и предотвращению в будущем. Ещё одна важная сторона деятельности специалиста по надёжности — разработка новых видов ремонтов оборудования, применение современных технологических решений. 

— Алексей, какие изменения произошли в подходе к содержанию и обслуживанию оборудования с трансформацией ремонтной службы на предприятии? 

— Если раньше мы работали в основном согласно указаниям заводов-изготовителей оборудования, руководствовались инструкцией по эксплуатации того или иного агрегата, то сегодня в большей степени опираемся на собственный опыт, на результаты проведённого анализа критичности оборудования. Всё чаще специалисты предприятия нацелены на разработку и внедрение новых видов ремонтов, которые раньше не производились, на изготовление запасных частей собственными силами. Сегодня мы многое стараемся делать по программе импортозамещения, что позволяет отказаться от закупок дорогостоящих деталей за рубежом. Конечно, для этого в первую очередь специалисту по надёжности необходимо быть в курсе всех новых разработок и технологий, постоянно расширять свой кругозор, читать соответствующую литературу, интересоваться новинками в области новой техники. 

— Расскажите, что делается по программе импортозамещения в энергетическом цехе? 

— Сейчас мы вместе с коллегами из УПЗЧ и УРЭЭО реализуем два технических решения для установок ВКЦА кислородно-компрессорного участка. Один из них — разработка технологии ремонта пневматических приводов переключающих клапанов. Из-за конструктивных особенностей механизма на внутренней поверхности цилиндра приводов возникают задиры, и мы совместно со специалистами управления по производству запасных частей разрабатываем технологию обработки внутренней поверхности, а также изготовления собственными силами ремкомплекта — направляющих и поршневых колец. До конца нынешнего года надеемся справиться с поставленной задачей. Ещё один проект — изготовление собственными силами в условиях комбината резиновых блоков на гибкую соединительную муфту воздуходувки Dresser. Первый комплект — 64 эластичных резиновых блока, или упругих элементов — в конце июня уже будут установлены на соединительную муфту установки ВКЦА. 

— В связи с чем проводилась эта работа? 

— В настоящее время на кислородно-компрессорном участке эксплуатируются вакуумные насосы и воздуходувки роторного типа Dresser. Вращение на них передаётся от электродвигателя через муфтовые соединения — между воздуходувкой и электродвигателем установлена эластичная муфта Renold, которая защищает подшипниковый узел от ударных нагрузок и вибраций — их принимает на себя резиновый блок, или упругий элемент. Однако со временем происходит деформация резиновых блоков, ударные нагрузки передаются на подшипниковые узлы, отчего происходит их преждевременный износ. Соединительная муфта и резиновые блоки — дорогостоящее импортное оборудование с длительным сроком поставки. По регламенту технического обслуживания, упругие эластичные элементы необходимо менять каждые два года, а цена одного комплекта (64 штуки) составляет более 500 тысяч рублей. Поэтому было решено разработать технологию изготовления резиновых блоков в условиях нашего комбината. Совместно со специалистами ремонтно-механического управления, разработали необходимые чертежи, подобрали резину соответствующей твёрдости, придумали приспособления и технологию изготовления этих ответственных деталей. 

— Какой экономический эффект планируете получить от реализации этого предложения? 

— Это позволит исключить закупку импортных дорогостоящих запасных частей, сократить периодичность замены резиновых блоков на муфте воздуходувки, что положительно скажется на надёжности работы установок ВКЦА. В результате повысится надёжность снабжения цехов комбината технологическим кислородом. Мы подсчитали, что эффект от внедрения данного предложения, которое мы подали на Фабрику идей, составит более 350 тысяч рублей в год. 

— Алексей, много ли ещё у вас задумок и перспективных планов в области импортозамещения и внедрения новых технологий проведения ремонтов? 

— Конечно, мы стараемся изучить и охватить как можно больше узких мест. Одно из приоритетных направлений, которым уже начали заниматься, — изготовление в условиях комбината уплотнений различного профиля для энергетического оборудования. От качества и оперативных поставок этих небольших, но дорогостоящих запасных частей зависит, не побоюсь сказать, работа не только нашего подразделения, но и всего комбината. Так как оборудование импортное, оно имеет длительный срок поставки. Конечно, налаживание собственного производства — это длительный и кропотливый процесс. Нужно изучить весь ассортимент уплотнений, которые применяются на оборудовании, проанализировать отечественный рынок материалов, из которого они изготавливаются. Всё требует времени, но уже сегодня можно сказать, что это реально, тем более необходимое оборудование для изготовления уплотнений на нашем предприятии имеется. Сначала сделаем их для энергетического цеха, а затем можно будет тиражировать эту идею и на другие подразделения. 

— На ваш взгляд, какими качествами должен обладать специалист по надёжности? 

— Думаю, в первую очередь способностью креативно, нешаблонно мыслить, умением творчески подходить к поставленной задаче, сравнивать и анализировать. И, конечно, обладать определёнными знаниями в той области, которой он занимается, ведь в настоящее время технологии стремительно развиваются, и надо быть в курсе всех новинок. Специалист по надёжности — это некое связующее звено между технологическим и ремонтным персоналом. Работа достаточно разнообразная и творческая, здесь важно не только досконально знать оборудование, но и уметь работать с людьми, которые его обслуживают. Главное — повысить компетентность и вовлечённость персонала, важно, чтобы каждый сотрудник понимал — от его действий зависит слаженная работа всего цеха и комбината. Нужно делать так, чтобы оборудование работало надёжно и стабильно, потому что проблемы с надёжностью техники порой обходятся очень дорого. С реорганизацией ремонтной службы предприятия изменился и подход к оценке состояния оборудования и проведению ремонтов. Он стал более детальным, в этот процесс вовлечены специалисты разных цехов и служб, а с внедрением таких инструментов Бизнес-Системы, как Фабрика идей, появилась определённая мотивация и желание взаимодействовать. Только комплексный подход и даёт тот эффект, к которому мы стремимся. 

Чтобы обеспечить надёжную работу оборудования при минимальных затратах на его обслуживание, необходим комплексный подход. Главное — повысить компетентность и вовлечённость персонала, важно, чтобы каждый сотрудник понимал — от его действий зависит слаженная работа всего цеха и комбината.

Ирина Милохина 

Фото Валерия Воронова

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях