Что лучше любых слов говорит об успешности предприятия? Очередь из покупателей, которые готовы выстраиваться в нее снова и снова! И привлекает их оптимальное соотношение цены и качества изделий, в котором первый показатель предельно низкий, а второй, наоборот, максимально высокий.
Автор: Людмила КВАСНИКОВА, руководитель центра разработки и аудита регламентов ДТА
Качество формируется на всех стадиях производства, в том числе на этапе поиска нужных материалов и комплектующих. Эффективное управление закупками может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества предприятия. Экономия средств при выборе закупаемой продукции, при этом поддержание ее качества на высоком уровне – такова первостепенная задача любой службы закупок.
Если ранее производители снисходительно относились к определенному проценту брака в поставке из-за низкой цены партии, то теперь такое положение вещей поменялось в корне. Причиной стало осознание того факта, что взыскивать с недобросовестного поставщика материальные убытки все-таки получается, но восстановить потом репутацию в глазах потребителей становится невозможным. Если из-за некачественного материала пострадает конечная продукция и будет причинен вред покупателю, он, не вдаваясь в первопричины проблемы, просто больше не станет приобретать такую технику. А производитель потеряет рынок сбыта. Так что покупку несоответствующих материалов и комплектующих можно сравнить с ящиком Пандоры, который до поры до времени никак себя не проявляет. Но стоит его задеть, и он начинает продуцировать проблемы.
На сегодняшний день индекс удовлетворенности потребителя качеством техники Концерна «Тракторные заводы» в целом выше прогнозируемого (при цели в 4,5 балла, фактически удовлетворенность по некоторым видам техники достигает 4,63 балла). Но по отдельным видам продукции отмечается невыполнение показателей по уровню качества. При этом анализ претензий потребителей показывает, что причиной по-режнему являются именно некачественные материалы и комплектующие от сторонних производителей.
Традиционно большинство компаний имеет в запасе сразу несколько поставщиков продукции. Считается, что наличие сразу нескольких источников гарантирует стабильность поставок: возможные сбои всегда можно компенсировать аналогичной продукцией от других поставщиков. Подобный подход поддерживает здоровую конкуренцию и не позволяет производителям значительно увеличивать цены на товар.
Однако у этого вопроса есть и оборотная сторона – для повышения эффективности процесса изготовления готового продукта необходимо обеспечивать применение материалов со стабильными свойствами. Опыт показывает, что характеристики сырья, поставляемого разными производителями, могут существенно различаться. Поэтому для поддержания высокого качества изделий лучше иметь одного-два проверенных поставщика. Кроме того, с меньшим числом контрагентов проще организовать профилактическую работу по предотвращению некачественных поставок.
Практика работы с немногочисленными, но проверенными поставщиками широко распространена в Японии, где мелкие комплектаторы работают преимущественно только на одну крупную фирму. Потеря производственной независимости компенсируется для них стабильностью сбыта и возможностью опереться, при необходимости, на мощь партнера-гиганта. Раньше попытка вмешаться в производственный процесс поставщика рассматривалась как посягательство на его независимость. Взаимодействие покупателя и продавца ограничивалось заключением договора. Как поставщик проводит входной контроль, как он соблюдает технологию и обучает своих работников, как у него распределена ответственность за качество – все это считалось внутренним делом поставщика. Сейчас же ситуация в корне изменилась, солидные потребители предъявляют очень жесткие требования к своим поставщикам.
К примеру, потенциальный зарубежный деловой партнер уже предъявляет к нашим заводам (как к возможным поставщикам) требования по использованию инструментов обеспечения качества PFMEA, APQP, PPAP и др. Для большинства людей это лишь набор букв. На самом же деле речь идет о внедрении элементов международного стандарта ISO/ TS 16949 к системам менеджмента качества предприятий автомобильной промышленно- сти. Без этого крупные иностранные потребители не станут размещать заказы.
Многие известные компании разрабатывают и успешно применяют на практике руководства по обеспечению качества для поставщиков. В настоящее время в Концерне «Тракторные заводы» тоже ведутся работы по созданию подобного документа, предусматривающего ужесточение требований к «закупкам». К примеру, недавно в договор с одним из ведущих поставщиков Концерна был включен пункт, оговаривающий в случае выявления брака на входном контроле полную оплату поставщиком затрат на перепроверку продукции.
Когда нет возможности сменить поставщика, необходимо усиление входного контроля. С этой целью на предприятиях нашего холдинга активно используется оборудование для проверки механических и химических свойств закупаемой продукции.
Например, недавно специалисты службы заместителя генерального директора по качеству разработали и внедрили в ОАО «Промтрактор» стенд для проверки качества устройства контроля уровня топлива. Дело в том, что за последнее время был зафиксирован ряд отказов из-за дефекта «неверные показания датчика уровня топлива» тракторной техники с общей стоимостью устранения в несколько десятков тысяч рублей. Причина крылась в некорректной работе покупных комплектующих. Сейчас эта проблема устранена.
Специалисты ОАО «Промтрактор» – начальник бюро входного контроля качества поставок Радмир ГАДИУЛЛИН и контролер Валентина ИВАНОВА – проводят испытания устройств контроля уровня топлива
В ЗАО «Промтрактор-Вагон» успешно применяется другое оборудование для контроля – универсальная разрывная машина, которая во время испытаний на растяжение с легкостью выявляет несоответствующие по механическим свойствам комплектующие. Благодаря этой испытательной машине мы смогли предотвратить появление отказов при эксплуатации навесного оборудования.
В условиях отсутствия достаточного финансирования и возможности заменить «нерадивых» поставщиков приходится искать скрытые резервы, направленные на снижение потерь и разработку эффективных приемов воздействия на контрагента. Сегодня ключевым способом борьбы с дефектами закупаемой продукции являются не только стандартизация, ужесточение требований к поставщикам, применение средств инструментального контроля, но и профилактическая работа с ними. Это направление включает совместно разрабатываемые технические мероприятия, нацеленные на повышение качественных характеристик, достоверности контроля и совершенствование системы менеджмента качества. Многовекторная работа Концерна «Тракторные заводы» в деле борьбы за высокое качество закупаемой продукции многократно снижает риски пропуска брака поставщика в готовую технику, повышая тем самым доверие потребителей.
Фото Николая МАРКУШИНА