С браком – жёстко: как КЗ «КАМАЗа» снизил потери на 13% за год

На «КАМАЗе» с внутренним и внешним браком стараются расправляться. Свой вклад в копилку этого опыта вносит и кузнечный завод (далее – «КЗ»), из года в год демонстрирующий положительную динамику снижения потерь от брака. Если проанализировать период с 2012 года, когда завод стал вновь работать как самостоятельное камазовское подразделение, до сегодняшнего дня, снижение составляет 27%. Только за последний год уровень потерь от брака удалось уменьшить на 13%.

24 марта 2020

Александр Чех: «К сожалению, информацию об изменениях мы часто узнаем, только когда появляется брак по ранее благополучным поковкам. И тут мы вдогонку корректируем свои методы приёмки или даже меняем технологию штамповки под специфику новой обработки»

Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала.

Начиная с мая 2019 года, ежемесячные потери от брака на КЗ по камазовскому коленвалу сократились примерно в четыре раза.

– Потери от брака – это комплексный показатель, который даёт оценку нашей работе в области качества как по внутреннему, так и по внешнему браку, – рассказывает заместитель директора по качеству КЗ Александр Чех. Положительной динамики удаётся достичь благодаря тщательной работе с наиболее браконосными поковками.

Анализ брака на кузнечном всегда начинается от потребителя и тщательно разбирается по стандартному методу «5 почему». Исследуются два направления:

  1. первое – почему дефект не был выявлен на заводе и ушёл к потребителю,
  2. второе – почему дефект вообще появился.

– И тут нужно знать специфику кузнечного производства, – поясняет Александр Васильевич. – Для поковок используется, как правило, выборочный контроль с объёмом 5% от партии, и поэтому очень важно, чтобы контролировалось не то, что удобнее и легче нашим работникам, а то, что важно потребителю. Очень часто выясняется, что мы принимаем поковку по одним размерам, а дефекты вскрываются по другим. Мы используем при замерах одни базы, а при мехобработке другие. Объясняется это лишь быстротой изменений технологий у обработчика: если вчера поковка обрабатывалась на одном заводе и на определённых станках, и именно эти базы обработки были обозначены в чертеже, то сегодня после «выравнивания потоков» она может обрабатываться и в другом цехе, и на другом оборудовании, и на другом заводе, и по другим базам – в любой комбинации.

Организовав новый пост ОТК, перенеся его с другого конца цеха, удалось обеспечить комфортные условия труда с хорошим освещением для контролёров, сделав помещение закрытым, минимизировав воздействие внешних факторов

Ярким примером кардинального изменения методики контроля поковок на кузнечном заводе может служить работа над камазовским коленчатым валом 740.11-1005020. В начале 2019 года с завода двигателей в адрес кузнечного вернулось порядка 200 штук. Анализ показал, что заключение о годности поковки специалисты кузнечного делали по одним размерам, а брак шёл по другим. Да и сама разметка поковок требовала сложных замеров и расчётов.

– Мы пошли на кардинальное изменение методики контроля, отталкиваясь от квалификации работников, условий замеров и применяемого инструмента. Теперь мы контролируем больше параметров, тратя на это меньше времени и упрощая замеры. У нас появилась возможность не только своевременно выявлять отклонения, но и успевать корректировать процесс штамповки.

Другим примером успешной работы в области качества на КЗ может служить результат снижения внешнего брака поковок для СП «ЦФ КАМА». В начале 2019 года объём выпуска продукции увеличился в два раза, контроль перестал успевать за производством, и уже к апрелю произошёл всплеск внешнего брака. Проанализировав ситуацию, когда финишные операции и контроль разбросаны по участку, много перемещений, партии разрываются, приёмка идёт в разные смены и ответственность не персонализирована, здесь нашли решение – создали отдельную линию приёмки по типу поточной. Всё скомпоновали в одном месте, оптимизировав процессы перемещения.

– В итоге удалось кардинально переломить ситуацию. Если 2019 год мы начали с 11 тысяч РРМ (количество дефектных изделий на миллион), то закончили его с показателем 4,7 тысячи. Правда, это ещё не является целевым уровнем, но тем не менее, – подытожил Александр Чех и поделился планами: – Сегодня положительный опыт мы тиражируем и на другие поковки. Например, поменяли методику контроля для коленвала «Камминз», эта поковка сейчас – одна из самых браконосных на кузнечном. Пока очень аккуратно, но уже можно говорить, что наметилась положительная тенденция в работе.

Организовав новый пост ОТК, перенеся его с другого конца цеха, удалось обеспечить комфортные условия труда с хорошим освещением для контролёров, сделав помещение закрытым, минимизировав воздействие внешних факторов

Как говорится, дорогу осилит идущий. Так и с браком – только ежедневная рутинная работа, анализ причин, вовлечение рабочих, обучение, обеспечение наглядными материалами, удобными и понятными методами контроля позволит нам снижать издержки от брака. К счастью, есть энергия, есть идеи, как устранять те или иные проблемы, есть команды единомышленников, поэтому мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Ильдар ХУСНУТДИНОВ

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях