Журнал «СИБИРСКАЯ НЕФТЬ» 0 комментариев

Как повысить эффективность проведения капремонта на НПЗ

Капитальный ремонт на НПЗ — это большой и комплексный проект, необходимый для обеспечения стабильной и безопасной работы предприятия. Совместные усилия специалистов Московского НПЗ и экспертов DuPont позволяют снизить уровень риска и повысить эффективность проведения капремонтов.

Любая техника периодически требует обслуживания. Особенно сложная, особенно работающая при повышенных нагрузках. Если понятия «сложность» и «высокие нагрузки» возвести в высшую степень, как раз получится описание технологических комплексов нефтеперерабатывающих заводов. Поэтому для всего оборудования НПЗ жестко установлены нормы межремонтных пробегов — для установок российских предприятий это в среднем два года. Раз в два года капремонтам подвергается и оборудование Московского НПЗ «Газпром нефти» — ремонты малого технологического кольца чередуются с ремонтами большого. Увеличение длины цикла «от ремонта до ремонта» — одна из важных задач, которая решается в рамках программы реконструкции и модернизации завода, рассчитанной на период до 2020 года. На МНПЗ оценкой текущей ситуации и внедрением новых процессов занимаются совместно с компанией «Устойчивые бизнес-решения» DuPont, обладающей обширным опытом реализации проектов по модернизации и реконструкции производственных площадок.

Команда на старт

Выбор партнеров обусловила сама направленность программы МНПЗ — повышение эффективности проведения капитальных ремонтов технологических установок за счет внедрения новых методик. Методика подготовки, планирования и проведения капитального ремонта DuPont хорошо себя зарекомендовала — чтобы убедится в этом, сотрудники технической дирекции посетили одно из предприятий DuPont в США, причем именно в период подготовки и планирования крупного капитального ремонта на одной из нефтехимических установок и сразу после окончания ремонта.

Уже на начальном этапе взаимодействия специально для реализации московского проекта была сформирована команда высококвалифицированных экспертов из Европы, США и России. «Для нас „Газпром нефть“ — надежный стратегический партнер, и к проекту МНПЗ мы привлекли лучших международных и российских экспертов DuPont с опытом подготовки и проведения капитальных ремонтов», — отметил Максим Комель, директор «Устойчивых бизнес-решений» DuPont по России, Украине и Азербайджану. Группа специалистов начала работу в октябре 2013 года с анализа текущего состояния предприятия, определения проблемных областей и, соответственно, потенциала для оптимизации процессов планирования и проведения капитального ремонта. В ходе планового ремонта установок малого кольца МНПЗ в октябре 2013 года эксперты DuPont провели более 100 наблюдений, выявляя «полезное время ремонта» — важный элемент оценки потенциала повышения эффективности и сокращения временных и финансовых издержек. Данные собирались круглосуточно для каждой установки. Фиксировались ситуации, определяющие текущее состояние системы управления капитальными ремонтами, — включая такие элементы, как производственная дисциплина, культура исполнения работ, организация рабочего пространства, управление материальными ресурсами, безопасность исполнения работ, взаимодействие с подрядными организациями. Впрочем, представители DuPont не ограничивались исключительно ролью наблюдателей — максимально цельную и детальную картину происходящего позволили сформировать встречи с руководством завода, непосредственными исполнителями работ, представителями подрядных организаций.

Специально для реализации московского проекта была сформирована команда высококвалифицированных экспертов DuPont, работающая в тесном контакте со специалистами МНПЗ

Результатом диагностики стали рекомендации по оптимизации капитального ремонта в шести направлениях: структура управления капитальным ремонтом, планирование и управление объемом работ, формирование интегрированного плана-графика, организация материально-технического снабжения и рабочего пространства, взаимодействие с подрядными организациями, безопасность выполнения работ и оценки рисков. В феврале 2014 года уже в рамках следующего этапа реализации проекта были разработаны решения, адаптированные к реалиям Московского НПЗ. Для этого профильные рабочие группы, сформированные из сотрудников завода и экспертов DuPont, описали необходимые процессы, распределили зоны ответственности, выбрали примеры из практики DuPont и адаптировали их к российским условиям. Испытательным полигоном для отработки новой методики управления капитальными ремонтами стала установка первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-6.

Главное — планирование

Пласт изменений в системе подготовки к капитальным ремонтам и их проведению оказался внушительным. Формирование единого перечня работ, графиков их проведения и пакетов документов для каждой работы с указанием перечня операций, исполнителей, необходимых материалов, оборудования, нарядов-допусков — ключевые требования новой методики. Эти документы станут базой при создании библиотеки нормативов, наличие которой в дальнейшем позволит существенно сократить время при подготовке к следующим капремонтам.

Стадии подготовки к ремонтам уделялось особое внимание, так как недостаточное качество подготовки и планирования не только негативно сказывается на эффективности и результативности всех последующих процессов и может создать дополнительные сложности на стадии проведения ремонта, но и привести к внештатным ситуациям в период эксплуатации установки. Использование же плана-графика в качестве инструмента мониторинга хода работ позволяет четко управлять самим процессом и действиями подрядчиков, при этом своевременно разрабатывая и внедряя корректирующие мероприятия.

В ходе капитального ремонта установок большого кольца ведется мониторинг, хронометраж и наблюдение за исполнением работ, подготовка к которым велась уже по новой методике

Интегрированный план-график включает все работы, которые проводятся в рамках капитального ремонта, реконструкции, программ замены морально устаревшего оборудования, повышения производственной эффективности, автоматизации производства, и охватывает всю деятельность с момента начала снижения производительности до выхода установки на штатный режим работы после капитального ремонта. В нем отражены все трудовые ресурсы, которые привлекаются к капремонту как самим заводом, так и подрядными организациями, обозначаются все задачи в привязке к конкретным срокам, что позволяет рассчитать общую продолжительность капитального ремонта.

Меняет новая методология и подходы к организации материального потока. Основная направленность — упорядочение процесса, при этом эксперты предложили эффективные и нестандартные для российской практики решения. Например, все материалы заранее формируются в ремонтные комплекты — свой для каждой конкретной операции. За 2–3 дня до начала работ ремкомплекты доставляются в специально оборудованные на территории установок зоны хранения. За счет этого все необходимые для проведения ремонта материалы оказываются под рукой в максимально короткие сроки, а также исключаются риски получения неподходящих материалов и их повреждения.

Сейчас, на стадии проведения капитального ремонта установок большого кольца на Московском НПЗ, профильные службы завода совместно с экспертами DuPont проводят мониторинг, хронометраж и наблюдение за исполнением работ, подготовка к которым велась уже по новой методике. При этом сотрудники МНПЗ, входящие в группу мониторинга, уже и сами обладают всеми необходимыми знаниями для оценки проведения капремонта по внедряющейся методологии.

«Одной из наших задач на проекте МНПЗ стало обучение сотрудников предприятия работе по новым стандартам, — рассказала Марина Филиппова, директор по реализации проектов „Устойчивых бизнес-решений“ DuPont. — Нам удалось успешно запустить процесс планирования и подготовки капитального ремонта на пилотной установке ЭЛОУ-АВТ-6, а накопленный опыт и знания будут в полном объеме использованы на следующей стадии проекта в 2015 году».

«Для МНПЗ важен переход на современную методологию управления капитальным ремонтом, которая позволит нам год от года эффективно планировать и выполнять остановочные ремонты, — в свою очередь отметил генеральный директор „Газпромнефть — МНПЗ“ Аркадий Егизарьян. — И мы уже видим качественно новый уровень планирования работ при подготовке пилотной установки ЭЛОУ-АВТ-6 к ремонту в этом году».

 Текст: Сергей Борисов. Фото: Рустем Тагиров, Владимир Антропов, Илья Варламов, Маргарита Свириз

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”