Платформа для роста: обмен лучшими практиками ТОиР в металлургии

На предприятиях Металлоинвеста прошёл один из этапов межзаводской школы по обмену опытом специалистов ремонтных служб. Представители 19 крупнейших предприятий страны побывали на производственных участках Лебединского ГОКа и ОЭМК, а также обсудили тенденции развития технического обслуживания и ремонтов оборудования.

03 октября 2019

Экскурсии в подразделения предприятий Металлоинвеста позволили увидеть процесс производства

Обмениваться практиками и внедрять лучшие из них на производстве – такой была основная цель корпорации «Чермет» при создании межзаводской школы почти 20 лет назад. С начала 2000 года прошло уже более 100 встреч представителей предприятий-гигантов металлургической, а также горнодобывающей отраслей России и стран СНГ. Одним из участников наряду с такими компаниями, как «Северсталь» и ЕВРАЗ, выступает и Металлоинвест.

Каждая школа посвящена конкретной теме. Последняя сфокусировалась на техническом обслуживании и ремонтах (ТОиР).

Новые направления

Первым делом делегация предприятий посетила цеха Стойленского ГОКа. Оценив производственные мощности комбината, участники визита направились на площадки Лебединского ГОКа.

Гости подивились масштабам карьера, узнали о том, как ведётся технологический процесс. Участники школы побывали в цехе ремонта технологического транспорта и горнодорожных машин РМУ и на участке по ремонту электрических машин УРЭЭО, чтобы посмотреть, какие методы лебединские ремонтники используют при восстановлении работоспособности двигателей автотранспорта и другого оборудования.

Павел Лунёв, главный специалист по надёжности управления производственными и машиностроительными активами, ОЭМК: «В мероприятии принимаю участие уже в третий раз. В прошлом году посещали ряд металлургических предприятий страны – Нижнетагильский и Магнитогорский металлургические комбинаты, НЛМК – «УралСервис». В рамках МЗШ каждый раз не только открываю для себя что-то новое, но и делюсь своими знаниями и опытом по совершенствованию системы ТОиР. В этом году этап школы по обмену производственным опытом специалистов ремонтных служб проходит в стенах моего родного предприятия, и мы можем рассказать участникам о проделанном пути, о достижениях, трудностях и возможных перспективах развития. Наши специалисты внесли значительный вклад в реализацию проекта по трансформации ремонтных служб, поэтому я уверен, что цели, поставленные руководством, будут выполнены, а успешный опыт нашего комбината станет ориентиром в реализации подобных изменений».

На следующий день состоялся семинар, где представители ремонтных служб Лебединского ГОКа рассказали, как ведётся работа по трансформации системы ТОиР, какие новые практики внедряются в работу специалистов РМУ и УРЭЭО и чего удалось достичь.

В 2018 году компания «Металлоинвест» начала обширную программу трансформации ремонтных служб, предполагающую ряд изменений на комбинатах. В первую очередь это централизация ремонтных цехов в единые структурные подразделения по направлениям: ремонт электроэнергооборудования ведёт УРЭЭО, механического оборудования – РМУ и производство запасных частей – УПЗЧ. Кроме того, появляются новые функциональные звенья, обеспечивающие другие направления: так, блок по надёжности оборудования ведёт управление производственными и машиностроительными активами (УПиМА), за планирование отвечает управление планирования, организации и анализа ремонтов (УПОиАР) и т.д.

Ильдар Серазетдинов, начальник службы ТОиР цехов горно-обогатительного производства ООО «ОСК», Магнитогорский металлургический комбинат: «Лебединский карьер, конечно, внушителен по своим габаритам и запасам. У нас в Магнитогорске тоже есть карьеры, но они меньше. Из черметовской школы в целом понравилось то, что побывали на разных предприятиях, посмотрели производственные мощности. Обратил внимание, что, к примеру, на Лебединском ГОКе на высоком уровне развита система диагностики – и методики, и приборный парк. У нас она тоже есть, но не в таких больших масштабах».

Новые структуры находятся в стадии становления, но уже определены основные рабочие регламенты и функции. Их главная задача – перевести предприятие на новые формы техобслуживания и ремонтов за счёт жёсткого многоступенчатого контроля состояния оборудования и мероприятий по повышению надёжности.

Надёжностно-ориентированное обслуживание оборудования, позволяющее определить наиболее эффективную стратегию ТОиР, на данный момент является прогрессивным подходом в условиях постоянного поиска повышения эффективности производственных активов.

Сергей Иванов, начальник управления производственными и машиностроительными активами, Михайловский ГОК: «На комбинатах Металлоинвеста сейчас активно идёт трансформация ТОиР, развиваются проекты в связи с внедрением SAP. Коллеги много задают вопросов, потому что мы идём чуть впереди в плане новой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью. Живое общение в неформальной обстановке и обсуждение проблем, достижений всегда полезно».

В перспективе планируются перейти от реактивных (по факту выхода из строя) и планово-предупредительных ремонтов на обслуживание по фактическому состоянию, а затем – на предиктивное. Достичь столь высокого уровня предполагается за счёт усиления, например, диагностического направления. Для этих целей на Лебединском ГОКе в прошлом году был создан диагностический центр (так же, как и на всех предприятиях Металлоинвеста).

– Во-первых, он укомплектован новейшими приборами, которые позволяют заблаговременно выявить дефекты оборудования и предотвратить поломку. Во-вторых, реализуется ряд проектов как, например, внедрение мобильного ТОРО. Это новая система обходов и осмотров техники с использованием мобильных устройств. Она позволяет быстро фиксировать различные отклонения от нормы и автоматически заносить в базу данных в режиме онлайн, предоставляя больше времени для принятия решения о том, продолжать ли эксплуатацию агрегата или выводить его в ремонт, – пояснил начальник диагностического центра УПиМА комбината Владимир Тимофеев.

Стратегии улучшений

Важность диагностики отметили и металлурги ОЭМК. Рассказывая о своих планах, они подчеркнули, что в приоритете не только обучение персонала в лучших аттестационных центрах страны и обновление приборного парка, но и создание единой цифровой диагностической платформы, которая может интегрироваться с SAP S/4 HANA, объединять собранные во время осмотров и обходов данные, анализировать их и на основе этого строить прогнозы о работе каждого агрегата.

К слову, теперь при формировании графиков ремонтов планируется учёт не только результатов диагностики, но и анализов надёжности и критичности оборудования. Такой подход поможет сделать стратегию ТОиР максимально эффективной и снизить частоту отказов оборудования.

Гостей впечатлили масштабы Лебединского карьера

Участники школы увидели, как ведётся работа на ремонтных участках Лебединского ГОКа и ОЭМК

Участники школы увидели, как ведётся работа на ремонтных участках Лебединского ГОКа и ОЭМК

Важный шаг на пути трансформации – картирование ремонтных процессов и составление КПВО на различные ремонтные работы. Этим занимаются специалисты по повышению эффективности ТОиР УПиМА. Главная задача – отслеживать, насколько эффективно используется отведённое на ТОиР время и устранять операции, увеличивающие сроки ремонтов и затраты на них. Ещё одно важное преимущество такой фиксации процессов — сохранение практического опыта для последующих поколений ремонтников.

На ОЭМК так же, как и у лебединцев, в результате трансформации ремонтных служб функции разделены по направлениям: надёжность, экспертиза, планирование и исполнение ремонтов. При этом металлурги отмечают улучшение в распределении ролей и ответственности: если раньше все функции, связанные с ТОиР, возлагались на плечи мастеров по ремонту оборудования, то теперь в результате изменения организационной модели в структурных подразделениях выделены специалисты, отвечающие за конкретное поле деятельности.

Алексей Казунин, главный механик производства плоского проката Череповецкого металлургического комбината, «Северсталь»: «Заходил в цеха, общался с людьми. Персонал дружелюбный, хорошо отзываются о руководителях и вообще очень гордятся, что работают на этих предприятиях. Интересно было взглянуть на успехи коллег. Например, Бизнес-Система и у нас есть, но я удивлён, что сотрудникам Металлоинвеста удалось так много сделать в короткие сроки. Теперь главное – не упускать достигнутое, поддерживать на высоком уровне».

– Основной проблемой предыдущей организационной модели была функциональная перегруженность специалистов ремонтной вертикали, – отметил начальник УПиМА ОЭМК Армен Мартиросян. — Разграничение функциональной ответственности, когда каждый специалист занят конкретной задачей, гарантирует, что она будет выполнена быстрее, эффективнее и качественнее.

И, конечно, не стоит забывать о подготовке кадров: в октябре 2019 года на ОЭМК стартует пилотный проект «Факультет ремонтов». Он рассчитан на год и состоит из четырёх модулей с определённым набором дисциплин. Направления обучения разнообразны – инструменты бережливого производства, охрана труда, углублённая работа в Excel, ТРИЗ, надёжность и диагностика оборудования, личная эффективность и многие другие. Реализация данного проекта не только повысит квалификацию персонала, но и приведёт к росту уровня вовлечённости работников в трансформационные процессы, осведомлённости о проектах, осуществляемых компанией, а также повышению лояльности к происходящим изменениям.

Делегации не только участвовали в обсуждениях, но и побывали на экскурсии в нескольких подразделениях ОЭМК: на фабрике окомкования и металлизации, в электросталеплавильном цехе, сортопрокатном цехе № 2, цехе отделки проката, механическом и электро-энергоремонтном цехах. Ознакомились с процессом производства лучшей российской стали, а также методиками проведения ТОиР на участках. Завершающим аккордом цикла мероприятий стала поездка в Липецк на ремонтные участки компании НЛМК. Подводя итог, представители предприятий отметили: межзаводская школа по обмену опытом, организованная корпорацией «Чермет», – это платформа для роста.

Евгений Фридкин, директор департамента ремонта оборудования УК «Металлоинвест»: «Одним из важных положительных моментов этой школы мы считаем укрепляющиеся личные связи между участниками, а также возможность видеть свои недостатки, использовать преимущества коллег в отношении трансформации ремонтных служб. Наши специалисты синхронизированы со всем сообществом этой сферы в стране и поддерживают тенденцию к улучшению. Мы знаем предприятия, которые достигли уже многого в этом направлении – «Северсталь», Магнитка хорошо движется, Нижний Тагил. И видим, какие можно почерпнуть полезные для себя инициативы. Сейчас основная задача – добиваться больших результатов при меньших затратах, то есть повышать эффективность процессов. Для этого в компании реализуется Стратегия трансформации, основанная на внедрении информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью на платформе SAP. В этом базовом изменении участвуют и производство, и социальная сфера, и ТОиР. В первую очередь новая система требует полного соответствия структуры ремонтов её устройству, отсюда и организационные изменения – централизация ремонтных служб, разделение на направления: надёжность, ответственность за техническое состояние, детальное планирование и многие другие. Мы стремимся к такому формату системы ТОиР, который позволит убрать простои, снизить ремонтные периоды, повысить долговечность оборудования, а вследствие этого сократить затраты на обслуживание».

Евгения Шехирева, Фото Александра Белашова

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях