"Трансмашхолдинг" 0 комментариев

Новые рубежи политики в области качества Трансмашхолдинга

В течение всех лет существования Трансмашхолдинга большое внимание уделяется вопросам, связанным с обеспечением стабильно высокого качества продукции. В этом нет ничего удивительного: совершенно ясно, что ни один серьезный потребитель не будет работать с халтурщиком. Сегодня эту работу возглавляет Евгений Белинский, который занимает должность руководителя департамента по качеству и анализу эксплуатационной надежности Трансмашхолдинга.

Белинский Евгений Анатольевич, руководитель департамента по качеству и анализу эксплуатационной надежности ЗАО «Трансмашхолдинг»

Евгений Белинский, руководитель департамента по качеству и анализу эксплуатационной надежности ЗАО «Трансмашхолдинг»

Проблема выпуска качественной продукции является одной из ключевых для любого производителя, ведь репутация — важнейший фактор конкурентоспособности. Для Трансмашхолдинга — лидера рынка транспортного машиностроения России — политика в  области качества сейчас актуальна как никогда.

В год своего 15-летнего юбилея холдинг планирует покорение новых высот, в том числе масштабный выход на зарубежные рынки. Успех этих начинаний зависит от того, насколько качественную продукцию заводы холдинга смогут предложить партнерам.

Ключевой программой, определяющей перспективы работы всего объединения, является «Стратегия 2020». Одно из основных направлений — создание конкурентоспособных инновационных продуктов, в том числе для зарубежных рынков. Новые технологии и  решения влекут за собой и новые риски, а значит, автоматически повышаются требования к качеству и надежности выпускаемой продукции. И это касается не только тех подразделений на заводах, которые напрямую отвечают за качество и контролируют его. Это касается каждого сотрудника холдинга.

Репутация с историей

15 лет назад, когда холдинг только образовывался, у каждого завода существовали свои стандарты качества, которые сильно отличались друг от друга. Понятно, что в рамках единого производственного «организма» для слаженной работы разных подразделений требовалась унификация.

История той системы, которая реализуется сейчас на предприятиях холдинга, началась в 2009 году. За основу была взята система зарубежного технологического партнера и  акционера Трансмашхолдинга — концерна Alstom Transport. Ее адаптировали под российские условия и до сих пор она меняется в зависимости от потребностей холдинга.

За это время была проведена огромная работа по формированию единых подходов и внедрению их на заводах; была создана и сертифицирована система менеджмента качества. И конечно, нельзя забывать о внедрении «бережливого производства» и «бережливого управления» — двух китах производственной системы каждого завода холдинга.

На сегодняшний день базовыми для всех являются стандарты ISO, все заводы имеют сертификаты IRIS согласно международным железнодорожным стандартам качества. А вся система качества — основные подходы и направления стандартов — описаны в Дорожной карте Производственной системы ЗАО «Трансмашхолдинг». Эти стандарты объясняют то, как должно работать предприятие, чтобы выпускать качественную продукцию.

На качество работают все: от уборщицы до генерального директора

Основной принцип политики в области качества таков: важна ответственность работы каждого звена производства. Ведь на качество влияют абсолютно все на заводе: от уборщицы до генерального директора.

Выпуск качественной продукции складывается из основных направлений: проектирование, закупка, производство и эксплуатация. Создание качественной продукции начинается с «полета конструкторской мысли» — проектирования и разработки. Закладываемые при создании продукции технические инновации и  решения напрямую влияют как на ее изготовление, так и на весь жизненный цикл изделия. Нет незначительных факторов, важно учесть все: условия труда, эргономика рабочего пространства, применяемые оснастка и оборудование, условия эксплуатации продукции и нюансы ее обслуживания. Немаловажное влияние на качество выпускаемой продукции оказывает закупочная деятельность. Развитие своих поставщиков — одна из приоритетных задач заводов. Этап производства  — это ключевой этап, на  котором происходит рождение продукта из бумаги в железо. Итогом работы становится готовое изделие, над этапом создания которого работает каждый сотрудник предприятия и  своими действиями влияет на него. Эксплуатация продукции — это результат слаженной и совместной работы каждого рабочего и  специалиста компании ЗАО «Трансмашхолдинг».

По сути, стандарты ISO родились из концепции Total Quality Management (Всеобщее управление качеством). Надежность продукции напрямую за- висит от того, как строятся все бизнес-процессы на предприятии. Это не просто меры контроля — это алгоритм управления качеством выпускаемой продукции, с ответственностью каждого сотрудника, влияющего на конечный результат.

Не делай брак, не принимай брак, не передавай брак

Три основных составляющих принципа встроенного качества — не производи брак, не принимай брак, не передавай брак. Чтобы брак не принимался и не передавался, на каждом заводе Трансмашхолдинга есть отдел технического контроля. Все чаще многие операции передаются на самоконтроль. Если говорить о политике качества у мировых лидеров отрасли, то там нет ОТК как такового. Нет надзирателей — контроль за качеством отдается на откуп производственного рабочего. Внедрение подобной системы на наших заводах и  передача производства на самоконтроль  — ориентир на будущее для Трансмашхолдинга.

Для того, чтобы не производить брак, в первую очередь нельзя нарушать принятую технологию. Задача политики в области качества — максимально перейти от сдерживающих мер, которые помогают не пропустить брак к заказчику, к предупреждающим, то есть убрать все предпосылки, ведущие к появлению брака. Для этого требуются корректирующие действия — они помогут изменить текущие условия. Этим занимаются специальные подразделения в составе холдинга, отвечающие за качество продукции.

Есть множество инструментов, связанных как с  текущим контролем соблюдения технологии и соблюдением требований качества, так и с мерами, направленными на обнаружение и корректировку текущей деятельности и предупреждения возникновения несоответствующей продукции. Контролируются все этапы. Во время проектирования изделия учитываются требования по качеству, анализируются все виды и последствия потенциальных отказов конструкции, а кроме того, существует много промежуточных контрольных точек оценки того, как будет вести себя проектируемый продукт.

На этапе снабжения крайне важными становятся аккредитация и оценка поставщиков, их мониторинг, а также «входной контроль» — система дополнительной верификации и отчеты о несоответствиях поставщиков, если таковые были обнаружены.

В дальнейшем, когда продукция уже произведена, принята заказчиком и находится в эксплуатации, происходит постоянный мониторинг продукции. В случае, если все же встречаются какие-то отклонения по качеству и надежности, эта информация отправляется конструкторам и обрабатывается ими с точки зрения изменения и модернизации продукта. Причем речь идет не только о парке, уже находящимся в эксплуатации. Все обнаруженные недочеты исправляются, и эта информация непосредственно закладывается в техтребования новой продукции.

Дорожная карта

В Трансмашхолдинге разработана и утверждена единая для всех заводов Дорожная карта развития производственной системы. Вопросам качества в  ней посвящен отдельный раздел, в  котором прописаны цели, которые должны быть реализованы на практике. Ежегодно проводятся аудиты по проверке реализации требований Дорожной карты. К участию в аудиторской комиссии привлекаются специалисты предприятий холдинга. В ходе аудитов происходит не только оценка принципов и подходов по достижению целей Дорожной карты, но и осуществляется обмен опытом между специалистами предприятий. По результатам аудита осуществляется оценка завода и строится рейтинг всех предприятий компании.

Показатели оценки качества

Основные показатели, которые сейчас используются для оценки качества, — доля затрат на брак в производстве, доля затрат на гарантийное обслуживание, сдача продукции с  первого-второго- третьего предъявления. Основная цель  — вся продукция должна сдаваться с первого предъявления. Брак к представителю заказчика доходить не должен! Сейчас на машиностроительных заводах внедряется регламент по оценке выявленных несоответствий. Это позволит:

  • сформировать единый подход на предприятиях ЗАО «Трансмашхолдинг» к оценке и учету выявленных несоответствий;
  • определять и оказывать точечное влияние на выявленные несоответствия;
  • формировать рейтинг служб качества заводов.

К тому же в течение одного года планируется опробовать данный регламент на локомотивостроительных заводах: ООО «ПК «НЭВЗ», АО «УК «БМЗ», ОАО «Коломенский завод» и ОАО «ПДМ». По завершению опытного применения регламент по оценке несоответствий будет распространен на все предприятия Трансмашхолдинга.

Надежность продукции

В локомотивостроении есть четкие показатели надежности, безотказности и готовности, которые прописаны в том числе в контрактах на поставку с ключевыми заказчиками. Это потоки отказов 1, 2 и 3-го видов — то есть количество отказов на миллион километров пробега локомотива. Есть и показатель готовности — коэффициент внутренней готовности. Если говорить упрощенно, то это время, когда локомотив не простаивает на незапланированном ремонте, произошедшем по вине завода-изготовителя.

При отсутствии конкретных требований по надежности в нормативной документации на продукцию, при оценке ее надежности возможно использовать такие критерии, как количество актов рекламации на единицу продукции, суммарный пробег, простой, часы эксплуатации и пр. На сегодняшний день утверждены на 2017 год целевые показатели по надежности выпускаемой продукции по каждому заводу.

Новые рубежи и вектор движения

В планах компании — дальнейшее развитие системы качества на заводах. Если говорить о показателях, достигнутых в 2016 году при проведении аудитов по Дорожной карте, то лидирующий завод имеет ≈3,5 балла из пяти возможных по разделу «Качество». А значит, есть куда расти! С учетом той динамики, которую мы сейчас наблюдаем, стратегия по развитию политики в области качества готова уже на ближайшие пять лет. На данном этапе внимание уделяется интеграции производственного и  эксплуатационного этапов. Большая работа сейчас проводится вместе с сервисной компанией «Локомотивные технологии». Речь идет о работе с отказами в эксплуатации. Обмен информацией в текущем режиме позволяет оперативно получить обратную связь для завода-изготовителя. Это помогает совершенствовать работу и создавать новую технику, исходя из того, как ведет себя в эксплуатации уже существующая продукция. Новые инструменты, которые разрабатываются специалистами по качеству, после обкатки будут внедряться в Дорожную карту как обязательное требование ко всем заводам. В заключение хочется поблагодарить сотрудников всех предприятий холдинга за активное участие в реализации политики в области качества и искренний интерес к тому, что происходит на предприятиях. Важно понимать, что личный профессионализм каждого напрямую влияет на репутацию производителя. И  это взаимовыгодный процесс как для работника, так и для работодателя.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”