За мирный атом 0 комментариев

10 вопросов про ремонт: отвечает Курская АЭС

Или о том, как курские атомщики следуют правилу 6П и «цепочке помощи». Ответы подготовил Алексей Леонов, начальник ОУР Курской АЭС.

1. Как проходит ремонт на станции. Что именно ремонтируют?

На Курской АЭС принята и осуществляется система планово-предупредительных ремонтов.

Стараемся придерживаться правила 6П – «Проведение предварительного планирования предотвращает плохие показатели».

При перспективном 10-летнем планировании определяются категории и продолжительность ремонтов энергоблоков с учетом регламентных, сверхрегламентных работ и работ по модернизации оборудования, устанавливаются предварительные сроки вывода энергоблоков в ремонт.

Годовое планирование конкретизирует объемы выполняемых работ, сроки проведения ремонтов, уточняет их продолжительность.

Ремонтная кампания Курской АЭС – это текущий, средний и капитальный ремонты энергоблоков. Ежегодно каждый из четырех энергоблоков Курской АЭС выходит в планово-предупредительный ремонт определенной категории, согласно установленной периодичности. Каждый ремонт энергоблока состоит из ремонта более тысячи различных единиц оборудования. Укрупненно их можно разделить на несколько групп: реакторное, турбинное, электротехническое, вентиляционное оборудование, устройства автоматики и средств измерений, установки радиационного контроля, многочисленная арматура и трубопроводы технической воды и систем охлаждения.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

2. Какова последовательность действий? Какой этап самый важный? А самый сложный?

Последовательность действий при проведении технического обслуживания и ремонта определена стандартами эксплуатирующей организации и состоит из этапов:

  • планирование ремонта;
  • подготовка (это самые важные этапы и занимают примерно 70%);
  • организация ремонтных работ, включая безопасное выполнение;
  • обеспечение качества ремонтных работ (самые сложные работы, здесь всегда приходится решать «вызовы»);
  • оценка выполненных работ и контроль эффективности.

Все этапы – это звенья одной цепи, и от каждого звена зависит целостность и результативность всего процесса. И здесь еще раз подтверждается правило 6П.

3. Какие самые сложные, уникальные ремонтные операции проводились на нашей станции?

В 2019 году в планово-предупредительном ремонте (ППР) энергоблока №3 была использована портальная система при погрузке на трал дизельного двигателя 3ДГ-2 для отправки на Смоленскую АЭС и разгрузке дизельного двигателя, прошедшего восстановительный ремонт вне ремонтной площадки Курской АЭС (на заводе АО «Адриадизель», Хорватия). Сложность и уникальность использования портальной системы в том, что на Курской АЭС делали впервые разгрузку/погрузку крупногабаритного оборудования, с обеспечением доставки с Калининской АЭС и привлечением персонала Калининской АЭС.

Уникальна и операция по замене статора генератора, при которой используют в связке одновременно два мостовых крана машинного зала и транспортируют статор специальной траверсой.

С целью поддержания ресурса реакторов Курской АЭС в части обеспечения работоспособности узлов ТСТ было принято решение об организации работ по внедрению альтернативной технологии восстановления ТСТ на энергоблоках Курской АЭС без демонтажа технологического канала.

Естественно, уникальны операции по управлению ресурсными характеристиками графитовой кладки реактора. Каждая операция единична и требует индивидуального подхода, поэтому выполняется осмотр каждой ячейки и выдается индивидуальное задание.

Также в управление ресурсными характеристиками входят работы по восстановлению зазора «ГК-КЖ» между графитовой кладкой и металлоконструкциями кожуха реактора. Выполнение этих работ на Курской станции происходит по технологии, разработанной ООО «Пролог», и применяется только у нас.

4. Перегрузка ядерного топлива – это сложно? Почему перегрузка проводится частично, а не полностью?

Перегрузки на РБМК выполняются как на мощности, так и на остановленном реакторе во время ремонтных кампаний. На остановленном реакторе основная часть перегрузок обеспечивает проведение работ по управлению ресурсными характеристиками (УРХ), контролю и замены технологических каналов (ТК).

С точки зрения перегрузок УРХ состоит из трех частей: освобождение ТК (извлечение ТВС или ДПк в бассейн выдержки) для проведения внутриреакторного контроля, освобождение ТК для выполнения резки графитовых блоков, загрузка в ТК ТВС из бассейна выдержки. Схемы измерений и резки графитовых блоков разрабатывает для каждого энергоблока «НИКИЭТ».

Перегрузка ТК выполняется при помощи разгрузочно-загрузочной машины (РЗМ). На остановленном реакторе РЗМ работает в режиме, позволяющем выполнить до восьми перегрузок в смену. На мощности выполняется в среднем одна перегрузка в смену.

5. Сколько длится ремонт на стации?

Планово-предупредительные ремонты энергоблоков длятся практически круглый год, а суммарно количество суток ремонтной кампании превышает количество дней в году.

Например, в 2019 году ремонтная кампания продолжалась 442 суток при плане 477 суток. На 2020 год план составляет 353 суток. Такая разница в планах обусловлена выполнением УРХ: в 2019 году – на 3-х энергоблоках, в 2020 году – на двух.

Ежегодно разрабатываются графики ремонта энергоблоков, которые определяют продолжительность ремонта с точностью до суток, а также открываем ПСР-проекты по оптимизации продолжительности ремонтов. Ремонтные службы неизменно стремятся к выполнению ремонта в кратчайшие сроки, но с максимальным уровнем качества и соблюдением всех мер безопасности, ведь от этого напрямую зависит выработка электроэнергии.

6. Сколько человек задействованы в ППР? Почему столько?

Для ремонта каждого энергоблока необходимо более 1200 ремонтников подрядных организаций и еще порядка 400 человек собственного ремонтного персонала Курской АЭС. Такое количество обусловлено объемами работ и разными типами оборудования – для каждого нужны специалисты своего дела.

7. Что получается в результате? Просто замена оборудования на новое или увеличивается производительность (например, АСУ ТП)? Как?

Увеличивается надежность и эффективность эксплуатации систем управления и автоматизации, значительно повышается информативность представления технологических параметров и состояния оборудования. При этом существенно снижается время реакции и увеличиваются возможности оператора при управлении технологическим процессом.

Автоматизируются процессы управления оборудованием в переходных режимах, повышается контроль и реакция систем на отклонения от параметров нормальной эксплуатации в стационарных режимах. Значительно сокращается время восстановления при нарушении в работе самой системы.

Например, замена АСУ ТП дизель-генераторами обладает следующими преимуществами:

  • высокое быстродействие – переход на цифровые способы обработки информации минимизирует последствия возникающих неисправностей;
  • многофункциональность – один микропроцессорный терминал сочетает в себе целый комплекс защит, который обеспечивает возможность выбора необходимого функционала без выполнения дополнительного монтажа. Помимо основных функций, а именно реализации защиты оборудования и работы автоматических устройств, микропроцессорные терминалы осуществляют замер и при необходимости регистрацию электрических величин;
  • компактность – модульность и минимальные массогабаритные показатели позволяют обеспечить резервирование устройств, что повышает их эксплуатационную надежность. Кроме того, улучшаются эргономические показатели за счет уменьшения пространства, занимаемого панелями управления и защит;
  • обеспечение постоянной самодиагностики исправности устройства в процессе эксплуатации также обеспечивает высокую эксплуатационную надежность;
  • возможность регистрации (осциллографирования) и сохранение всех величин в предаварийных и аварийных ситуациях, что обеспечивает получение большого объема информации об аварийных режимах и позволяет проводить точный анализ причин аварии;
  • наглядность рабочего процесса обеспечивает удобство в эксплуатации и дает возможность персоналу своевременно реагировать на любые ситуации, это достигается за счет внедрения интерактивной панели центральной сигнализации;
  • удобство технического обслуживания связано с использованием простого аппаратного исполнение за счет применения микропроцессоров.

8. Какие новые методики используете (например, цифровая система управления ремонтами)?

Эпоха цифровизации не обошла стороной и Курскую АЭС. В частности, для визуализации и улучшения производственного анализа в период проведения работ по управлению ресурсными характеристиками была разработана программа с поячеечным контролем выполнения работ.

При проведении эксплуатационного контроля используем экран ремонта, на котором отображается информация о выполненных и планируемых объемах работ по контролю сварных соединений.

Планирование и контроль выполнения ремонтных работ в период ППР осуществляются с помощью программы управления проектами «Primavera».

Все работы с дефектами по оборудованию и обходами персонала организованы в программе «Десна-2».

9. Как за последнее время сократился срок ремонта? Благодаря чему?

В 2019 году общую продолжительность ремонта энергоблоков Курской АЭС удалось сократить на 35 суток. В 2020 году средний ремонт энергоблока №1 завершен на 8 суток раньше целевого уровня.

В основном это происходит благодаря инструментам ПСР, а проще говоря:

  • выполнению определенных работ параллельно, а не последовательно;
  • оптимизации времени выполнения работ за счет исключения лишних движений и непроизводственных потерь, а также за счет использования современных методов контроля выполнения работ и новой (модернизированной) оснастки.

10. ПСР как-то помогла упростить ремонт? Может, какие-то удобные устройства сделали или сократили количество операций?

Перед началом каждого ППР энергоблока открывается ПСР-проект по оптимизации сроков проведения ремонта.

Самым непредсказуемым этапом в период выполнения ремонта блока являются работы по управлению ресурсными характеристиками графитовой кладки. Чтобы выявить потери, проводим производственный анализ, разрабатываем карты текущего и целевого состояний, определяем виды потерь и разрабатываем мероприятия по их компенсации.

Например, одно из предложений – это монтаж дополнительного стенда развески вблизи плато реактора, что сократило время транспортировки на 40 минут в смену (общая экономия 3 суток).

Также провели модернизацию оборудования «Пролога». Для того чтобы разгрузить кран центрального зала (самое узкое место в потоке), дополнительно смонтировали тросовый манипулятор МТ-65, что позволило организовать на плато реактора четыре рабочих места, это повысило средний темп резки графитовых колонн почти в два раза.

Для исключения потерь времени при решении проблем разработана и введена в действие памятка «Цепочка помощи», которая подсказывает персоналу как действовать, кому докладывать, в течение какого времени.

Работаем с коллегами с Ленинградской АЭС, которые идут нам навстречу и делятся не только своим опытом, но и оснасткой по УРХ для выполнения уникальных операций.

С помощью ПСР-инструментов решаем и вызовы сегодняшнего дня в условиях пандемии, чтобы не допустить срывов ремонта:

  • работа штаба ремонта организована в режиме ВКС;
  • контроль выполнения работ производится с применением видеонаблюдения;
  • пошив защитных масок организован на дому персоналом, работающим дистанционно;
  • изменен график работы ремонтного персонала, смещены начало и окончание смен для минимизации контактов с оперативным персоналом.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”