Время ОВК 0 комментариев

Качество по-американски!

Кирилл Дьяконов, руководитель проектов по сертификации процессов НПК ОВК, об особенностях работы ТВСЗ с США, а также о системе управления качеством и безопасностью железнодорожных перевозок Северной Америки.

Кирилл Дьяконов, руководитель проектов по сертификации процессов НПК ОВК

Кирилл Дьяконов, руководитель проектов по сертификации процессов НПК ОВК

Соединенные Штаты Америки имеют крупнейшую в мире жезнодорожную сеть, эксплуатационная длина которой – порядка 250 тыс. км. Вместе с соседними странами, Канадой и Мексикой, которые составляют единый североамериканский рынок, общая протяженность путей достигает 310 тыс. км. Железные дороги США состоят из семи трансконтинентальных магистралей, соединяющих крупнейшие городские агломерации атлантического и тихоокеанского побережий, десяти меридиональных направлений с юга и юго-запада в районы, прилегающие к канадской границе, а также линий, пересекающих территорию страны по диагонали с северо-востока на юго-запад. Все железные дороги частные. В структуру собственности заложен принцип нецелесообразности деления на компании по перевозкам и управлению инфраструктурой. Каждая железнодорожная компания имеет право самостоятельно устанавливать тарифы в зависимости от спроса на различные виды перевозок и конкуренции со стороны других видов транспорта.

В такой системе очень важно обеспечить эффективное функционирование и координацию деятельности компаний, принадлежащих разным собственникам. Для решения этой задачи в 1934 году при содействии президента США Франклина Рузвельта была основана Ассоциация американских железных дорог (Association of American Railroads, AAR). Главная цель – обеспечить защиту интересов железнодорожного транспорта и его развитие при частном владении и управлении железными дорогами. AAR выступает в качестве единой организации в вопросах, требующих совместного решения для обеспечения бесперебойной работы железных дорог Северной Америки как единой взаимосвязанной системы.

В AAR состоят 27 крупнейших грузовых железнодорожных компаний США, Канады и Мексики. К ассоциированным членам организации относятся грузовые железные дороги второго класса, пассажирские линии и метрополитены, производители железнодорожной техники, инжиниринговые фирмы и собственники вагонов. Деятельность AAR осуществляется в таких областях, как эксплуатация, техническое обслуживание, теоретические и прикладные исследования, экономика, финансы и законодательные вопросы. Одной из приоритетных задач Ассоциации является повышение безопасности эксплуатации железных дорог.

Инспекторы Wabtec отмечают высокое качество литья производства Тихвинского вагоностроительного завода

Инспекторы Wabtec отмечают высокое качество литья производства Тихвинского вагоностроительного завода

По данным Федеральной администрации железных дорог США, вагоностроение в стране зависит от конъюнктуры рынка и имеет циклический характер. Если в 2006 году было построено около 75 тыс. новых вагонов, то в 2010-м − всего 16 тыс. ед. Упадок был связан с экономическим кризисом. Однако уже в 2014 году спрос восстановился и вагоностроительные заводы выпустили 64 тыс. вагонов, в 2016 году – 66 тыс. ед.

Надрессорные балки и боковые рамы для североамериканского железнодорожного транспорта изготавливаются из стали В плюс с улучшенными механическими свойствами. Их обязательный ремонт осуществляется через 30 лет, а всего они служат на протяжении полувека. По решению специальной комиссии AAR срок службы литья может быть продлен еще на 3−5 лет и, таким образом, достигать 53−55 лет. Литье, которое эксплуатируется уже 30 лет и прошло восстановительный ремонт, имеет ограничение: оно не допускается в обращение между железными дорогами, но при этом может использоваться в пределах одной.

На североамериканских железных дорогах действует так называемое Правило 125. Оно предписывает отзыв продукции из эксплуатации при нахождении систематического дефекта. Примером реализации этого механизма может служить ситуация, когда в 2001−2002 годах на железных дорогах США начался бум изломов надрессорных балок (было зарегистрировано более 20 случаев). Оказалось, что все детали − мексиканского производства. По результатам работы специальной комиссии из эксплуатации было изъято более 3 тыс. надрессорных балок, выпущенных в соседней стране. Все затраты, связанные с отзывом продукции, включая упущенную выгоду собственников подвижного состава, были перевыставлены заводу-изготовителю. Ущерб деловому имиджу производителя был нанесен непоправимый. Репутация честного, надежного и качественного поставщика для американского рынка имеет основополагающее значение. Многие компании работают в отрасли более 100 лет. К примеру, партнер ОВК − корпорация Wabtec – ведет отсчет своей истории с 1869 года.

В AAR создана эффективная система отслеживания случаев поставки несоответствующей продукции компании – члену Ассоциации. Дефект может быть выявлен на входном контроле потребителя, в процессе производства либо в эксплуатации. Информация о каждом инциденте через электронную систему попадает в технический комитет AAR, который совместно с заказчиком оценивает причины возникновения дефекта и согласовывает полноту и достаточность предложенных поставщиком корректирующих действий для системного устранения обнаруженной проблемы. К разработке и выполнению таких мероприятий предъявляются жесткие требования, а в случае их нарушения применяются санкции в виде отзыва сертификата и запрета поставок.

Ассоциация является разработчиком комплекса отраслевых технических стандартов, обязательных для выполнения всеми участниками рынка. Большое число стран в мире ориентируется на США как на технологического лидера, использует стандарты AAR как национальные, требуя от производителей полного соответствия им.

При этом на американском рынке отсутствует система обязательной сертификации продукции. В соответствии с общепризнанной практикой качество обеспечивается не путем технического контроля изготовленной продукции, а за счет контроля производственных и бизнес-процессов предприятия. Только управляемое и контролируемое состояние всех процессов при реализации принципа постоянного улучшения способно гарантировать потребителю выпуск бездефектной продукции на протяжении долгого времени, изо дня в день, от партии к партии. Подтверждением управляемости процессов являются внутренние документированные процедуры (стандарты организации) и записи в виде журналов или иных документов.

Для производителей железнодорожной продукции особенно важным является стандарт AAR M1003 «Спецификация по обеспечению качества», в котором содержатся 24 раздела требований к процессам и системе управления. Стандарт устанавливает правила к идентификации и прослеживаемости информации о выпускаемой продукции, метрологическому обеспечению производства, обучению персонала, контролю параметров производственного процесса и др.

Продукция, готовая к отгрузке на экспорт, помечается наклейками Yellow Dot Marking

Продукция, готовая к отгрузке на экспорт, помечается наклейками Yellow Dot Marking

В спецификации М1003 также описана процедура подтверждения соответствия поставщика требованиям стандартов AAR в зависимости от типа поставляемой продукции. Комитет по обеспечению качества AAR организует проведение ежегодного аудита поставщиков продукции и услуг. В штате Ассоциации трудятся около 30 аккредитованных аудиторов. Их рабочий график состоит из постоянных поездок по предприятиям, находящимся в самых разных уголках мира. Это высокопрофессиональные сотрудники, имеющие большой опыт работы в железнодорожной отрасли и безупречную репутацию.

Аудит проходит в два этапа. Первый включает анализ документов системы управления качеством на соответствие стандарту М1003. Второй – инспекцию процесса производства и изготовленной продукции для подтверждения соответствия применимым для данного производителя техническим спецификациям. Общая продолжительность аудита обычно составляет четыре дня.

В отличие от проверки или инспекции главная идея аудита состоит в том, чтобы с независимой профессиональной точки зрения найти и показать проблемные зоны предприятия либо области для улучшения. Это помогает производителю вовремя идентифицировать и устранить несоответствия. Важной частью аудита является консультирование предприятия, как делать лучше, дешевле и качественнее. При обнаружении существенных проблем в производстве аудитор имеет право рекомендовать временно приостановить действие сертификата, что позволяет избежать критических последствий использования некачественной продукции в эксплуатации. При этом окончательное решение о допуске производителя на рынок Северной Америки принимают члены AAR − железные дороги первого класса. Подготовленный аудитором отчет с комплектом подтверждающих документов и выводом о соответствии системы управления предприятия установленным стандартам направляется в железнодорожные компании, а сертификат выдается только после получения одобрения от каждой из них.

Литейное производство Тихвинского вагоностроительного завода свой первый аудит прошло в августе 2016 года. Подготовка заняла больше года, в ней принимали участие все подразделения предприятия. На этом этапе работа проводилась сразу по нескольким основным направлениям: разработка и приведение документации системы управления в соответствие с требованиями стандартов, технологическая подготовка производства и внедрение инструментов качества.

Один из них − применение статистических методов контроля качества (Statistic processing control, SPC) − имеет большую практическую пользу. Слежение за состоянием технологических процессов с использованием статистических методов для контроля стабильности и воспроизводимости производственных процессов на основании математически обоснованных выборок − одно из обязательных требований AAR.

Значимую помощь при подготовке к аудиту оказали представители нашего партнера − корпорации Wabtec. Своими знаниями и опытом они существенно сократили сроки выполнения проекта. Закономерным результатом проделанной работы стала отгрузка за океан первой партии из 100 вагонокомплектов наиболее востребованных в США легковесных отливок модели Barber S-2-HD (для укомплектования тележек с осевой нагрузкой 32,5 тс). Срок контракта – 10 лет с объемом поставок до 5 тыс. вагонокомплектов. Сегодня ОВК делает только первые шаги на крупнейшем в мире железнодорожном рынке, и крайне важно с самого начала зарекомендовать себя как надежного и прежде всего качественного поставщика. Это является необходимым условием реализации стратегии холдинга − стать значимым игроком международного рынка.

Терри Вайдра (Terry Wydra), директор по качеству, корпорация Wabtec

Терри Вайдра (Terry Wydra), директор по качеству, корпорация Wabtec

Мы всегда находимся в поиске новых поставщиков продукции. Сейчас в их число входят литейные производства пяти стран мира.

После того как представители нашей компании посетили ТВСЗ, увидели мощности и потенциал завода, мы обрели уверенность в том, что тихвинское предприятие может поставлять продукцию для американских железных дорог. Сегодня мы видим, что здесь производятся отливки высокого качества. Надеемся на укрепление наших взаимоотношений.

На российском и американском литье разные критичные зоны, в которых не допускается наличие литейных дефектов либо их исправление сваркой, поэтому инженерные вопросы серьезно проработаны с обеих сторон. Также большую работу провели специалисты по качеству. Многое сделано с точки зрения совершенствования производственных процессов выпуска литья. Пройдя этот непростой путь, мы пришли к хорошим результатам.

Джон МакКирнан (John McKernan), ведущий аудитор, AAR

Джон МакКирнан (John McKernan), ведущий аудитор, AAR

Производство на ТВСЗ произвело на меня благоприятное впечатление. Я высоко оценил систему отслеживания качества отливок – аналог американской системы Blue Wave, а также ту платформу, программное обеспечение, которое здесь используется.

Не стану проводить сравнение между производствами, которые я посещал, но могу сказать, что ТВСЗ работает так же хорошо, как и другие. Если говорить о взаимодействии с людьми, то никаких трудностей не возникало ни в офисах, ни в цехах. В целом это был положительный и информативный опыт. Уверен, что компания Wabtec будет получать из Тихвина качественные отливки.

Основное в работе аудитора – увидеть и подтвердить соответствие предприятия требованиям стандартов. Тихвинский завод им соответствует – это самое главное. Я бы хотел, чтобы наше сотрудничество продолжалось и ТВСЗ производил качественное литье на таком же уровне, потому что это важно для безопасности железнодорожных перевозок.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”