Комплексная инженерно-техническая поддержка производства

Методический материал.

12 мая 2010
Источник: Журнал «КОМПАС промышленной реструктуризации»

Олег Водомеров, Генеральный директор НП "СтанкоПрофСервис" , г. Москва 

Техническое обслуживание и ремонт металлообрабатывающего оборудования требует специально обученного персонала, который, как правило, объединяется на предприятиях службой Главного механика. В условиях сокращения, а иногда и ликвидации службы Главного механика своевременное и качественное выполнение этих работ силами самих предприятий, эксплуатирующих оборудование, затруднено.

Отсутствие у предприятия возможности своевременно и качественно осуществлять ремонт оборудования влекут за собой увеличение степени риска выпуска некачественной продукции, остановки производственного процесса, а в ряде случаев - возникновения аварийных ситуаций.

Стремление предприятий снизить себестоимость выпускаемой продукции, и тем самым повысить ее конкурентоспособность, за счет технического перевооружения производства не решает проблему снижения затрат, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом станочного парка.

Предприятие, пытающееся решить проблему поддержания станочного парка в рабочем состоянии собственными силами, сталкивается с такими проблемами, как:

  • дефицит высококлассных специалистов ремонтников и наладчиков; 
  • сложность комплектации запчастями и связанная с ней необходимость отвлечения службы снабжения предприятия от решения задач по обеспечению основного производства;
  • отсутствие технической документации на оборудование, сложность ее поиска и приобретения;
  • необходимость содержания полноценной службы главного механика при невозможности ее полной загрузки.

Одним из путей снижения затрат предприятий, связанных с техническим обслуживанием оборудования, можно считать комплексную инженерно-техническую поддержку производства (КИТПП), которая осуществляется специализированным, созданным для этой цели предприятием.

Привлечение специализированного предприятия к решению задач инженерно-технического обеспечения производства может быть технически оправданным и экономически выгодным шагом в решении задачи повышения конкурентоспособности предприятия и, соответственно, продукции, им выпускаемой.

Переход к КИТПП дает промышленному предприятию возможность получения всех необходимых услуг "из одних рук", что избавляет его от необходимости ведения дел со многими ремонтными предприятиями и организациями. При этом появляется возможность без ущерба для дела существенно сократить штаты службы Главного механика.

В дополнение к сказанному, переход к КИТПП дает предприятию такие очевидные преимущества, как:

  • предупреждение неисправностей обрабатывающего оборудования и снижение затрат на его обслуживание, ремонт и восстановление;
  • повышение эффективности использования оборудования не только за счет сокращение сроков его простоя (на период ремонтно-восстановительных работ), но и за счет внедрения рекомендаций специалистов-ремонтников по эксплуатации оборудования;
  • снижение затрат на исправление последствий возможных ошибок обслуживающего персонала;
  • сокращение расходов, связанных с техническим обеспечением производства, в том числе за счет уменьшения затрат на приобретение комплектующих и запчастей;
  • сокращение времени на подготовку нового производства;
  • снижение остроты проблемы кадров.
  • решение задач обеспечения производства, выходящих за рамки проблемы технического обслуживания и ремонта

В основе работ по КИТПП на конкретном предприятии лежит типовой "Договор о КИТПП". Указанный Договор предполагает реализацию следующих задач в зависимости от вида проводимых работ:

Вид работы

Краткое описание

Результат

Техническое обслуживание оборудования.

- регулярный визуальный (в необходимых случаях - инструментальный) контроль технического состояния и работоспособности оборудования;

- смазку и регулировку механизмов, устройств и элементов оборудования;

- предварительное выявление дефектов (техническая диагностика).

- выявление быстроизнашивающихся деталей, требующих замены при ближайшем текущем ремонте.

Заказчику предоставляется: заключение о возможности продолжения эксплуатации оборудования; предложения по выводу оборудования в ремонт; рекомендации по эксплуатации и уходу за оборудованием.

Ремонт оборудования:

Характер и порядок выполнения работы определяются видом ремонта *.
(текущий, средний, капитальный, аварийный, гарантийный)

Модернизация оборудования.

Модернизация, как правило, совмещается с капитальным ремонтом оборудования.

Осуществляется на основе типовых проектов, или исходя из предложений Заказчика.

Технический аудит состояния станочного парка.

В зависимости от требуемой глубины оценки технический аудит проводится путем диагностики или дефектации оборудования. *
На основе дефектации определяется техническое состояние каждой единицы оборудования и дается оценка возможностей дальнейшей эксплуатации, определяется требуемый вид ремонта (ТР, СР, КР) и ориентировочная стоимость его выполнения.

По результатам технического аудита Исполнитель передает Заказчику: заключение о состоянии оборудования для принятия решения по его дальнейшей эксплуатации, выводу в ремонт, продаже, залогу и т.п.

Помощь с комплектацией оптимального состава оборудования.

Проводится оценка технологического процесса производства.

Заказчику предоставляется служебная записка о целесообразном составе оборудования, составленная с позиции оптимальных затрат.

 

 

 

 

* При оценке технического состояния оборудования на основе дефектации предусматривается выполнение следующих работ:

  • разборка оборудования, узлов и агрегатов;
  • выявление дефектов конкретных деталей, узлов и агрегатов;
  • составление дефектной ведомости; 
  • сборка оборудования, узлов и агрегатов после дефектации (если оборудование не выводится в ремонт);
  • разработка предложений по устранению дефектов и неисправностей, включая составление сметы на выполнение ремонтных работ.

Считая решение проблемы комплексной инженерно-техническую поддержки производства одной из важнейших задач, Отделение по модернизации и ремонту оборудования Российской Ассоциации "Станкоинструмент" и Корпорация "Модернизация и Ремонт" (НП "Корпорация "МиР") создали специализированную фирму НП "СтанкоПрофСервис".

Реализация предлагаемой схемы Комплексной Инженерно-Технической Поддержки Производства осуществляется в рамках Договоров о КИТПП, заключенных НП "СтанкоПрофСервис" с Центральным ремонтным механическим заводом "ЦРМЗ - филиал ОАО "Мосэнерго", г.Москва и ФГУП "НИИ АА" им. акад. В.С. Семенихина, г.Москва. Ведется подготовительная работа по заключению аналогичных договоров с рядом других предприятий.

Введение в практику изложенного выше подхода к инженерно-техническому обеспечению производства позволит его организаторам уделять больше внимания самому производству, снижая при этом себестоимость продукции и обеспечивая ее качество. Иными словами, соблюдение принципа комплексной инженерно-технической поддержки производства является одним из необходимых условий обеспечения конкурентоспособности предприятия и его продукции.

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях