«Трубопроводный транспорт нефти» 0 комментариев

Система контроля качества материально-технических ресурсов: Опыт АК «Транснефть»

Для обеспечения качества материально-технических ресурсов (МТР), поставляемых на объекты организаций системы «Транснефть», В ОАО «АК «Транснефть» внедрена многоуровневая система контроля, определяющая требования к применению, изготовлению, монтажу и эксплуатации МТР.

Павел Шотер, главный механик ОАО «АК «Транснефть»

Михаил Веселов, начальник отдела сопровождения поставок МТР ОАО «АК «Транснефть»

Вадим Турчин, начальник отдела комплектации ОАО «АК «Транснефть»

Евгений Золотых, начальник управления надзора за изготовлением продукции ООО «Транснефть Надзор»

Действующая в ОАО «АК «Транснефть» система контроля качества материально-технических ресурсов минимизирует риски применения некачественной продукции, мотивирует заводы-изготовители к внедрению передовых технологий, повышению культуры производства. На каждом из уровней этой системы ставятся и решаются свои задачи.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

При сегодняшнем многообразии рынка промышленного оборудования и материалов потребители сталкиваются с определенными рисками, связанными как со степенью добросовестности поставщиков и производителей, так и с качеством самих материально- технических ресурсов. Спектр характеристик схожих по назначению МТР, входящих в состав объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, чрезвычайно широк, поэтому первоочередное внимание уделяется лежащей в основе технической политики ОАО «АК «Транснефть» нормативной документации, регламентирующей требования к техническим и эксплуатационным характеристикам МТР. Нормативные документы разрабатываются на каждый вид продукции, изготавливаемой для компании.

Контроль параметров корпуса магистрального насоса, изготовленного в рамках программы импортозамещения

Контроль параметров корпуса магистрального насоса, изготовленного в рамках программы импортозамещения

Инструментом защиты ОАО «АК «Транснефть» от недобросовестных производителей служит Реестр основных видов продукции (Реестр ОВП). Он разработан в соответствии с Перечнем основных видов продукции, который определяет номенклатуру МТР, непосредственно влияющих на безопасность объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Таким образом, Реестр ОВП играет роль своеобразного фильтра, который позволяет на начальном этапе исключить возможность поставки продукции, не отвечающей требованиям компании.

В своем нынешнем виде Реестр ОВП действует с июня 2012 года. Тогда же компания значительно повысила требования к производителям продукции. Раньше для включения в реестр рассматривалось только соответствие технической документации производителя требованиям ОАО «АК «Транснефть». Сегодня процедура включения продукции в Реестр ОВП состоит из трех этапов.

На первом этапе комиссия компании проверяет готовность завода к выпуску продукции: техническую и приборную оснащенность производственных участков, условия работы, квалификацию и аттестацию персонала. На втором ООО «НИИ Транснефть» выполняет экспертизу технической документации МТР на соответствие требованиям, изложенным в нормативной документации компании. На третьем этапе производится испытание опытного образца продукции для подтверждения ее соответствия заявленным требованиям и техническим характеристикам. И только по результатам всех этих трех этапов формируется экспертное заключение. Если оно положительное, компания принимает окончательное решение о включении продукции завода в Реестр ОВП.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Когда проведены конкурсные процедуры и определен поставщик продукции, контроль ее качества переходит в область производственного процесса.

Как правило, на каждом заводе существует собственная служба качества или отдел технического контроля (ОТК). Тем не менее ОАО «АК «Транснефть» на правах заказчика ввела дополнительную контрольную функцию – «технический надзор заказчика». Компания определила наиболее значимую продукцию, за которой необходим контроль при ее изготовлении: трубы стальные электросварные, соединительные детали трубопроводов, запорная трубопроводная арматура, вантузы нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, конструкции металлических стальных вертикальных резервуаров, магистральные и подпорные насосы, опоры трубопроводов и высоковольтных линий, электродвигатели для подпорных и магистральных насосов, трансформаторные подстанции.

Технический надзор заказчика – мера вынужденная, но, безусловно, необходимая и обоснованная. Дело в том, что даже при соблюдении всех процедур включения изготовителя продукции в Реестр ОВП существенное влияние на результат производства оказывают субъективные факторы.

Стенд для проведения гидравлических испытаний запорной арматуры

Стенд для проведения гидравлических испытаний запорной арматуры

Так, например, наличие на всех заводах ОТК не гарантирует им одинаково высокий статус, а потому различно и их влияние на технологический процесс производства. На некоторых заводах ОТК зависим от технического руководства предприятия, а порой и от руководства цеха, который производит продукцию. Не всегда руководитель ОТК может остановить производство, даже имея для этого достаточные основания. И чтобы у руководства не возникало соблазна поставить обеспечение сроков выполнения заказов выше качества выпускаемой продукции, реализуется технический надзор заказчика – независимый от производителя и наделенный определенными полномочиями.

При проведении технического надзора, функции которого в настоящее время выполняют ООО «Транснефть Надзор» и ООО «Транснефть-энерго», осуществляется контроль за изготовлением и отгрузкой продукции. Он включает несколько этапов: входной контроль материалов (проверка соответствия сертификатных данных требованиям нормативной документации, проверка химического состава и механических свойств материалов), контроль в ходе производства (контроль механической обработки, сборки, сварки, неразрушающих и разрушающих методов контроля, приемо-сдаточных испытаний), окончательная приемка (контроль нанесения изоляции, антикоррозионного покрытия, упаковки, маркировки и отгрузки), проверка разрешительной, эксплуатационной и сопроводительной документации.

ОБЕЩАЛ – ВЫПОЛНЯЙ

Порядок взаимодействия заводов-изготовителей и технического надзора определен в договоре на поставку продукции, в котором закреплено право организаций системы «Транснефть» контролировать ход ее изготовления.

Взаимодействие технического надзора и заводских служб качества осуществляется на основании требований трех документов: плана организационно-технических мероприятий, положения о взаимодействии специалистов технического надзора со службами завода-изготовителя и плана технологического контроля изготовления продукции, инспекции ее качества и отгрузки.

Эти документы определяют мероприятия, необходимые для организации работ по техническому надзору на конкретном заводе. В них изложены обязанности представителей технического надзора и специалистов завода, установлена очередность технологических и контрольных операций, указана нормативная документация, контролируемые характеристики, средства и объемы контроля со стороны служб ОТК завода- изготовителя и технического надзора, места проведения контроля, порядок устранения выявленных нарушений. Только после того, как инспектор технадзора удостоверится, что все выполнено с соблюдением установленных нормативов, подписывается соответствующий документ качества и ставится его личная печать.

Обязательным условием для производителя является выполнение требований технической документации по вопросам качества выпускаемой продукции. На отдельных производствах бытует мнение, что требования ОАО «АК «Транснефть» излишне завышены. Однако после детального рассмотрения «горячих» вопросов становится очевидно: эти «завышенные» требования есть не что иное, как условия выпуска качественной продукции, задекларированные изготовителем на стадии вхождения в Реестр ОВП в своих технических условиях, стандартах, инструкциях, мероприятиях и многих других документах. Выдачу замечаний технического надзора к технологическим операциям в таких случаях можно сформулировать просто, но понятно: «обещал – выполняй».

КАЧЕСТВО НЕ ТЕРПИТ КОМПРОМИССОВ

Порой, чтобы не допустить поставки МТР, не соответствующих нормативным требованиям, компания вынуждена приостанавливать приемку и отгрузку продукции по заказам ОСТ. Эта крайняя мера, которая заставляет производителей более ответственно относиться к изготовлению продукции, применяется, в частности, при выявлении на предприятии систематических нарушений или брака.

Приходилось, например, приостанавливать отгрузку трубы из-за применения на заводе некачественного металла, сбоев в работе контрольно- измерительного оборудования, недостаточности мер по сохранности продукции при ее транспортировке в железнодорожных вагонах.

Так, на проекте строительства нефтепровода-отвода на Комсомольский НПЗ при входном контроле были обнаружены трубы с поврежденной изоляцией. По этому факту было проведено совместное расследование, которое выявило: повреждения – следствие недостаточно надежной схемы погрузки труб в вагоны, которая не обеспечивала их сохранность при дальних перевозках.

Изготовители откорректировали схемы размещения и крепления труб в вагонах с учетом замечаний, выданных техническим надзором. Также они усилили контроль за состоянием подвижного состава и качеством оснащения вагонов вспомогательным реквизитом. Последующие отгрузки показали: принятые меры дали положительный результат. Важно отметить, что схемы погрузки уточнили все заводы-изготовители трубной продукции.

За грубые нарушения требований нормативной документации компании производитель может быть исключен из Реестра ОВП. Как правило, это происходит из-за выявления несоответствия поставляемой продукции заявленным требованиям по результатам проведения периодических испытаний или инспекций производства. Также процедуру исключения предприятия из реестра могут инициировать ОСТ, приобретающие продукцию.

Основанием могут стать негативные отзывы при эксплуатации оборудования, комплектующих и материалов, отрицательный результат периодических испытаний, а также срыв сроков поставки продукции по контрактным обязательствам на два месяца и более.

Выявленный заказчиком брак продукции – это серьезный имиджевый риск для ее изготовителей. Ведь любое несоответствие требованиям качества – это темное пятно на репутации производителя, который, как правило, работает с серьезными, крупными заказчиками. С другой стороны, приостановка производства может повлиять на сроки проведения строительно-монтажных работ и ввода в эксплуатацию объектов строительства. Тем не менее ОАО «АК «Транснефть» идет на такие жесткие меры, потому что в вопросах качества компромиссов быть не может.

МОНИТОРИНГ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ

В последнее время заводы нацелены на выпуск качественной продукции, и описанные выше ситуации возникают довольно редко. Но надо отметить, что достигну тая стабильность не в последнюю очередь объясняется тем, что технический надзор стал работать на опережение.

В 2014 году ООО «Транснефть Надзор» поставило для себя задачу не просто контролировать выпуск продукции, но и вести мониторинг ее производства. Было введено в действие «Положение о порядке подготовки и направления предложений по совершенствованию процессов производства и контроля качества поднадзорной продукции».

В рамках мониторинга специалисты технического надзора совместно с заводскими службами качества оценивают технологичность производственных процессов, анализируют достаточность видов и объемов контроля качества выпускаемой продукции, возможность применения более эффективных технологий, оборудования. Это позволяет определить, насколько техническое оснащение предприятия дает возможность выпускать продукцию качественно и в установленные сроки. Одним из элементов мониторинга является сравнительный анализ однородных производств, выявление наиболее эффективных технологий и распространение их в той или иной мере на всех заводах.

Если дефекты продукции выявляются систематически, проводится тщательный анализ причин. Результаты доводятся до сведения служб завода, выдаются рекомендации по улучшению процессов производства и улучшения качества выпускаемой продукции. При необходимости вносятся изменения в нормативные документы компании. За время проведения мониторинга технический надзор подал заводам-изготовителям более 200 предложений, которые были ими реализованы.

Так, например, АО «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций им. Н.Е. Крюкова», производящее металлоконструкции резервуаров, при заготовке профильного металлопроката (уголков, швеллеров) использовало газовую резку. Она отличалась низкой производительностью и точностью, создавала необходимость большого технологического припуска для учета зоны термического влияния. При выполнении технологической операции по врезке люка-лаза, патрубка опорной стойки на коробах плавающей крыши на заводе тоже использовался газовый резак. Это приводило к образованию шлака, наплыву металла и неровному срезу.

Чтобы исключить влияние негативных факторов этого способа резки, на предприятии, по предложению специалистов ООО «Транснефть Надзор», было внедрено применение ленточных пил и аппаратов ручной воздушно-плазменной резки. Это повысило производительность, снизило металлоемкость и обеспечило высокое качество реза, не требующего последующей механической обработки.

Мониторинг позитивно повлиял и на приборную оснащенность заводов, внедривших автоматические адгезиметры, портативные анализаторы химического состава металла, резьбовые калибры, криокамеры с функцией поддержки стабильной температуры. Предприятия заменили мониторы на участках рентгенотелевизионного контроля, устанавливают приборы контроля и регистрации режимов технологических операций термообработки. Это позволило повысить точность измерений контрольных операций и результатов лабораторных испытаний, снизить влияние пресловутого «человеческого фактора».

ПРОВЕРКА НА МОНТАЖЕ

После того как подписаны сопроводительные документы и отгружена продукция, функции технического надзора в отношении этой продукции считаются выполненными. Однако продукция не остается бесконтрольной. На объекте строительства приемка материалов и оборудования проводится под контролем представителей заказчика и строительного контроля ООО «Транснефть Надзор».

Входной контроль продукции – дело ответственное. Он осуществляется при выгрузке с транспортных средств и перед передачей в монтаж на объектах строительства. Проводится проверка на наличие механических повреждений, которые могли произойти при перевозке продукции. Визуально контролируется 100% объема продукции, инструментальный контроль с помощью приборов неразрушающего контроля проводится выборочно в объеме 5% от партии, но при обнаружении несоответствия проверке подвергается вся партия.

На этапе строительства контролируется выполнение установленных нормативной документацией требований по приемке, хранению, монтажу и испытанию продукции. При обнаружении некачественной продукции поставщик осуществляет ее замену в рамках гарантийных обязательств.

СИСТЕМА ДУМАЕТ О БУДУЩЕМ

Для оценки и повышения качества закупаемых МТР в компании установлен порядок сбора, систематизации и проведения анализа сведений об отказах и браке, обнаруженных в гарантийный и постгарантийный периоды, а также о МТР ненадлежащего качества, не принятых по результатам входного контроля.

ООО «НИИ Транснефть» на основании предоставленных ОСТ сведений формирует базу данных по оценке качества основных видов продукции, поставленных на объекты ОСТ, и базу отзывов по организациям-поставщикам МТР и донесений о производителях продукции.

Информация, полученная по результатам проведенного институтом анализа данных, применяется в закупочной и производственной деятельности компании. Она позволяет оптимизировать исполнение условий договоров поставки МТР, проводить предварительный предквалификационный отбор, разрабатывать новые и перерабатывать действующие нормативные документы, регламентирующие требования к качеству изготовления МТР, усиливать контроль за производителями, допустившими брак.

Таким образом, выстроенная в ОАО «АК «Транснефть» система контроля качества позволяет не только свести к минимуму риски использования компанией не соответствующей ее требованиям продукции в настоящем, но и страхует от подобных рисков в будущем.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”