«Орбиты Протона» 0 комментариев

Мыслить категориями качества: Опыт «Протон-ПМ»

«Протон-ПМ» бережно создает репутацию стабильного производителя, о чем говорит коэффициент надежности РД-276 (0,998), признанный мировым рекордом в классе мощных жидкостных ракетных двигателей. О новых задачах, стоящих перед коллективом, рассказал главный контролер Александр Лядов. 

Александр Лядов, главный контролер

Александр Лядов, главный контролер, «Протон-ПМ»

Благодарим редакцию газеты "Орбиты Протона" за предоставление данного материала. 

– Александр Юрьевич, с учетом масштабных преобразований, которые сейчас происходят в ракетно-космической отрасли, меняются ли на предприятии требования к качеству продукции и подходы в системе качества?

– Вопросам качества отведено одно из центральных мест. Целью стратегического развития госкорпорации «Роскосмос» в данной области является внедрение базовой конфигурации системы менеджмента качества (СМК), обеспечивающей постоянное повышение качества ракетно-космической техники и создание управляемых условий, способствующих росту конкурентоспособности и экономической эффективности предприятий в рамках госкорпорации. По результатам общей оценки функционирования СМК разработана стратегия развития, основанная на принципах непрерывного улучшения показателей качества продукции и СМК. Для реализации функции управления качеством в госкорпорации создан совет по качеству, определена базовая модель СМК на основе стандарта ГОСТ Р ЕН 9100 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности». Хотя он и разработан на основе ГОСТ ИСО 9001, документ содержит ряд дополнительных, новых для нас требований. Например, полнее раскрыты вопросы работы с поставщиками, усилены требования к процессам производства, установлены требования по управлению рисками.

С целью унификации требований к качеству и внедрения лучших практик начата разработка корпоративных нормативных документов, внедрение единой системы измеримых показателей качества. Безусловно, эти нововведения потребуют от предприятия определенной функциональной перестройки практически по всем направлениям деятельности, но при этом требования к качеству продукции останутся на неизменно высоком уровне. 

– Какие изменения произошли в связи с переходом предприятия под управление АО «НПО Энергомаш»? Как происходит взаимодействие служб качества предприятий?

– В настоящее время совместно с коллегами из АО «НПО Энергомаш» и АО «КБХА» мы работаем над созданием целого ряда документов по управлению процессами системы менеджмента качества холдинга, проводим апробацию предложенной госкорпорацией «Роскосмос» системы измеримых показателей качества, приступили к реализации проектов по затратам на качество, автоматизированному учету и оформлению отступлений от требований конструкторской документации. В перспективе планируется проведение совместных технологических аудитов предприятий холдинга и поставщиков. 

– Контролер – одна из самых многочисленных на предприятии профессий. Расскажите, как происходит смена поколений в Вашем коллективе, как передается опыт и обучаются молодые специалисты?

– Процесс смены поколений неизбежен, и служба качества здесь не исключение. Главное на этом этапе – видеть пути для совершенствования работы, четко представлять облик современного контролера, который шагает в ногу со временем, владеет компьютерными технологиями, осваивает новые методы контроля, развивается как личность. Современные системы контроля, имеющиеся на нашем предприятии, позволяют избегать ошибок при замерах, снижают влияние человеческого фактора, повышают объективность результатов и расширяют возможности контроля. Для контролера, владеющего в совершенстве этой техникой, не существует секретов в профессии, потому он всегда на вес золота. Два года назад для реализации пилотного проекта по освоению координатно-измерительной техники, запущенного на базе центральной измерительной лаборатории (ЦИЛ), мы пригласили специалистов из других предприятий. Они не только освоились у нас, но и научили работать на оборудовании контролеров ЦИЛ и цехов. И сейчас даже работники с многолетним стажем охотно обучаются и с интересом осваивают современную технику. Это направление, безусловно, является для нас приоритетным и будет стремительно развиваться на предприятии. 

– В своих докладах на оперативных совещаниях у исполнительного директора Вы сообщаете об увеличении количества карточек разрешения. С чем это связано, какая работа проводится для снижения их количества?

– Сейчас предприятие переживает непростой этап, связанный с большим объемом опытно-конструкторских работ в рамках государственного оборонного заказа. Идет естественный процесс приобретения опыта, определенных навыков и знаний у всех категорий работников, в том числе и у руководителей предприятия. Освоение новых технологий связано с многочисленными изменениями и доработками, что и является основным источником увеличения количества карточек разрешения. Ошибки на этом этапе, наверное, неизбежны и есть у всех, но их обязательно нужно уметь признавать, анализировать, делать выводы, чтобы не допускать вновь.

К сожалению, не все это понимают. Желание отдельных руководителей скрыть проблемы своего подразделения от стороннего взгляда столь естественное и сильное, что поначалу вызывает уважение. Правда, иногда трудно отделаться от ощущения, что это желание того же рода, что и у студента, который стремится скрыть от преподавателя свое непонимание предмета.

Государству нужен качественно собранный и работающий на боевых режимах двигатель, а не корпуса, крышки и магистрали, изготовленные с отступлениями от конструкторской документации и сданные в установленный срок в цех сборки. Когда мы все научимся мыслить и руководствоваться категориями качества, а не процентами, штуками и нормочасами, тогда и получим снижение затрат на устранение несоответствий, экономию по браку и, как следствие, уменьшение количества карточек разрешения. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, думаю, и результаты не заставят себя ждать. 

– Относительно недавно служба качества начала составлять свой рейтинг цехов. По каким критериям оценивается их работа?

– Как оценить цех, хорошо или плохо он работает? Можно сколько угодно говорить о качестве, но без конкретных критериев и показателей это будет всего лишь субъективное мнение. Претензии от потребителя, возвраты от военного представителя, из цеха сборки, межцеховые возвраты, количество оформленных карточек разрешения, акты инспекции качества, летучего контроля военного представителя, грубые нарушения по качеству – вот основные критерии, которые мы используем при оценке цехов. Каждый критерий имеет свой коэффициент весомости, который зависит от категории цеха. Например, один и тот же критерий в механическом и сборочном цехах имеет разную весомость. Связано это, прежде всего, с разной степенью ответственности за конечный результат работ, которая в сборочном цехе гораздо выше. Понятно, что у всех цехов разные объемы работ, там работают разные люди. Но отстающим нужно кардинально пересмотреть свой подход к вопросам качества и стремиться к уровню цехов, которые имеют лучшие показатели в рейтинге. 

– Не так давно Вы сообщили, что будет значительно уменьшено количество работающих на самоконтроле. С чем это связано?

– Работа на самоконтроле – один из инструментов повышения качества выпускаемой продукции конкретными исполнителями на рабочих местах. Если работник выполняет все требования системы менеджмента качества, не нарушает технологических процессов и выпускает бездефектную продукцию, ему доверяется право трудиться на самоконтроле. В настоящее время так работают 354 человека. По итогам проверок отделом менеджмента качества, стандартизации и сертификации 43 из них оказались в списке тех, кто в течение года неоднократно допускали нарушения установленных положений по качеству. Это недопустимо для работников, которые на каждую изготовленную деталь и сборочную единицу ставят личное клеймо и расписываются в маршрутно-сопроводительной документации за годность продукции вместо контролера. Естественно, теперь они лишены такого права и вернутся к работе на общих основаниях. Подобные проверки планируется проводить систематически, и по их результатам будут приниматься соответствующие решения. Доверием предприятия необходимо дорожить. 

Беседовала Наталья Чугаева

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”