РУСАЛ: Ремонт – по высшему разряду

Повышение качества обслуживания и ремонтов технологического оборудования наряду с оптимизацией затрат являются одними из основных задач Инжинирингово-строительного дивизиона РУСАЛа. О том, как они решаются в саяногорском филиале РИК, рассказал руководитель этого подразделения Андрей ГУЗЕНКОВ.

06 февраля 2017
"Вестник РУСАЛа", январь 2017 

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала. 

Руководитель филиала РИК в Саяногорске Андрей Гузенков

Андрей Гузенков, руководитель филиала РИК в Саяногорске 

Командная работа 

– Насколько успешно возглавляемый вами филиал справляется с поставленными перед ним задачами?

– Есть несколько основных показателей, по которым можно судить об эффективности нашей работы. Прежде всего это коэффициент технической готовности (КТГ). Плановый КТГ для оборудования САЗа – 0,883. Фактически мы добились показателя 0,904. А для оборудования ХАЗа, которому в 2016 году исполнилось 10 лет, КТГ составляет 0,911 при плановом коэффициенте 0,891.

Второй важный показатель – количество отключенных электролизеров в возрасте от одного года до трех лет. В 2016 году ванн, отработавших менее одного года, на нашей промплощадке не было. А в возрасте до трех лет в капитальный ремонт отключен только один электролизер. При этом целевой показатель – не более шести.

Значимый параметр, который отражает качество работы филиала РИК, – срок службы электролизеров. Чем он выше, тем меньше требуется средств на капитальные ремонты, на проведение которых приходится львиная доля нашего бюджета. Саяногорская промплощадка в настоящее время занимает лидирующее место в Компании по сроку службы отключенных электролизеров. Цель 2016 года по САЗу составляла 2191 сутки, по ХАЗу – 1835 суток. Фактически мы добились показателя, соответственно, 2411 и 1967 суток.

Еще один целевой показатель – количество и время внепланового простоя оборудования. Они по итогам минувшего года были снижены на 20% по сравнению с 2015 годом.

– Срок службы электролизеров зависит только от качества ремонта?

– Есть четыре основные составляющие. Успех зависит от конструкции ванны, от грамотно выполненного монтажа. Следующий параметр – обжиг и пуск. И, наконец, правильная эксплуатация.

Здесь важна командная работа специалистов филиалов РИК и ИТЦ, технологов завода. Но если на срок службы электролизера влияют все участники процесса, то вот время простоя ванны в ремонте – от приемки в работу до постановки на обжиг – это исключительно показатель эффективности действий ремонтников. И от них зависит результат электролизного производства: чем быстрее мы сдадим электролизер в эксплуатацию, тем больше металла выдаст завод.

Чтобы сократить время ремонта, мы выполняем подготовительные операции до отключения ванны. Например, она еще работает, а мы уже готовим катодный кожух. Это позволило уменьшить простой в капитальном ремонте с 15 суток, как было 20 лет назад, до четырех. 

В приоритете – диагностика 

– Что предпринимают работники СФ РИК, чтобы увеличить межремонтный период работы агрегатов, снизить внеплановые простои?

– Мы постоянно изыскиваем возможности для сокращения потерь. Наблюдения за работой оборудования позволили найти решения по оптимизации периодов между планово-предупредительными ремонтами. Раньше они проводились в соответствии с графиками, составленными по рекомендациям производителя. Сейчас в приоритете диагностика, которая позволяет, не останавливая какой-либо агрегат, определить необходимость его ремонта. Используя ТОПК (техническое обслуживание с периодическим контролем), мы устанавливаем периодичность плановых остановок.

Мы внедряем инструменты TPS, стандартизируем процессы обслуживания и ремонта оборудования. Совместно с заводом внедряем листы производственного анализа как для ремонтного персонала, так и для работников предприятия. Ведем единую систему учета всех остановок оборудования по чек-листам. Вводим элементы превентивного обслуживания оборудования. Открываем совместные проекты, позволяющие снизить затраты, повысить качество и объем выпускаемой заводом продукции.

У нас ведется работа и по созданию собственных программных продуктов. Они позволяют учитывать ремонты, планировать их выполнение, организовывать ведение операций по обслуживанию оборудования в технологические перерывы. Тем самым сокращается время простоя оборудования.

В этой работе большую роль играют специалисты цеха автоматизации производства департамента по обслуживанию и ремонту энергооборудования, который возглавляет Виталий Юхно.

На участке по ремонту металлоконструкций и футеровки электролизеров ЦКР идет обсуждение очередного проекта улучшений

На участке по ремонту металлоконструкций и футеровки электролизеров ЦКР идет обсуждение очередного проекта улучшений

– Может ли при определенных условиях возникнуть конфликт интересов: сокращая количество и время ремонтов, работники СФ РИК останутся без объемов работ, за которые получают зарплату и таким образом обеспечивают свои семьи?

– Нет. Это могло бы произойти при сдельной оплате труда. Качество и его контроль у нас встроены в процесс капитальных ремонтов. Действует многоуровневая система контроля: группа качества, технологи ИТЦ, система аудита.

На самом деле у ремонтников и эксплуатационников одна цель – произведенный металл. Хорошей мотивацией может стать система, при которой филиал РИК будет дополнительно отвечать за выполнение плана производства, а персонал завода, эксплуатирующий технику и оборудование, – за ее техническое состояние и КТГ. В таком случае у операторов появился  бы отличный стимул беречь технику, а у ремонтников – болеть за конечную продукцию. Стоит понимать, что зачастую на ремонт оборудования тратится гораздо меньше времени, чем на последующий запуск его в работу. Избежать проблем в этом плане позволит лишь внедрение инструментов TPM, TPS.

– Как работают инструменты бизнес-системы в ремонтном производстве? Насколько активно участвуют работники филиала в процессах улучшений?

В начале каждого рабочего дня мы анализируем все показатели подразделения, начиная с охраны труда, количества больничных листов  и т.д. Рассматриваем, по каким причинам простаивало оборудование, конкретно по направлениям: отказ механики, электрики или автоматики. Принципы TPS позволяют выявлять потери и избавляться от них. Кайзен-деятельность развивается прежде всего там, где сам руководитель проявляет заинтересованность и смотрит на процесс через призму определения потерь.

Например, раньше на участке по изготовлению катодных стержней цеха капитального ремонта в процессе были задействованы восемь человек. Участок располагался в отдельно стоящем здании, а стержни использовались при заливке в другом помещении. Мы переместили оборудование непосредственно на участок заливки, разместили его в соответствии с принципами TPS в виде U-образной ячейки. Оптимизировали и механизировали процесс, стандартизировали все операции. В итоге с работой стал справляться один оператор, при этом уровень заработной платы у него вырос в три раза.

Начиная с июля 2010 года в саяногорском филиале РИК, где трудится свыше 1,5 тыс. человек, было подано 6389 кайзенов. В этот процесс вовлечено более 80% работников филиала, все РСС участвуют в проектной деятельности.

К развитию бизнес-системы мы привлекаем и наших поставщиков. Из недавних реализованных нами проектов могу назвать внедрение БС на новосибирском предприятии «НовЭЗ» и абаканском «Уране». 

Ресурсы – есть 

– Саяногорские заводы оснащены в основном импортным оборудованием. Сегодня это из предмета гордости может превратиться в проблему: как ремонтировать, где брать запчасти? Как в саяногорском филиале РИК решаются вопросы импортозамещения?

Импортозамещением мы занимались и раньше, так как работа с зарубежными партнерами предполагает длительное время поставки запчастей. Мы сами разрабатываем проекты, привлекаем к этому процессу  отечественных поставщиков. Очень много проектов реализовано в цехе по ремонту оборудования производства электродов. Это и цепи подвесного транспортного конвейера (ПТК), и пресс съема чугуна, и краны штабелеры, и прочее оборудование.

Общий экономический эффект от реализации проектов импортозамещения за 2014-2016 годы составил 168,2 млн рублей.

– Когда речь идет о деятельности РИК, в основном подразумеваются ремонты и сервисное обслуживание оборудования. Но филиал участвует и в проектах модернизации, и в строительстве новых объектов.

– Мы задействованы во всех процессах, которые входят в зону ответственности Инжинирингово-строительного дивизиона, постоянно осваиваем новые виды работ. Это касается и реализации новых проектов. Саяногорский филиал является основным подрядчиком ИТЦ в создании нового сверхмощного электролизера РА-550. Недавно мы выполнили работы по строительству печи переплава в литейном производстве. Ее ввод в эксплуатацию позволяет в полном объеме повторно вовлечь в производство обрезь плоских слитков, которая образуется при выпуске деформируемых сплавов, и технологические отходы алюминия объемом свыше 20 тыс. тонн в год.

В ближайшее время нам предстоит выполнить капитальный ремонт печей обжига в производстве электродов. Кроме того, нас ждут проекты модернизации в других подразделениях. Без работы сидеть не придется.

– Ваш филиал ставит перед собой амбициозные цели по сокращению издержек, увеличению объемов работ. Какие ресурсы планируете задействовать для их достижения?

Основные векторы движения заданы стратегией развития Компании. Главные ресурсы для достижения поставленных целей – это квалифицированный персонал, инструменты бизнес-системы РУСАЛа, отлаженные технологии, обновляемый парк техники и современные материалы.

На 2017 год в нашем филиале запланирована реализация ряда масштабных проектов, направленных на снижение издержек и увеличение эффективности литейного оборудования, грузоподъемных механизмов, производства электродов. Мы настроены на продуктивную, совместную с заводом работу.

Предстоит сделать много интересного и важного. А ресурсы для этого есть. Саяногорские работники филиала РИК настроены оптимистично. 

Текст и фото Елены ВАГИНОЙ

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях