Вводный инструктаж по качеству: опыт ПАО «ОДК–Сатурн»

Приходя работать в ПАО «ОДК–Сатурн», перед тем как приступить к выполнению работ, каждый сотрудник проходит первичное инструктирование в отделе кадров. Один из инструктажей посвящен вопросам обеспечения качества. По инициативе управляющего директора предприятия с 2015 года проводится первичное ознакомление вновь нанятых работников с требованиями по системе менеджмента качества (далее СМК), а с 2017 года вводный инструктаж по СМК стал актуальным для всех организаций ОДК. Об особенностях этой работы и содержании вводных лекций рассказывает главный специалист управления качества, сертификации и стандартизации Елена Беляева. 

21 июня 2019

Благодарим пресс-службу ПАО «ОДК–Сатурн» за предоставление данного материала.  

Качество в ОДК-Сатурн

ПАО «ОДК–Сатурн» – предприятие с более чем столетним опытом работы, с численностью свыше 13000 человек. Наша компания полного цикла, она специализируется на разработке, производстве, послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и судов. Именно виды деятельности, продукция и услуги, а также сложившаяся практика работы нашей организации и сформировали систему обеспечения качества, действующую на сегодняшний день.

Требования к системе обеспечения качества установлены на уровне российского законодательства и международных стандартов. Эти требования сформулированы в законах, стандартах и правилах, которые постоянно актуализируются сертификационными и надзорными органами. Для выполнения работ по заявленным видам деятельности, проектирования, производства, техобслуживания и ремонта двигателей ПАО «ОДК–Сатурн» необходимо иметь и поддерживать лицензии и сертификаты. Получение и продление их действия связано с обязательным внедрением и постоянным выполнением требований стандартов и правил, соблюдение которых проверяется с установленной периодичностью представителями сертификационных и надзорных органов при аудитах. В случае нарушения требований и при выявлении критических несоответствий, которые могут подвергнуть сомнению безопасность и надежность выпускаемой продукции и оказываемых услуг, органы по сертификации могут наложить штрафные санкции, приостановить действие сертификата. Это приведет к остановке отгрузки продукции покупателю и соответственно отразится на выплате заработной платы работникам.

Требования стандартов и правил сертификационных и надзорных органов, Госкорпорации «Ростех», АО «ОДК» учтены во внутренних документах системы качества ПАО «ОДК–Сатурн», которые делятся на пять уровней. К документам первого уровня относятся политика и цели в области качества. Политика качества отражает общие намерения руководства в области качества. Для реализации политики в области качества зам. УД, ДН, ГК, ГИ определяют измеримые цели в области качества по направлениям деятельности в возглавляемой службе ежегодно на предстоящий год.

  • Получение и продление действия лицензий и сертификатов связано с обязательным внедрением и постоянным выполнением требований стандартов и правил, соблюдение которых проверяется с установленной периодичностью представителями сертификационных и надзорных органов при аудитах.
  •  Соблюдение каждым работником предписанных процедур является необходимым условием для обеспечения качества выпускаемой продукции. Поэтому важно знакомиться с документами, описывающими правила работы и порядок действий на конкретном рабочем месте.
  • Качество изделия напрямую зависит от четырех основных составляющих: материалов, документов, средств оснащения и исполнителей работ. Каждый работник перед началом выполнения работ обязан убедиться, что эти составляющие соответствуют установленным в ПАО «ОДК–Сатурн» правилам, и только после этого имеет право приступить к выполнению работ.
  • В случае выявления проблем при подготовке рабочего места или во время выполнения работ исполнитель обязан информировать руководителя о возникшей ситуации. А руководитель должен своевременно принять меры для решения проблемы.
  • Работник, обнаруживший несоответствия, обязан предъявить отдельно такую продукцию производственному мастеру. Чем раньше выявлено несоответствие, тем меньшие затраты понесет предприятие.
  • Высокий уровень культуры производства и соблюдение технологической дисциплины  каждым исполнителем на своем рабочем месте являются фундаментом в обеспечении качества продукции.

Второй уровень – это положения о подразделениях, должностные инструкции работников, руководства по качеству и руководства по деятельности организации. Третий уровень – стандарты предприятия. К четвертому уровню относятся инструкции, технологическая и конструкторская документация. Пятый уровень – записи о качестве, подтверждающие, что выполненные работы и отгруженная продукция соответствуют установленным требованиям. Таким образом, система обеспечения качества документирована, и для реализации поставленных задач всегда имеется документ, где описаны действия по выполнению работ.

Соблюдение каждым работником предписанных процедур является необходимым условием для обеспечения качества выпускаемой продукции. Поэтому важно знакомиться с документами, описывающими правила работы и порядок действий на конкретном рабочем месте.

Качество изделия напрямую зависит от четырех основных составляющих: материалов, документов, средств оснащения и исполнителей работ. Каждый работник перед началом выполнения работ обязан убедиться, что эти составляющие соответствуют установленным в ПАО «ОДК–Сатурн» правилам, и только после этого имеет право приступить к выполнению работ.

Материалы, используемые для изготовления, должны быть годными. Это подтверждается сертификатами на материал и другими сопроводительными документами. В большинстве случаев задача мастеров, рабочих и контролеров производственных подразделений – убедиться в том, что в сопроводительной документации на деталь, сборочную единицу сделаны отметки о выполнении предыдущих операций исполнителями работ. А ответственные подразделений закупок и входного контроля обеспечивают поступление от утвержденного поставщика заготовок и полуфабрикатов, соответствующих требованиям документов.

Документы, необходимые для выполнения работ, должны быть доступными (находиться на рабочем месте) и актуальными. В производстве – это технологическая документация. Ее актуальность проверяется ежегодно технологами, что подтверждается штампом «Действительно на 20ХХ год». Задача исполнителя – руководствоваться актуальной документацией, соблюдать правила и порядок выполнения работ, описанный в документе, а обязанность технологических служб предприятия и руководителей подразделения – обеспечить рабочие места исполнителей актуальной и понятной документацией.

Средства оснащения рабочего места (оборудование, оснастка и инструмент для изготовления, сборки, ремонта деталей и сборочных единиц) должны быть в наличии и годными. Годность подтверждается идентификаторами (например отметка синей краской на оснастке или бирка на средстве контроля) и документами (например паспорт на средство измерения). Рабочим и контролерам перед выполнением работ необходимо убедиться в годности средств оснащения по указанной дате. В свою очередь, ответственные подразделения главного инженера и руководство производственных подразделений обеспечивают своевременное оснащение и проверку годности оборудования, оснастки и инструмента для изготовления, сборки, ремонта деталей и сборочных единиц.

Исполнители работ должны обладать соответствующей квалификацией и быть допущенными к выполнению работ. Весь персонал организации периодически проходит аттестацию, по результатам которой принимается решение о соответствии руководителей и специалистов занимаемым должностям, а в случае рабочих и контролеров принимается решение о допуске к выполнению определенного вида работ. С решением аттестационной комиссии персонал знакомится под роспись. Для рабочих и контролеров в квалификационно-аттестационной книжке каждого указано, какие работы он имеет право выполнять. Таким образом, каждый исполнитель имеет право выполнять только те работы, на которые он аттестован. При этом задача руководителей организовывать работы в соответствии с результатами аттестации.

В случае выявления проблем при подготовке рабочего места или во время выполнения работ исполнитель обязан информировать руководителя о возникшей ситуации. А руководитель должен своевременно принять меры для решения проблемы. Любая незаявленная или пропущенная проблема может привести к сложностям на последующих этапах сборки, испытаний, вплоть до остановки двигателя в эксплуатации. В случае двигателей для гражданской авиации остановка двигателя может привести к катастрофе и гибели людей, не говоря уже о последующих за этим расследованием, наложением штрафных санкций, что, безусловно, отразится на заработной плате работников.

По итогам выполнения работ (операций) исполнитель должен проверить результат работ в части получения параметров, указанных в технологической документации. И только убедившись в соответствии параметров, необходимо сделать отметки о выполнении работ в сопроводительной документации и сдать детали производственному мастеру или передать для выполнения на последующие операции.

По циклу изготовления деталей имеются операции контроля, выполняемые контролерами, которые подтверждают соответствие деталей и сборочных единиц требованиям документации.

Каждый исполнитель несет ответственность за выполненные работы и, ставя свою подпись в документе, подтверждает, что работы выполнены согласно установленным правилам и получен требуемый результат. Все записи требуется выполнять разборчиво с соблюдением предназначенных для заполнения граф.

В случае изготовления несоответствующей продукции работник, обнаруживший несоответствия, обязан предъявить отдельно такую продукцию производственному мастеру. Чем раньше выявлено несоответствие, тем меньшие затраты понесет предприятие. Решение о дальнейших действиях с несоответствующей продукцией (доработать, забраковать, направить на рассмотрение конструкторам) принимается советом по качеству подразделения (производственный и контрольный мастер, технолог). Для исключения возможности постановки бракованных изделий и несоответствующей продукции на изделие в качестве годных эта продукция хранится в изоляторе брака до принятия по ней решения.

Соблюдение требований системы качества регулярно проверяется. К проверкам относятся внутренние и внешние аудиты, проводимые аттестованными аудиторами, а также проверки культуры производства и технологической дисциплины, которые ежедневно выполняются работниками БТК в производственных подразделениях. Высокий уровень культуры производства и соблюдение технологической дисциплины каждым исполнителем на своем рабочем месте являются фундаментом в обеспечении качества продукции.

Цель всех проверок и аудитов – подтвердить соответствие фактической деятельности требованиям документов системы качества. В случае выявления несоответствий в подразделениях организуются работы по определению причин несоответствий и выполнению корректирующих действий, позволяющих совершенствовать систему качества организации.

С данной «азбуки качества», а именно вводного инструктажа по СМК, начинается знакомство с системой обеспечения качества каждого нового работника ПАО «ОДК–Сатурн», а дальнейшее ознакомление продолжается на рабочих местах сотрудников в соответствии со спецификой работ в установленном на предприятии порядке. 

Начать обсуждение


СеминарыВыставкиКонференции
UP-PRO в сетях