"Время ОВК" 0 комментариев

Опыт лидера: Как устроена система контроля качества в ОВК

Частота отцепок полувагонов нового поколения производства «Тихвинского вагоностроительного завода» в текущий ремонт более чем в 10 раз ниже по сравнению со среднесетевыми показателями. О том, почему эти вагоны реже ремонтируются и как устроена система контроля качества выпускаемой продукции в компании, рассказала Елена Белянина, директор по качеству НПК ОВК. 

Елена Белянина, директор по качеству НПК ОВК

Елена Белянина, директор по качеству НПК ОВК

Благодарим Пресс-центр Научно-производственной корпорации «Объединенная Вагонная Компания» за предоставление данного материала. 

- Для Вас как руководителя что значит качество? Как Вы понимаете этот термин и как соотносите его с работой? 

- Качество – это комплексное понятие. Возьмем любой товар, произведенный руками человека. Нетрудно проследить, как в ходе технического прогресса он постепенно обретал те полезные потребительские свойства, которые мы так ценим. Это и есть в широком смысле качество, заложенное в товар на стадии проекта и даже раньше – в саму идею создать его и предложить рынку. 

Качество в первую очередь символизирует развитие, прогресс, являющиеся результатом напряженной творческой работы множества людей. Едва ли можно рассчитывать на успех, производя добротную, но морально устаревшую технику, равно как и самый инновационный продукт, если не обеспечен необходимый уровень его эксплуатационной надежности. 

Напротив, если произведенный товар содержит все необходимые составляющие качества, перед ним падут любые преграды на пути к потребителю. В этом смысле качество – самый неотразимый аргумент в продвижении товара. 

Часто приходится слышать мнение, что качество – это некий компромисс между затратами, которые мы можем себе позволить на поддержание того или иного уровня производства, и преимуществами, которые этот уровень обеспечит выпускаемому товару. 

Возможно, такой подход – взвешивать плюсы и минусы – пригоден для компании, ставящей задачу лишь сохранить завоеванный ранее кусочек рыночного пирога, пережить трудные времена. «Объединенная Вагонная Компания» – молодая, энергично растущая организация, быстро осваивает новые горизонты и направления бизнеса. Для компании, находящейся на этой стадии развития, качество выпускаемой продукции и сервиса – это нечто большее, чем просто компромисс или экономический расчет. Мы стараемся не только соответствовать установленным требованиям, но и повышать их, стремимся предложить клиенту то, что выше его ожиданий. 

Вопросы обеспечения качества должны превалировать в жизни производства, быть идеологией бизнеса. Кстати, это вовсе не означает непременное наращивание затрат, а в первую очередь требует преодоления стереотипов в сознании людей. Интересно, что Эдвард Деминг, архитектор послевоенной технологической революции в Японии, всегда категорически настаивал на участии самых высоких руководителей корпораций в построении системы качества. Он понимал, что изменить отношение работников к вопросам качества можно, лишь фокусируя внимание на эту задачу всех звеньев компании – от управленческих до исполнительских. 

Контроль механических свойств металлических образцов производится на универсальной испытательной машине Shimadzu (Япония)

Контроль механических свойств металлических образцов производится на универсальной испытательной машине Shimadzu (Япония)

- Кто сегодня является главным контролером качества, кто, как говорится, «заказывает музыку»?

- Наша отрасль имеет свою специфику, связанную с обеспечением безопасности. В ней действует целая система стандартов, нормативных документов, практически весь жизненный цикл продукта детально зарегулирован. А чем технологичнее продукт, тем требования жестче и строже. 

То, что остается за пределами стандартов, производитель регламентирует техническими условиями. У каждого производителя они свои, отличные от других, в конечном итоге это оказывает влияние на потребительские свойства продукции и является серьезным конкурентным преимуществом. Это, если так можно сказать, законодательный уровень управления качеством. Собственно контроль осуществляется на исполнительном уровне. Для этого созданы заводские дирекции по качеству и центры, осуществляющие независимую приемку продукции. Общая координация работы этого комплекса, состоящего из служб технического контроля, лабораторий, метрологических служб, осуществляется дирекцией по качеству «Объединенной Вагонной Компании». 

- Кто является инициатором изменения качественных параметров подвижного состава? Производитель или клиент?

- Это дорога с двусторонним движением. С одной стороны, тот или иной уровень качества закладывается на стадии разработки, идеи создания продукта. То есть базовые решения формируются еще на этапе проектирования. С другой стороны, роль маркетолога очень важна. Ведь прежде чем создать тот или иной продукт, анализируются рыночные ниши, клиентский интерес, актуальные потребности. 

Следующий уровень работы над качеством – проработка технологии изготовления. Причем начинается он еще до производства, что называется, «на входе», в тот момент, когда к нам поступают комплектующие, узлы и материалы. 

- То есть у ворот предприятия их встречают суровые мужчины с рулетками и начинают контролировать?

- Нет, на входном контроле их встречают, как правило, красивые девушки из службы входного контроля ТВСЗ. В контроле качества комплектующих участвуют разные подразделения. Например, центральная заводская лаборатория проверяет марку материала, его химический состав и механические свойства. Соответствие конструкционным требованиям оценивает контролер. Тут одними рулетками не справиться. Необходимо современное измерительное, испытательное и аналитическое оборудование и высокая квалификация персонала. 

Далее полученные результаты необходимо обработать и передать в производство. Сейчас в нашей компании внедряется система входного контроля «Сокол» – мощный информационный ресурс, позволяющий все данные входного контроля, каждый инструментально полученный показатель вносить в общую базу, доступную заинтересованным пользователям. Такого ресурса по уровню интеграции и сервисов нет ни у кого – мы здесь передовики, вне всяких сомнений. 

В компании внедряется система «Сокол», в которую вносятся все данные входного контроля

В компании внедряется система «Сокол», в которую вносятся все данные входного контроля

- Подобный подход при производстве подвижного состава – это норма или исключение?

- Для каких-то компаний входной контроль – процедура формальная. У других для этого банально не хватает ресурсов. Мы же, инвестируя в качество, считаем это своим конкурентным преимуществом. Благодаря выстроенной системе входного контроля наше предприятие работает только с качественными комплектующими и материалами. 

- Как строятся Ваши взаимоотношения с партнерами, если они поставляют некачественную продукцию?

- Вопрос минимизации рисков для нас принципиален. Мы стремимся к тому, чтобы вероятность попадания на предприятие некачественных комплектующих была нулевая. 

Еще одна важная функция, стоящая перед нами, – обеспечение обратной связи с поставщиком. На наших вагоностроительных предприятиях действует стандарт, который регулирует как раз процесс одобрения поставщика. Существует категорийность поставщиков: «одобренные», «сомнительные» и «красные», то есть те, с которыми работать можно только при 100%-ном сплошном входном контроле. Если появляется альтернатива такому поставщику, мы отказываемся от его услуг. 

Нам выгодно работать с теми, чья продукция не вызывает нареканий. Если поставщик производит продукцию стабильно высокого уровня, то уровень контроля мы понижаем до выборочного или можем вообще перейти на документарный. Такая ситуация для нас самая благоприятная. Нет необходимости тратить дополнительные силы и средства на контрольные мероприятия. 

- Как дальше контролируется производственный процесс?

- Дальше идет пооперационный контроль, когда во время создания продукта контролируется правильность выполнения всех производственных операций. Это функция служб технического контроля в производственных подразделениях. Задача контролера – оценить все параметры производимой продукции на конкретном участке и сверить их с нормативными документами. Если он фиксирует нарушения, его обязанность – известить собственного руководителя и сотрудника, отвечающего за работу участка. В зависимости от сложности выявленной проблемы к ее решению оперативно привлекаются ответственные специалисты. 

По каждому отклонению производится тщательная проработка мер, направленных на исключение подобных фактов. Все выявленные замечания устраняются. Без этого продукт из цеха не выйдет. Качество готового продукта оценивается опытными специалистами-контролерами на финальной приемке, после чего происходит предъявление инспектору «Инспекторского центра вагонов и комплектующих», представляющему интересы РЖД. 

Контроль микроструктуры металлургических образцов производится на инвертированном металлографическом микроскопе Olympus (Япония)

Контроль микроструктуры металлургических образцов производится на инвертированном металлографическом микроскопе Olympus (Япония)

- Выпуск инновационной продукции традиционно сталкивается с различными преградами, в том числе и в области государственного регулирования. Как ОВК решает эту проблему?

- Наши предприятия сертифицированы в соответствии с европейским стандартом менеджмента качества IRIS International Railway Industry Standard). Основой для этого документа стала сложившаяся система управления качеством ведущих европейских производителей железнодорожной техники. Подобный системный подход позволяет нам выходить на рынки других стран, где высокое качество продукции и соответствие международным стандартам – наше конкурентное преимущество. Кроме того, выпуская продукцию нового поколения, мы, безусловно, привлекаем внимание сферы технического регулирования России, с тем чтобы они актуализировали нормативную базу, закладывали современные нормы и правила, которые бы позволяли выпускать все более совершенные образцы подвижного состава. Сами понимаете, что процесс этот не быстрый, требует значительных интеллектуальных и временных затрат. Наша компания стремится быть лидером и в разработке современных требований к продукту. 

- Как бы Вы в целом оценили систему управления качеством, созданную в ОВК?

- Как специалист, знакомый со многими известными и лидирующими в своем сегменте предприятиями, могу с уверенностью сказать, что в ОВК система контроля качества одна из лучших, реально действующих в крупном бизнесе. Это касается и инструментальной, методической стороны, квалификации и мотивации персонала. Система контроля качества непрерывно совершенствуется, чтобы гарантировать соответствие продукции требованиям безопасности, надежности и эксплуатационного комфорта. Хочется отметить, что внимание, которое уделяется этому вопросу в нашей компании, и те инвестиции, которые тратятся на поддержание и совершенствование качественных характеристик продукции, – это стратегия лидера. 

Владимир Змеющенко

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”