«Качество – это исключительно черно-белый показатель. Оно либо есть, либо его нет»

Производство ракетно-космической техники – высокотехнологичное и очень дорогое. Любое мелкое отклонение может отрицательно сказаться на результате. Поэтому надежность и качество продукции являются приоритетами работы НПО Энергомаш. О том, что нужно делать, чтобы продукция соответствовала высоким стандартам, нам рассказал заместитель генерального директора — директор по качеству АО «НПО Энергомаш» Василий Марфин.

03 декабря 2018

Благодарим Пресс-службу АО «НПО Энергомаш» за предоставление данного материала.

Василий Марфин, директор по качеству АО «НПО Энергомаш»

Василий Марфин, директор по качеству АО «НПО Энергомаш»

— Василий Васильевич, какие цели поставило перед собой НПО Энергомаш в 2018 году в области обеспечения качества и надежности выпускаемых двигателей, чем они отличаются от целей 2017 года?

— Цели, которые мы поставили перед собой в этом году, более амбициозные, чем в 2017. Каких областей они касаются? Прежде всего, это затраты на брак и доработку. В 2017 году мы для себя определили возможные затраты на уровне 2 % от выпускаемой нами продукции, сегодня этот процент снижен до 0,6 %. Повысили мы и коэффициент качества труда подразделений — 0,92 по сравнению с 0,9 в 2017 году. Еще одним важным показателем определили для себя количество отступлений на каждый товарный двигатель по всем видам продукции. И что очень важно, ввели нулевой порог толерантности к отступлениям, которые обнаруживают наши заказчики, то есть доля рекламаций на нашу продукцию должна быть равна нулю. При том, что раньше мы допускали порядка 10 % (один рекламационный акт на 10 двигателей). Ну и конечно, важный показатель — отсутствие аварийных ситуаций. Такой же показатель был и в прошлом году, и сегодня мы ставим перед собой эту же цель.

— Можно ли сказать, что сегодня мы идем в ногу с намеченными планами?

— В целом — да. По состоянию на сегодняшний момент практически все цели мы выполняем, хотя есть, конечно, трудности, связанные с затратами на брак и доработку. В первую очередь это касается недавних выпадов по качеству, связанных со сбоями работы наших двигателей при огневых испытаниях и после них, но пока мы в намеченных планах.

— Почему, на ваш взгляд, случается брак и какие правила ни в коем случае нельзя нарушать в своей работе?

— Я не делю правила на те, которые можно нарушать и нельзя. Для меня качество — это исключительно черно-белый показатель. Оно либо есть, либо его нет, поэтому если бы на ваш вопрос я бы ответил, что есть какие-то правила, которые можно нарушать, то это было бы против моего понимания понятия «качество» и своей работы. А основная причина брака — это человеческий фактор. И это не всегда ошибка рабочего, который стоит у станка, выполняет сборочные операции или проводит испытания. Это бывает и ошибка конструктора или технолога. Сейчас мы пытаемся нивелировать количество отступлений, используя разные методы, среди которых и внедрение средств объективного контроля, и мотивация, чтобы люди более ответственно относились к своей работе. Но не обходится и без жёстких мер. И задача руководства, на мой взгляд, состоит в том, чтобы соблюсти правильный баланс, потому что исключительно кнутом или только пряником никаких результатов не добиться.

— Насколько услуги поставщиков влияют на показатели по качеству?

— Безусловно, от качества поставляемых материалов и комплектующих изделий зависит достаточно много. Порядка трети из стоимости сегодняшних доработок по браку и устранению несоответствий — это результат работы наших поставщиков. Нами выставлено значительное количество рекламаций. Кстати, претензии, которые мы получили в этом году от наших заказчиков, тоже связаны с работой наших поставщиков.

— Будут ли на предприятии внедряться какие-то новые меры по обеспечению качества выпускаемой продукции?

— В настоящее время активно ведется цифровизация предприятия, в том числе и в вопросах качества. Мы двигаемся по пути создания «цифрового двойника» двигателей и производства в целом. Внедрение современных цифровых технологий в контроль качества производимой продукции касается применения различных цифровых моментальных ключей, новейших координатно-измерительных машин и датчиков, направленных на контроль параметров технологических процессов, и, конечно, сбор и анализ всей информации, которую дают эти цифровые средства. Полученная информация будет использоваться для прогнозирования качества выпускаемой продукции. Все эти средства направлены на автоматизацию операций, выполняемых службой технического контроля, и исключение человеческого фактора.

Мир не стоит нас месте — каждые пять лет выпускаются новые стандарты ISO. Мы уже подготовили документ по управлению рисками на предприятии. В соответствии с новым стандартами будет вестись вся дальнейшая работа предприятия в области качества выпускаемой продукции. Это наше нововведение, которое соответствует мировой практике управления рисками. Конечно, мы будем развиваться и дальше, стараясь применять передовые технологии в области качества.

— Прошел ли НПО Энергомаш сертификацию на соответствие ГОСТ ИСО 90001?

— Мы успешно прошли эту сертификацию, у нас не было ни одного замечания, только рекомендации по улучшению работы. Наличие сертификации — это обязательное условие для выполнения контрактных обязательств нашим предприятием на территории Российской Федерации, связанное в том числе с гособоронзаказом и поручениями госкорпорации «Роскосмос». И я благодарю всех сотрудников Энергомаша, потому что прохождение очередной сертификации — это не только плюс в копилку службы качества, а наша общая заслуга и победа.

АО «НПО Энергомаш»

АО «НПО Энергомаш»

— Как новые сотрудники адаптируются на предприятии?

— В этом направлении мы работаем в тесной связке с управлением по работе с персоналом. Когда работник приходит на предприятие, сначала он проходит курс ознакомления с действующей на предприятии нормативной документацией, в том числе и со стандартами качества. Следующее — это, конечно, наставничество. Для каждого вновь прибывшего работника назначается наставник — один из наиболее опытных и грамотных специалистов. Человек, который работает с новым сотрудником, должен ему все рассказать и показать, объяснить, какую технику и продукцию мы производим. А самое главное — дать понять, что есть ключевое требование: если ты что-то сделал не так, найди в себе смелость сказать об этом. У нас строгий учет деталей, на всех стадиях продукция проходит тщательный контроль, и если ты сейчас не рассказал о каком-то допущенном нарушении и мы сразу какое-то решение по этому случаю не приняли, то все равно через день, два, неделю это обязательно выявится.

Кроме того, каждый исполнитель, который пришел на предприятие, проходит у нас аттестацию. С прошлого года на всех работников, выполняющих технологические операции, заведены аттестаты. В нем прописаны стандарты, которые он знает, и выполняемые им работы. Также на первой странице есть обязательства в области качества, за которые он расписывается, лист ознакомления.

— Как вы считаете, есть идеальное предприятие, которое работает без сбоев в области качества?

— Мне кажется, что таких предприятий не существует. Проблемы с качеством могут быть везде. Недавно я видел на дороге Ferrari с открытым капотом, потому что он сломался. Так что такое случается, но мы должны работать над ошибками. Наша ключевая задача в том, чтобы потребитель получил качественную продукцию, и служба качества должна создавать барьер, препятствующий появлению брака.

Текст: Мария Зырянова

Начать обсуждение


UP-PRO в сетях