В ОАО «Газпром нефтехим Салават» на протяжении многих лет ремонты цехов и установок проводят работники ОАО «Салаватнефтехимремстрой». Надо честно признать, объемы ремонтных работ не всегда выполняются ими вовремя. Да и качеством принимающая сторона не всегда остается довольна. Как изменить ситуацию - проводить ремонты быстро и качественно? Сделав анализ, специалисты отдела перспективного развития ОАО «Салаватнефтехимремстрой» совместно с сотрудниками компании ООО «МакКинзи» ОАО «Газпром нефтехим Салават» предложили свою методику.
Светлана ААБ
Первыми разработанную методику решили освоить работники участка № 4 монтажного управления № 1 ОАО «Салаватнефтехимремстрой». Опробовали ее во время капитального ремонта в цехе № 51 газохимического завода (он прошел в мае текущего года). Результат превзошел все ожидания: ремонтники пилотного участка на 100 процентов справились со всеми заданиями, сократив при этом срок ремонта на 25 процентов. Особого внимания заслуживало качество работы, цеховики отметили, что столь блестящего исполнения не было за все прошедшие годы.
- В ремонте цеха участвовали несколько ремонтных участков, но сказать, что сработали отлично, можно только про участок № 4 МУ-1. Оборудование вычистили, заменили, аккуратно смонтировали. Все было сделано слаженно, без промедлений, простоев и очень качественно, - отзывается начальник цеха № 51 Владимир Капитонов. - Их работа заметно отличалась от других.
Надо сказать, что к работе по-новому ремонтники участка № 4 поначалу отнеслись с недоверием. Но изучили и... что называется, прониклись. Начали с наведения порядка на рабочем месте, то есть с внедрения системы 5S.
- В каждой бригаде разобрали все инструментальные помещения. Последние были завалены так, что, если даже захочешь найти нужный инструмент, быстро это никак не сделаешь. Мы установили полочки, разложили инструменты, подписали. Теперь каждый, кто участвует в ремонте, без всякого труда найдет то, что нужно. Это позитивно сказалось на результате, - рассказывает начальник участка № 4 МУ-1 Владимир Привалов.
Затем взялись за оснащение бригад современным инструментом.
- Раньше мы работали ключом и кувалдой, сейчас же на участке появились шлиф-машинки - большие и маленькие, а самое главное, гайковерты. От ручного труда избавились на 80 процентов. Это опять же ускорило процесс.
Один из важных факторов любого ремонта - оперативность снабжения. Если под рукой есть необходимый материал, работа идет без задержек. Следуя указаниям специалистов отдела перспективного развития ОАО «Салаватнефтехимремстрой», в цехе № 51 был сформирован склад для товарно-материальных ценностей.
- Нам уже не приходилось во время работы ездить за трубой или шпильками, все было на месте. Да и работники снабжения сработали хорошо. От начала заявки до момента доставки время было минимальным. Я уже 44 года работаю на комбинате и помню случаи, когда сроки ремонтов срывались из-за недопоставок, но в этот раз оперативность была на высоте, - говорит Владимир Михайлович.
Порядок на рабочем месте, бесперебойное обеспечение инструментами и материалами - все это, безусловно, сказалось на сроках ремонта. На качество работ повлияло, прежде всего, четкое разграничение полномочий внутри участка. В этот раз все мастера участка отвечали за отдельный фронт работ. Они координировали труд рабочих, оперативно выдавали задания, подсказывали, что и как лучше сделать.
- Мастера постоянно были на местах и следили за качеством процессов: сборкой, обтяжкой, монтажом. Рабочие при такой организации тоже подтянулись, стали ответственнее. Если раньше домой торопились, то теперь каждый знал: не успеешь закончить задание - оставайся и доделывай, иначе завтра придется делать в два раза больше, - поясняет начальник участка.
Отдельно стоит сказать о блокноте мастера. Благодаря его использованию у мастеров появилась возможность детально планировать ход процесса, учитывая вклад каждого рабочего, согласно контрольным листам проверять готовность бригад к проведению ремонта, а также фиксировать необходимую информацию на листах для заметок. Ежедневно в конце рабочего дня мастера монтажного управления докладывали, что сделано. Тут же обговаривали планы на следующий день.
- Новые методы дисциплинируют людей. Результат налицо: производственники нашей работой довольны, да и нам приятно, что мы хорошо с ней справились. Я двумя руками за новшества! - говорит Владимир Привалов.
В ближайшее время начнется ремонт на установке ГО-3 нефтеперерабатывающего завода. Его тоже планируется провести по-новому, причем в работу будет вовлечен уже не один участок ОАО «Салаватнефтехимремстрой», а сразу несколько.
Мы готовы работать по новой системе, она удобна! - делится мнением бригадир участка № 4 Радик Насыров. - Единственное, пока не знаем, за что трудимся. Вот если бы нам заранее сказали, что «за этот объем вы заработаете столько-то», было бы гораздо интереснее трудиться.
- Инструмент нужен более качественный, - признается бригадир слесарей Николай Евдокимов. - Гайковерты, к примеру, слабоваты. До 40 килограммов выдерживают, а если свыше - приходится уже вручную подтягивать. Силы теряешь и время.
Поговорив с ремонтниками участка № 4, понимаешь: эти люди заинтересованы в своей работе. Им понравился новый подход, более того, они готовы самосовершенствоваться, идти дальше. А если есть желание, будет и результат.
- Думаю, что еще раз-другой проведем ремонт по-новому - и возврата к старому уже не будет, - резюмирует Владимир Привалов.
Павел Сычков, заместитель генерального директора по развитию ОАО «Салаватнефтехимремстрой»:
- Перед началом ремонта сотрудники отдела перспективного развития (ОПР) провели тренинги по методологии с инженерно-техническим персоналом пилотного участка, проконтролировали дооснащение каждой бригады инвентарем, инструментом, а также проверили организацию на объекте места под складирование товарно-материальных ценностей. Во время ремонта нашими специалистами была проведена большая работа по внедрению новой схемы. Контролировалось ежедневное нормирование рабочего процесса, велся надзор за соблюдением четкого разграничения функций между ИТР участка. Ответственный подход к новой методологии проведения ремонтов со стороны всех инженерно-технических работников пилотного участка, а также лидерские качества руководителя Владимира Привалова существенно облегчили работу сотрудникам ОПР. Результат работы по новой схеме - окончание ремонта на 5 дней раньше срока. Уверен, эта цифра не предел. Следующий этап - внедрение новой методологии по всему управлению МУ-1, а в перспективе и по всему ОАО «Салаватнефтехимремстрой».